Конспект урока рефлексии "Состав слова". Русский язык. 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Наталья Сергеевна Окунева

Методическая разработка интегрированного урока  русского языка и литературы для 5 класса по теме "Состав слова" с применением приема микроисследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока56.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: обобщающий урок по теме «Обобщающее повторение».

Класс: 5 класс

Организационный момент.

Н.С. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на котором встретятся две учебные дисциплины: русский язык и литература.

Запишем тему урока «Комплексное повторение».

Как вы понимаете лексическое значение слова «Комплекс, комплексный»?

Класс: общий, обобщающий, все вместе.

Н.С.: Ребята, я попросила вас определить значение слова «Комплекс», и вы с успехом справились. Скажите, а какой раздел языкознания, изученный в 5 классе, нам помог?

Класс: Лексика…

- Какую цель мы должны поставить перед собой? Чего достигнуть по окончании урока? Предложите свои варианты.

Класс: 1. Повторить правила. 2. Повторить разделы учебника.

Н.С. Правильно, то есть наша главная цель – повторить темы, которые мы проходили в 5 классе, подготовиться к итоговому зачету.

А для того чтобы наш урок прошел еще с большей пользой, мы позовем на помощь литературу.

- Ребята, а почему на уроке русского языка литература может стать нашей верной помощницей?

Класс: 1. Литература – это искусство слова, а мы должны знать, как пишутся слова. 2. Произведения литературы – это письменная речь, а мы должны учиться писать грамотно.

Н.С. Все верно. Итак, внимание на доску. Перед вами портрет человека, который являет собой гордость и славу русской культуры. Знаком ли вам этот человек? Что вы знаете о нем?

Класс: 1. Это писатель Л.Н.Толстой. 2. Он написал рассказ «Кавказский пленник».

Н.С. Ребята, вы правы. Но это далеко не все сведения о писателе. Давайте узнаем, что связывает серьезного писателя Л.Н.Толстого и  детей. Посмотрите на доску, где вы увидите фотографии Л.Н.Толстого. И высказывания, принадлежащие ему же. Н.С. читает слова Л.Н.Толстого.  Сделайте вывод: Какое отношение имеет Л.Н.Толстой к детям?

Класс: 1. Толстой любил детей. 2. Толстой учил детей, наверное, был учителем. 3. Толстой писал детские книги. 4. Толстой писал книги, чтобы воспитать детей.

Н.С. Правильно, ребята. Лев Николаевич любил детей. Посвятил им свою жизнь. Основал школу для крестьянских ребят. Сам написал для них учебные книги. Учил их. Считал, что школьники должны добросовестно изучать все школьные предметы. Поэтому и мы с вами вновь возвращаемся к теме урока «Комплексное повторение». Внимание на доску. Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова – термины, называющие значимые части слова – морфемы.

Класс:

Н.С. Ребята, разберите по составу слова. Из каких морфем состоят эти слова.

БАСН-Я,  БАСН- О- ПИС- ЕЦ,  МОРАЛЬ-

-Что такое БАСНЯ? ( краткий рассказ нравоучительного характера).

-Что такое мораль? (начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)

-Кого мы называем баснописцем? (писатель, который пишет басни).

-Ребята, что объединяет И.А.Крылова, М.В.Ломоносова, древнегреческого поэта Эзопа, французского писателя Жана де Лафонтена и Л.Н.Толстого?

Класс: 1. Они были писателями. 2. Они писали басни.

Н.С.. Именно басни Л.Н.Толстого помогут нам повторить пройденное в 5 классе. Перед вами тексты басен Толстого «Рыбак и рыбка», «Лгун», «Два товарища», «Отец и сыновья».

Итак, мы с вами разделились на 4 команды. Каждая команда получает свое задание. Выделяем время на подготовку. А далее внимательно слушаем друг друга и делаем выводы.

Задание для команды №1 «МОРФЕМИКА» (на слайде)

  1. Найти в баснях слова, которые построены по модели

 (корень+окончание (басня «Рыбак и рыбка»), приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание+постфикс (басня «Два товарища»), корень + суффикс («Отец и сыновья»).

  1. Провести наблюдение и сделать вывод о строении слова, какая морфема является в слове обязательной? Почему?
  2. Найти в тексте басен «Рыбак и рыбка», «Лгун»  слова с одинаковым корнем.
  3. Провести наблюдение и сделать вывод, чем отличаются слова с одинаковым корнем? Дать определение таким словам. Все ли слова с одинаковым корнем можно назвать однокоренными?

Задание для команды №2 «ЛЕКСИКА» (на слайде)

1. Подберите из текстов басен синонимы к словам:

Толк, прок ( из басни «Рыбак и рыбка»)………………………………

Лжец (из басни «Лгун»)……………………………………

Друг (из басни «Два товарища»)……………………………………….

Мир (из басни «Отец и сыновья»)……………………………………...        

2. Подберите из текстов басен антонимы к словам:

Отпустишь ( из басни «Рыбак и рыбка»)………………………………

Неправда  (из басни «Лгун»)……………………………………

Живой  ( из басни «Два товарища»)……………………………………….

Мириться  (из басни «Отец и сыновья»)……………………………………...

