Презентация "Глагол как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Гончарова Оксана Петровна

Презентация к уроку русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon glagol_kak_chast_rechi.ppt2.1 МБ
Package icon glagol_kak_chast_rechi.zip1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Содержание: 1. Глагол как часть речи. 2. НЕ с глаголами. 3. Неопределенная форма глагола. 4. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. 5. Виды глагола. 6. Буквы Е-И в корнях с чередованием. 7. Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. 8. Спряжение глаголов. 9. Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием. 10. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. 11. Морфологический разбор глаголов.

Слайд 3

1. Глагол как часть речи.

Слайд 4

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед.ч.) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. Примеры: ехали на велосипеде, играем в мяч, полетят на самолете.

Слайд 5

2. НЕ с глаголами.

Слайд 6

НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые без НЕ не употребляются. НЕ раздельно НЕ слитно не буду не хочу не был не поехать не курит ненавидеть негодовать недоумевать несдобровать невзлюбить

Слайд 7

3. Неопределенная форма глагола.

Слайд 8

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ? Это начальная форма глаголов. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на –ЧЬ . В неопределенной форме после буквы Ч пишется мягкий знак. Примеры: беречь-беречься, бредешь-брести, идешь-идти, ползешь-ползти .

Слайд 9

4. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Слайд 10

Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? (СДЕЛАЕТ?) или ЧТО ДЕЛАЮТ? (СДЕЛАЮТ?) , то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –СЯ буква Ь не пишется . Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (СДЕЛАТЬ?) , то этот глагол стоит в неопределенной форме и в нем перед –СЯ буква Ь пишется . Примеры: Способны (что делать?) учиться (неопр.фор.) . Брат (что делает) учится (3-е лицо) .

Слайд 11

5. Виды глагола.

Слайд 12

Два вида глаголов Совершенный Несовершенный Что сделать? Что делать? Что сделал? Что делал? Что сделаю? Что делаю? Что буду делать?

Слайд 13

6. Буквы Е – И в корнях с чередованием.

Слайд 14

В корнях с чередованием Е – И пишется буква И , если после корня стоит суффикс –А – . Чередование Е-И Примеры -бер- – -бир- изБИРать – изБЕРу -пер- – -пир- заПИРать – заПЕР -дер- – -дир- отДИРать – отДЕРу -тер- – -тир- выТИРать – выТЕР -мер- – -мир- заМИРать – заМЕР -стел- – -стил- расСТИЛать – расСТЕЛю

Слайд 15

7. Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Слайд 16

Время глагола Прошедшее Будущее Настоящее

Слайд 17

Прошедшее время. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам , а в единственном числе – по родам . Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –Л– . В прошедшем времени перед –Л– суффиксом пишется та же гласная, что и в неопределенной форме ( посеЯл – посеЯть ). Солнце всходило. Трава всходила. Ручьи текли.

Слайд 18

Настоящее время. Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Воет , свистит , Ветки ломает , Пыль поднимает , С ног сбивает . Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер) Без крыльев летят , Без ног бегут , Без паруса плывут . ( Облака ) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе. Орешки я грызу . ( Белка )

Слайд 19

Будущее время. Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое ( полечу ), а от глаголов несовершенного вида – будущее сложное ( буду летать ).

Слайд 20

8. Спряжение глаголов.

Слайд 21

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём), -ут (-ют) Глаголы II спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) Примеры: Идешь по тропинке Ждем рассвета Пасутся лоси Следишь за белкой Шумит лес Гудят провода 11 глаголов-исключений: Гнать Держать Дышать Обидеть Слышать Видеть Ненавидеть Терпеть Вертеть Зависеть Смотреть I спр. II спр.

Слайд 22

9 . Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Слайд 23

Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) поставить глагол в неопределенной форме Например: строите – строить ; 2) определить, какая гласная стоит перед -ТЬ . Ко II спряжению относятся: а) все глаголы на –ИТЬ (кроме брить, стелить ) б) 7 глаголов на –ЕТЬ ( терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть ) в) 4 глагола на –АТЬ (держать, слышать, дышать, гнать) Все остальные глаголы (на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению . Примеры: борется (бороться) – I спряжение зависит (зависеть) – II спряжение, исключение.

Слайд 24

10. « Ь» после шипящих в глаголах 2 лица единственного лица.

Слайд 25

Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется мягкий знак . Учишься Несешь Бежишь Летишь Играешь Ленишься

Слайд 26

11. Морфологический разбор глаголов.

Слайд 27

Порядок морфологического разбора: I . Часть речи. Общее значение. II . Морфологические признаки: - начальная форма (неопределенная форма); - вид; - спряжение; - число; - время; - лицо (если есть); - род (если есть) III . Синтаксическая роль.



