Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
- Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: создать доброжелательную атмосферу, мотивацию на учёбу. | - Добрый день, дорогие ребята. Начинаем урок русского языка. Этот урок с вами проведу я. Меня зовут Айгуль Наилевна. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами. Перед вами лежит лист самооценки. Ознакомьтесь, пожалуйста. Приготовьте тетради, напишите число. (Шестнадцатое декабря) | Подготовка к уроку | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации орг. момента.
|
- Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: повторить изученное | - Фронтальный опрос.
- В чём разница между односоставными и двусоставными предложениями? ( в двусоставных предложениях присутствуют оба главных члена – подлежащее и сказуемое, а в односоставных – только один из них.) - Назовите виды изученных вами односоставных предложений. (назывные, определено-личные, неопределенно-личные) - Расскажите об односоставных назывных предложениях. (назывные – это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным) - Какими формами глаголов выражается главный член в определенно-личных и неопределенно- личных предложениях? (определённо-личные – глагол в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения. Неопределённо-личные – глагол 3 –го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глагол во множественном числе прошедшего времени и условном наклонении). 2. Работа по структуре «Конэрс». Учащиеся распределяются по углам «Определённо-личные предложения», «Неопределенно-личные предложения», «Назывные предложения» по видам односоставных предложений: 1. Завод только начали строить. 2. Выйдем на поле, в речку, лес. 3. Люблю грозу в начале мая. 4. В кухне зажгли огонь. 5. Красуйся, град Петров. 6. Мягкий лунный свет. 7. Собирают клюкву поздней осенью. 8. Ему коня подводят . 9. Снег и берёзы. 10. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь. 11. Другого сторожа на место Антипыча не назначили. 12. Звон отбиваемых кос. 13. Осенний скучный день. 14. Злой ветер. 15. Вечерние сумерки. 16. Идём по платформе. | Отвечают на вопросы.
Распределяются по группам по виду своего односоставного предложения. | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: отвечать на вопросы других, высказывать и обосновать свою точку зрения. |
- Выявление места и причины затруднения
Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Зимой рано смеркается. - Назовите грамматическую основу. (Смеркается.) - Есть ли подлежащее? (нет) -По составу это какое предложение? (односоставное) - Можно употребить в этом предложении подлежащее? (нет). -Подумайте, как можно назвать предложения, в которых действие происходит без лица? (безличные) Тема нашего урока - БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Давайте сформулируем цели урока: - Мы должны узнать (предположительно ответы учащихся) - определение безличного предложения; -способы выражения сказуемого в безличном предложении; -значения безличных предложений; -роль безличных предложений в тексте. | Определяют тему урока, ставят цели и задачи урока. | Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Личностные: осознать свои трудности и стремятся к их преодолению. |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели: Определение способов выражения сказуемого, закрепление навыков определения безличных предложений в тексте и выявление их роли.
| - Давайте выясним, каковы способы выражения сказуемого в безличном предложении. Я предлагаю вам исследование в парах. Задание. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами.
| Предложения | Способы выражения сказуемого в предложениях | 1 | После четырёх часов совсем темнеет. | Темнеет – безличным глаголом. | 2 | Приятно пахнет черёмухой. | Пахнет – личным глаголом в безличном значении. | 3 | Всё небо засеяно звёздами. | Засеяно – краткое страдательное причастие. | 4 | На душе было легко и радостно. | Легко и радостно – категорией состояния. | 5 | На улице ни души. | существительное в родительном падеже с ни или не. |
| Читают предложения, подчёркивают грамматическую основу предложений, записывают в таблицу, чем выражен главный член. | Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД : Устанавливать причинно-следственные связи. Выделять главное, свёртывать информацию. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
|
| - Групповая работа.