3. Найдите в тесте басни «Два товарища» многозначное слово, которое подходит по смыслу к указанным словам:

……..румяное

…….физическое, юридическое

…….первое, второе, третье.

4. Сделайте вывод: Какие особенности русского языка отражает раздел «Лексика»?

Задание для команды №3 « ФОНЕТИКА» (на слайде)

1.В тексте басни «Рыбак и рыбка» найдите слова

  • где все согласные глухие……………………………….
  • где все согласные звонкие………………………………

2.В тексте басни «Отец и сыновья» найдите слова, в которых

  • количество букв=количеству звуков………………………..
  • букв меньше, чем звуков……………………………………..
  • букв больше звуков…………………………………………...

3. Найдите в тексте басен слова с пропущенными буквами з-с на конце приставок.

4.Сделайте вывод: С какой целью мы изучаем фонетику? Связана ли фонетика с орфографией?

Задание для команды   №4  «СИНТАКСИС» (на слайде)

1.Подберите примеры предложение, которые соответствуют схемам:

А: «П.» (из басни «Рыбак и рыбка)………………………………………………….

Сказуемое +обстоятельство+подлежащее, и сказуемое+дополнение+подлежащее.

(из басни «Два  товарища»)

Подлежащее+ обстоятельство+сказуемое+дополнение+обстоятельство

(из басни «Отец и сыновья»)

2. Подберите пример предложения, которое соответствует характеристике:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено. (из басни «Рыбак и рыбка»)

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми. (из басни «Отец и сыновья»)

3. Найдите в тексте басни «Два товарища» 1,2,4  предложения, объясните постановку знаков.

4.Сделайте вывод: С какой целью мы изучаем синтаксис? Связан ли синтаксис с пунктуацией?

На выполнение заданий отводится 5-7 минут.

Н.С. Время истекло. Просим команды представить нам свои рассуждения.

Ответ команды №1 (Задание проецируется на доску)

«Рыбак и рыбка» - воду, малую

«Два товарища» - притворился, спрятался.

«Отец и сыновья» - легко

Формы слова – рыбку – рыбка;

Однокоренные слова – рыбак- рыбка, увидав – видит, пусти – упустит; неправда – вправду.

Вывод: 1. Это однокоренные слова, они отличаются морфемами, но у них одинаковое лексическое значение. 2. С помощью приставки и суффикса можно образовать новое слово. 3. От однокоренных слов нужно отличать формы слова (волк- волка, товарища – товарищей, рыбка – рыбку). У них лишь разные окончания, значит,  окончание не образует новые слова.

Ответ команды №2 (На доске).        

Синонимы:

Толк, прок – польза; Лжец – лгун; Друг – товарищ; Мир- согласие.

Антонимы:

Отпустишь- поймаешь; Неправда – правда; Живой – мертвый; Мириться – ссориться.

ЛИЦО

Ответ команды №3 (На доске).

«Рыбак и рыбка» - пусти, упустит; говорит, меня, воду.

«Отец и сыновья» - отец, приказал; одолеет; ссориться.

Вскарабкался, рассмеялся, развязал.

Ответ команды №4  (На доске).

«Рыбак и рыбка» - Рыбка говорит…

«Два товарища» - Шли по лесу……….

«Отец и сыновья» - Они легко………

«Рыбак и рыбка» - Поймал рыбак рыбку.

«Отец и сыновья» - Тогда отец…..

Н.С. Спасибо группам за работу. Ребята, когда вы готовили свои ответы, вы, конечно же, читали и сами басни. Вспомним, что Л.Н.Толстой сознательно не дописывал мораль  в надежде, что читатель все поймет сам и вынесет урок для себя. Выполним же пожелание автора и определим, в чем же урок каждой басни.

Класс:

«Рыбак и рыбка». Храни, что имеешь. Не беги за богатством. Довольствуйся малым.

«Лгун». Будешь обманывать, тебе перестанут верить.

«Два товарища». Не бросай друга в беде.

«Отец и сыновья». Если люди дружат, никакая беда их не возьмет.

Н.С. Спасибо, ребята! А теперь пришла пора подвести итого нашего урока.

На слайде вы видите те выводы, к которым пришли вы в своих группах:

  1. Корень – обязательная морфема. В корне заключается лексическое значение слова.
  2. Приставка и суффикс образуют новые слова.
  3. Окончание образует форму слова и не образует новые слова.
  4. Русский язык – богат и разнообразен.
  5. Фонетика связана с орфографией. Фонетические особенности слова связаны с его написанием.
  6. Зная синтаксические особенности предложения, мы сможем расставить знаки препинания.
  7. Из басен можно вынести мудрые жизненные уроки.

Продолжите фразу:

  1. Я уже знал, что…..
  2. Я узнал, что…
  3. Я понял, что…
  4. Меня удивило, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Слова, которые обозначают названия действий предметов", 3 класс

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова, которые обозначают названия действий предметов"....

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".

В этом учебном году у нас  появился новый предмет (родной (русский) язык.  Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....

План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.

План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.Научиться составлять ряд родственных слов; привить навык определять корни слов с учетом их лексического значения....