Подписи к слайдам:

Слайд 2

Содержание: 1. Глагол как часть речи. 2. НЕ с глаголами. 3. Неопределенная форма глагола. 4. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. 5. Виды глагола. 6. Буквы Е-И в корнях с чередованием. 7. Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. 8. Спряжение глаголов. 9. Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием. 10. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. 11. Морфологический разбор глаголов.

Слайд 3

1. Глагол как часть речи.

Слайд 4

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед.ч.) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. Примеры: ехали на велосипеде, играем в мяч, полетят на самолете.

Слайд 5

2. НЕ с глаголами.

Слайд 6

НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые без НЕ не употребляются. НЕ раздельно НЕ слитно не буду не хочу не был не поехать не курит ненавидеть негодовать недоумевать несдобровать невзлюбить

Слайд 7

3. Неопределенная форма глагола.

Слайд 8

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ? Это начальная форма глаголов. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на –ЧЬ . В неопределенной форме после буквы Ч пишется мягкий знак. Примеры: беречь-беречься, бредешь-брести, идешь-идти, ползешь-ползти .

Слайд 9

4. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Слайд 10

Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? (СДЕЛАЕТ?) или ЧТО ДЕЛАЮТ? (СДЕЛАЮТ?) , то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –СЯ буква Ь не пишется . Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (СДЕЛАТЬ?) , то этот глагол стоит в неопределенной форме и в нем перед –СЯ буква Ь пишется . Примеры: Способны (что делать?) учиться (неопр.фор.) . Брат (что делает) учится (3-е лицо) .

Слайд 11

5. Виды глагола.

Слайд 12

Два вида глаголов Совершенный Несовершенный Что сделать? Что делать? Что сделал? Что делал? Что сделаю? Что делаю? Что буду делать?

Слайд 13

6. Буквы Е – И в корнях с чередованием.

Слайд 14

В корнях с чередованием Е – И пишется буква И , если после корня стоит суффикс –А – . Чередование Е-И Примеры -бер- – -бир- изБИРать – изБЕРу -пер- – -пир- заПИРать – заПЕР -дер- – -дир- отДИРать – отДЕРу -тер- – -тир- выТИРать – выТЕР -мер- – -мир- заМИРать – заМЕР -стел- – -стил- расСТИЛать – расСТЕЛю

Слайд 15

7. Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Слайд 16

Время глагола Прошедшее Будущее Настоящее

Слайд 17

Прошедшее время. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам , а в единственном числе – по родам . Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –Л– . В прошедшем времени перед –Л– суффиксом пишется та же гласная, что и в неопределенной форме ( посеЯл – посеЯть ). Солнце всходило. Трава всходила. Ручьи текли.

Слайд 18

Настоящее время. Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Воет , свистит , Ветки ломает , Пыль поднимает , С ног сбивает . Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер) Без крыльев летят , Без ног бегут , Без паруса плывут . ( Облака ) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе. Орешки я грызу . ( Белка )

Слайд 19

Будущее время. Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое ( полечу ), а от глаголов несовершенного вида – будущее сложное ( буду летать ).

Слайд 20

8. Спряжение глаголов.

Слайд 21

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём), -ут (-ют) Глаголы II спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) Примеры: Идешь по тропинке Ждем рассвета Пасутся лоси Следишь за белкой Шумит лес Гудят провода 11 глаголов-исключений: Гнать Держать Дышать Обидеть Слышать Видеть Ненавидеть Терпеть Вертеть Зависеть Смотреть I спр. II спр.

Слайд 22

9 . Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Слайд 23

Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) поставить глагол в неопределенной форме Например: строите – строить ; 2) определить, какая гласная стоит перед -ТЬ . Ко II спряжению относятся: а) все глаголы на –ИТЬ (кроме брить, стелить ) б) 7 глаголов на –ЕТЬ ( терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть ) в) 4 глагола на –АТЬ (держать, слышать, дышать, гнать) Все остальные глаголы (на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению . Примеры: борется (бороться) – I спряжение зависит (зависеть) – II спряжение, исключение.

Слайд 24

10. « Ь» после шипящих в глаголах 2 лица единственного лица.

Слайд 25

Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется мягкий знак . Учишься Несешь Бежишь Летишь Играешь Ленишься

Слайд 26

11. Морфологический разбор глаголов.

Слайд 27

Порядок морфологического разбора: I . Часть речи. Общее значение. II . Морфологические признаки: - начальная форма (неопределенная форма); - вид; - спряжение; - число; - время; - лицо (если есть); - род (если есть) III . Синтаксическая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...