- Ребята, давайте выясним значение безличных предложений в тексте. Предлагаю поработать с текстом. Текст у каждого на столе. Задания: 1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Сформулируйте тему, основную мысль, подберите заголовок. 2. Подготовьте выразительное чтение. 3. Определите тип речи, стиль текста (укажите признаки). 4. Укажите номера безличных предложений. Определите их значения. 5. Сделайте вывод: какую роль играют в данном тексте безличные предложения. (1)Вечереет.(2)Свежо. (3)Ветра уже нет.(4) На меже улеглись кусты перекати-поля. (5)Весь день их бросало по свежей пашне. (6)Теперь и пахарям можно отдохнуть. (7)Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. (8)Там начинают светиться первые звездочки. (9)Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками. (10)Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги.(11) Кажется, что ты идешь за плугом по неглубокой борозде. (12)Слышатся гортанные голоса грачей.(13) Они устраиваются на ночь в своих гнездах. (14)Хочется раствориться в вечерней тишине. (Виталий Александрович Закруткин) |
|
|
Физкультминутка | «Верные-неверные утверждения» 1) Односоставные предложения не понятны без второго главного члена. (нет) 2) Безличные предложения — это односоставные предложения? (да) 3) Безличные глаголы изменяются по лицам и числам? (нет) 4) Понятия: безличные глаголы и безличные предложения связаны (да) 5) Можно восстановить подлежащее в безличных предложениях. (нет)
| Учащиеся встают, если если согласны, если не согласны, сидят на местах. |
|
Творческая практическая деятельность по реализации проекта выхода из затруднения.
Цель: развивать умения применять новые знания. | Тренировочные упражнения по учебнику. 1. Упражнение 199 1 группа выписывает безличные предложения, обозначающие состояние природы, 2 группа– безличные предложения, обозначающие состояние человека. Ответы: 1 группа: 1. Вот смерклось. (смерклось – глагол) 3.Вот сыростью холодной с востока понесло. (понесло – глагол) 4. Стемнело.(стемнело - глагол) 8. Было морозно и ясно.(было морозно и ясно – категория состояния). 2 группа 2. Вам не видать таких сражений. (не видать – глагол) 5. Мне было весело вздохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. (было весело вздохнуть – глаг+кат сост+глаг) 6 Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. (не дышится – глагол) 7. Сладко дремлется в кроватке. (дремлется- глагол). 2. Упражнение 203. (устно). Конструирование предложений. Задание. Заменить двусоставные предложения безличными. 1. Мокрый снег залепил все окна. – Мокрым снегом залепило все окна. 2. Пыль покрыла стол. – Пылью покрыло стол. 3. Пуля пробила стену. – Пулей пробило стену. 4. Молния слепит глаза. – Молнией слепило (слепит) глаза. 5. Снежный обвал разрушил часть корпуса. – Снежным обвалом разрушило часть корпуса.6. Осенний дождь щедро кропил землю. – Осенним дождём щедро кропило землю. 7. Ветер намёл большие сугробы. – Ветром намело большие сугробы. 8.Буря с корнем вывернула сосну. – Бурей с корнем вывернуло сосну. 9. Гром оглушил всех. – Громом оглушило всех. | Решают типовые задания. Конструируют предложения. | Регулятивные: Самоконтроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
Включение в систему знаний | Самостоятельная работа. - Выпишите безличные предложения. 1) Едем бором, тёмными лесами. 2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала 3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни. 4) От её голоса повеяло теплотой. 5) Вдыхаешь запах морозной прохлады. 6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 7) В ту ночь никому не спалось. 8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 9) В воздухе пахнет сосновой смолой. | Работают самостоятельно, выписывают безличные предложения. Осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя.
Безличные предложения: 4, 7, 9. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
Рефлексия учебной деятельности | - Урок подходит к концу. Какие цели вы поставили в начале урока? - Что нового вы узнали? Чему научились?
Оцените свою работу на уроке | Смотрят на лист самооценки, считают, оценивают себя.
| Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
Домашнее задание. | - Необходимый уровень. Упражнение 204, 205.
- Составить текст по теме «Зимний день».
|
|
|