Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
8 класс. Русский язык. Третий урок в теме "Односоставные предложения". Урок построен с позиции здоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezlichnye_predlozheniya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара
Воронина Елена Юрьевна
Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»
Тема: «Безличные предложения»
Третий урок в разделе «Односоставные предложения»
Класс: 8
Продолжительность: 45 минут
УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
Оборудование: компьютер, карточки с текстом «Пешие прогулки по лесу укрепляют здоровье» и заготовкой таблицы «Односоставные предложения», для руководителя карта оценки работы в группе
Цель: Подвести к умению определять безличное предложение, составлять и характеризовать его.
Задачи урока:
- повторить знания об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях;
- организовать наблюдение за безличными предложениями, способами выражения в них сказуемых;
- способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
- способствовать формированию умения высказывать и защищать свою точку зрения.
Задачи здоровьесбережения:
- увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;
- снижение напряжения через работу в группе;
- снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на обучающихся через физминутку, прослушивание музыки;
- предупреждение нарушений осанки у обучающихся;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Ход урока:
Оргмомент (2 мин)
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим работу с односоставными предложениями. Но прежде я хочу обратить ваше внимание на одну печальную закономерность: мы очень много времени проводим в помещении, общаемся с помощью техники, на улице передвигаемся в автомобилях. У нас очень высокий темп жизни. И мы всё меньше ходим пешком, гуляем и редко бываем в лесу. Возможно, у нас есть повод задуматься, нравится ли всё это нашему организму.
Сегодня вы работаете в группах (4 группы).
Актуализация знаний (13 мин)
Пожалуйста, определите руководителя группы, а также девиз своей работы на сегодняшнем уроке. Девиз сформулируйте в форме: группы № 1, 3 – определенно-личных предложений, группы № 2, 4 – неопределенно-личных предложений.
Поверяем.
Давайте посмотрим, удалось ли ребятам в соседних группах сформулировать свои девизы в форме односоставных предложений? Объясните свою точку зрения.
(Ученики называют девизы групп, в классе проходит обсуждение, являются ли предложения определенно-личными, неопределенно-личными)
Я предлагаю вам познакомиться с текстом «Пешие прогулки по лесу укрепляют здоровье». Несколько карточек с этим текстом есть в каждой группе.
В конце текста есть вопрос. Я прошу каждую группу составить небольшие развернутые ответы на данный вопрос и выбрать выступающего, который озвучит мини-доклад.
(После нескольких минут обсуждения выступающие озвучивают ответы группы на вопрос, поставленный в тексте)
Закончив обсуждение текста, вернемся к нашей основной языковедческой теме.
Заполните таблицу «Односоставные предложения» примерами из прочитанного текста. Если предложение сложное, записывайте в таблицу только входящее в него простое односоставное предложение. Если предложение односоставное, но вы не знаете, к какому виду его можно отнести, запишите его в третий столбик.
Определенно-личные предложения | Неопределенно-личные предложения | ?? |
Когда гуляешь по лесу. Чувствуешь связь с природой, с каждым пеньком и травинкой. Смотрите ввысь, на облака, на верхушки деревьев. Обязательно возьмите с собой свою любимую музыку Не верите? | Сразу после прогулки ощущают прилив бодрости. | Невозможно отрицать пользу леса, а особенно прогулок в лесу. В лесном воздухе мало пыли. В лесу свежо и красиво. А еще во время пешей прогулки можно обдумать проблему. Для этого нужно всего лишь просто расслабиться. |
Проверьте себя по шаблону. Определите, в чём вы ошиблись, объясните правильный ответ. Обсудите в группе.
(Ученики работают в группах, проверяют свою работу по шаблону, находят ошибки, обсуждают правильные ответы)
Целеполагание (4 мин)
Работаем всем классом: Попробуйте определить, в чём отличительная черта предложений в третьем столбике. (Подлежащего нет и быть не может. В предложениях говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния, независимо от ЛИЧНОСТИ). Кто догадался, что это за предложения? Что вы о них знаете? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока и его цель.
Тема: Безличные предложения.
Цель: Научиться определять безличное предложение и характеризовать его.
(Ученики записывают тему урока в тетради, один ученик записывает на доске тему, второй цель урока).
Физминутка (2 мин)
Прежде чем вы приступите к изучению темы, я предлагаю вам сбросить напряжение. Пожалуйста, встаньте, расправьте плечи, выполните несколько вращательных движений плечевыми суставами, несколько сбрасывающих движений кистями рук. А теперь попробуйте найти пословицы, поговорки, которые я прикрепила где-то в кабинете! (Пешком ходить – долго жить! Сломать дерево-секунда, а вырастить – годы В здоровом теле – здоровый дух!) Сколько их?
Изучение нового материал а(9 мин)
С новыми силами приступаем к новой теме! Я предлагаю вам ознакомиться с ней самостоятельно. Откройте учебники на стр. 90, прочитайте параграф «Безличные предложения», делая отметки карандашом «Это мне уже известно» (+), это мне непонятно(?), это для меня новое(-).
Составьте таблицу «Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении». Форма любая. Запишите в тетрадь. Обсуждайте в группе, что у вас получается.
