Практическая работа (анализ текста) по теме "Безличные предложения"
материал по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Практическая работа (анализ текста) по теме «Безличные предложения»
Вид контроля: итоговый
Этап урока: закрепление изученного материала
Продолжительность контроля (время от урока): 45 минут
Реализация дифференцированного подхода: задания, выделенные курсивом, имеют повышенный уровень сложности.
Вязовое дерево
1)Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдалось! 2)Оно пустило из себя свежий зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густошумящую.
3)Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? 4)Ведь оно тоже жить хочет! 5)Ведь вот как оно хочет жить – больше нас!
А.И. Солженицын
Вопросы и задания к тексту:
- Определите стиль и тип текста.
- Найдите и запишите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.
- Каким способом образованы слова росток, больше, густошумящую? Какими частями речи они являются?
- Найдите слова с чередующимися гласными в корне и выпишите их.
- Определите вид, время и спряжение глаголов в первом предложении.
- Найдите местоимения и определите их разряд.
- Найдите подчинительные словосочетания: управление, согласование, примыкание (по 2 примера).
- Найдите составные сказуемые, определите их тип.
- Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Запишите это предложение, подчеркните в нём грамматическую основу.
- Найдите в тексте двусоставные предложения, которые можно заменить на синонимичные односоставные безличные, и запишите оба варианта.
- Какие виды односоставных предложений ещё присутствуют в тексте? Запишите кратко ответ и номер предложения.
- Определите средства связи предложений в тексте.
- Определите языковые средства, используемые автором, и запишите примеры из текста.
Примечание: задания, выделенные курсивом, имеют повышенный уровень сложности
Ответы:
- Художественный стиль, тип – повествование с элементами описания и рассуждения
- Ведь вот как оно хочет жить – больше нас!
- Росток – суффиксальный способ, имя существительное; больше – суффиксальный способ, наречие; густошумящую – сложение, причастие.
- Росток, положили.
- Пилили – несовершенный вид, прошедшее время, II спряжение;
взяли – совершенный вид, прошедшее время, I спряжение;
вскрикнули – совершенный вид, прошедшее время, I спряжение;
срезали – несовершенный вид, прошедшее время, I спряжение;
тащили – несовершенный вид, прошедшее время, II спряжение; распиливали – несовершенный вид, прошедшее время, I спряжение; кидали – несовершенный вид, прошедшее время, I спряжение; накатывали – несовершенный вид, прошедшее время, I спряжение; сваливали – несовершенный вид, прошедшее время, I спряжение;
не сдалось – совершенный вид, прошедшее время, I спряжение.
- Мы – личное; тех – указательное; его – личное; оно – личное; себя – возвратное; нас – личное.
- Например: согласование – вязовое бревно, тех пор; управление – пилили дрова, распиливали на части; примыкание – уж положили, жить хочет.
- Не решались врезаться – составное глагольное сказуемое, жить хочет – составное глагольное сказуемое.
- Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его?
- 4)Ведь оно тоже жить хочет! – Ведь вот как ему тоже жить хочется! 5)Ведь вот как оно хочет жить – больше нас! – Ведь вот как ему хочется жить – больше нас!
- Неопределённо-личное; предложение 1.
- Местоимённая замена; бревно – оно, его.
- а) ряды однородных членов: вяз или ветку (предложение 2); положили,
но не решались врезаться (предложение 3) и другие (предложение 1);
б) сравнение: как на плаху (предложение 3);
в) метафора: врезаться в шею (предложение 3);
г) риторический вопрос: предложение 3;
д) риторические восклицания: предложения 1, 4, 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Форматирование текста" 5класс
Данная работа рассчитана на учащихся 5 классов. Время отводимое на работу 20минут. В данной практической работе 4 задания....
Практическая работа "Форматирование текста в редакторе WordPad".
Практическая работа "Форматирование текста в редакторе WordPad". Запуск, создание в текстовом редакторе WordPad документов, форматирование, измение шрифтов и “просмотр” документа пер...
Практическая работа по теме "Уточняющие члены предложения"
Практическая работа по теме "Уточняющие члены предложения"- 8 класс...
Практическая работа «Редактирование текста»
Практическая работа предназначена для учащихся 5 классов...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.
В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...
Практическая работа по теме "Словосочетание и предложение" в 8 классе
Практическая работа предназначена для промежуточной атестации учащихся восьмого класса в ходе изучения темы "Синтаксис и пунктуац...
Практическая работа с текстом. Анализ статей
quot;Экологическая журналистика"...