Буквы е и и в корнях с чередованием гласных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык
5 класс
Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием.
Цель деятельности учителя: выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора Е-И в корнях с чередованием; развивать логическое мышление, речь учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е-И в указанных корнях; уметь правильно писать слова с чередованием Е-И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Этапы урока | Ход урока | УУД |
I Организационный момент | – Какую часть речи мы изучаем? (Глагол) – Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже прошли в разделе «Глагол». Вы будете отвечать на мои вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради. Я утверждаю, что ... (Слайд ) 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «удивление» - это глагол. 3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-. 6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол пишется с Ь. 10. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя. Проверим себя (Слайд ) 1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. да 6. да 7. нет 8. да 9. да 10. да. -Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде: Самооценка (Слайд ) Нет ошибок – «5» – Внесите оценку в оценочный лист. | Познавательные: понимают учебную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия. |
II Актуализация и пробное учебное действие |
Изл…гать, отр…сль, р…сток, изл…жение, сл..гаемое, водор…сли, выр…щу, предл..жение, подр..сла, р..стение, ул..жить, р…стёт, Р…стислав, возл…жить. Проверка. - Что вы знаете о корнях, которые выделены в словах? - Как они называются? (Корни с чередованием гласных) - Какие гласные чередуются? (а//о) - Каковы условия выбора гласных в корнях? (Ответы учащихся: в корне –лаг---лож буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –А-. Буква о пишется, если за корнем нет суффикса –А-. В корне –раст—рос- пишется а перед ст, щ. Есть слова-исключения: росток, отрасль, Ростислав, Ростов. В остальных случаях пишется о.) | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают учебную задачу. |
III Выявление места и причины затруднения | Материал для наблюдений (Слайд). Прочитайте слова. Назовите корни. Работаем в группах. Разбирать разберу отпирать отпереть задирать задеру вытирать вытереть замирать замереть блистать блестеть расстилать расстелить выжигать выжег - Что общего в этих словах? - Чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, в корнях правого столбика – е). - Ребята, давайте определим тему урока: Буквы е-и в корнях с чередованием гласных. (Записываем ) | Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; формулируют вопрос (тему) урока. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
IV Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | -Что нам предстоит сегодня узнать? Какова будет цель урока? (Узнать, при каких условиях в корнях с чередованием пишется буква И, а при каких – Е?) - Найдите закономерность в написании букв е – и в корнях с чередованием. Сделайте вывод. - Что вы узнали? (В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет.) Сравним наш вывод с правилом в учебнике. (стр. 112). - А можно как-то графически изобразить это правило? (показываем на доске, пишем в тетрадь для правил). -Ребята, давайте запишем, какие это корни. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Личностные: рассуждают о причинах своего успеха или неуспеха в учении , связывая успехи с усилиями. |
V Практическая деятельность по реализации построенного проекта |
- Какие надписи вы бы сделали под фотографиями, используя глаголы с корнями -блест- – -блист-? (Балерина блистала на сцене. Шар блестел на ёлке.) - В каком корне вы напишете букву и, в каком – е? - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? 2. Составление алгоритма:
Если после корня – а, В корне будет и всегда! (Вот пример запоминай: «Ноги вытер? Вытирай!»)
| Познавательные: извлекают нужную информацию, находят её в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом учебно-познавательных задач. |
Физкультминутка | ||
VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
| Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном труде. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
VII Включение в систему знаний. |
| Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности. |
VIII Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - Возьмите задания для самостоятельной работы. Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели. Уровень 1. Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
Уровень 2. Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок. Уровень 3. Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Запишите словосочетания. Подчеркните слова с чередованием е//и в корне. Зам…рать от восторга, х…дить по улице, зап…реть на ключ, выт…рать пыль, пос…дить цветы, зам…реть от неожиданности, осм…треть местность, поч…нить часы, заж..гать огонь, заж…чь лампу. Самопроверка. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Задание: запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать. -Проверьте себя. | Регулятивные: соотносят цели и результаты своей деятельности, определяют степень успешности работы. Познавательные: представляют информацию в разных формах (ключевые слова, схема и т.д.) |
Домашнее задание. | Необходимый уровень: Упражнение 649.п.112; Повышенный уровень: составить рассказ на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный тренажёр "Корни с чередованием гласных".ГИА 9
Учебный тренажёр для подготовки к ГИА, задание А4....
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
корни с чередованием гласных
Этот материал можно назвать ПАМЯТКОЙ, ОПОРОЙ при работе ученика по данной теме. У моих учеников всегда велись тетеради со справочными материалами по русскому языку, чтобы была возможность повторить те...
«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...
Правописание корней с чередованием гласных
Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...