Проверяем всем классом. (Несколько учеников представляют информацию, оформленную в таблице. Обсуждение)
Давайте посмотрим, есть ли среди нас те, кто поставил отметку «Это мне непонятно». Попробуйте объяснить однокласснику непонятный момент (Работает весь класс: желающие объясняют однокласснику непонятный момент).
Релаксминутка (3 мин)
Вы очень интенсивно работали, настала минута расслабления. Закройте, пожалуйста, глаза, я включаю для вас музыку, в которую вплетены звуки леса. Ни о чём не думайте, наслаждайтесь мелодией или представляйте лес.
Пора просыпаться! Я надеюсь, эти звуки принесли вам вдохновение.
Закрепление материала (6 мин)
Попробуйте составить предложения на тему «Прогулка в лесу» в качестве примеров к таблице «Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении». (Ученики составляют предложения, записывают их в тетради)
Проверяем. (Несколько учеников зачитывают предложения)
Рефлексия (5 мин)
Давайте подведем итог. Что вы узнали о безличных предложениях? Придумайте по одному вопросу по теме, задайте их товарищам по группе. Выберите одного ученика, который расскажет главное, что он узнал о безличном предложении. (Ученики работают в группе, проговаривают материал)
Оцените свою работу.
Руководитель заполняет карту оценки группы:
Все ученики нашей группы работали активно | |
В нашей группе есть ребята, которые не принимали участие в общей работе | |
Дружная работа в нашей команде не получилась |
В чем причина такой работы?________________________________________
Каждый оценивает свою работу. Посмотрите на слайд. Поставьте в тетрадях галочку соответствующего цвета возле темы урока.
Я всё понял, смогу найти в любом тексте или составить безличное предложение | |
Я всё понял, мне нужна практическая работа, чтобы быть уверенным в своих умениях работать с безличными предложениями | |
Есть моменты, которые остались для меня непонятными, но я думаю, что разберусь в них дома или на следующих уроках | |
Есть моменты, которые остались для меня непонятными, мне требуется помощь, чтобы в них разобраться |
Домашнее задание (1 мин)
Выполнить упражнение 197 либо сочинить небольшой рассказ на тему «Лыжная прогулка» с использованием безличных предложений с различными способами выражения сказуемого.
КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Пешие прогулки по лесу укрепляют здоровье
Невозможно отрицать пользу леса, а особенно прогулок в лесу. Когда гуляешь по лесу, открывается "второе" дыхание, чувствуешь связь с природой, с каждым пеньком и травинкой. В лесном воздухе мало пыли. По сравнению с воздухом городов он содержит больше кислорода и меньше углекислого газа. Лесной воздух очень полезен для здоровья.
Длительные пешие прогулки насытят вашу кожу и весь организм кислородом. Интенсивное движение во время прогулки будет способствовать улучшению кровообращения, что благоприятно отразится на всем организме. Цвет лица улучшится и посвежеет, а кожа приобретет здоровый оттенок и сияние.
Смотрите ввысь, на облака, на верхушки деревьев. Это будет настоящим блаженством для ваших глаз, ведущих ежедневные напряженные «беседы» с монитором компьютера или с черно-белыми страницами книг. Фокусировка глаз на отдаленных предметах приводит к расслаблению цилиарной мышцы и служит средством профилактики близорукости. Кроме этого, зеленый цвет одеяния деревьев расслабляет и действует успокаивающе.
Сразу после прогулки ощущают прилив бодрости. Это связано с тем, что во время движения организм человека вырабатывает эндорфины - гормоны счастья.
В лесу свежо и красиво. Обязательно возьмите с собой свою любимую музыку, и ваш оздоровительный променад принесет еще больше удовольствия.
А еще во время пешей прогулки можно обдумать проблему, которая давно вас беспокоит, взглянуть на нее под другим углом. Для этого нужно всего лишь просто расслабиться, и вы удивитесь, как легко решение волнующего вас вопроса придет само. Не верите?
Определенно-личные предложения | Неопределенно-личные предложения | ?? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"
Анализ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро" на уроке русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"
Предлагаемый конспект урока русского языка в 6 классе составлен по программе Т. Ф. Ладыженской. На уроке используются элементы проблемного обучения. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"
Данная презентация сопровождает все этапы урока. В ней содержится как информативный, так и иллюстративный материал. Урок построен в виде путешествия....
конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Безличное предложение" (по учебнику Тростенцовой Л.А.)
Первый урок по теме "безличные предложения" формирует умение определять безличное предложение и характеризовать его, совершенствуются орфографические, речевые и пунктуационные навыки учащихся. На урок...
Урок русского языка в 8 классе на тему "Безличные предложения"
Урок русского языка в 8 классе на краеведческом материале...
урок русского языка с элементами здоровьесбережения
Применение здоровьесберегающих технологий показано на примере урока русского языка с элементами здоровьесбережения в 7 классе при изучении темы "Наречие"...
Урок русского языка с элементами ФГ "Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности"
Урок русского языка с элементами Функциональной грамотности (читательская грамотность)Задания по Функциональной грамотности включены с целью подготовки к ИС (устному собеседованию) в 9 классе.При разр...