источники фразеологизмов.6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
материал можно использовать для открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istochniki_frazeologizmov.6_klass.docx | 28.78 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_frazeologizmy._istochniki_frazeologizmov.pptx | 245.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари.
Класс: 6 Б
Предмет: русский язык
Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.
Цели урока: обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Русская фразеология»;
- сформировать умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и источник происхождения, употреблять в своей речи;
- развить умение работать с фразеологическим словарем.
Ход урока.
- Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
- Здравствуйте, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
-Как много улыбок засветилось!
-Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда- за работу!
Удачи желаю всем вам!
- Актуализация знаний.
- Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего сегодняшнего урока.
-Итак, перед тем как мы приступим к работе по данной теме, я предлагаю вам выполнить «инвентаризацию знаний», т. е. определить, что мы уже знаем по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить, а в конце урока подвести итог - удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло. Для этого предлагаю заполнить вам следующую таблицу:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. |
- Ребята, посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, что вы уже знаете о фразеологии?
( Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы)
- А что такое фразеологизмы?
(Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца)
.
- Каким членом предложения является фразеологизм?
(Фразеологизм является одним членом предложения)
- Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? - Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом, например:
зарубить на носу – запомнить;
как в воду глядеть – предвидеть;
кот наплакал – мало.
- Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например: тертый калач – стреляный воробей (в значении «опытный человек»),
непочатый край (в значении «много») – раз-два и обчелся (в значении «мало»),
пустить петуха (в значении «поджечь») – пустить петуха (в значении «фальшиво спеть ноту»).
- Итак, молодцы, ребята. Значит, всё, что вы мне сказали, мы можем смело записать в первую колонку нашей таблицы.
- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.
- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.
- Хорошо, значит, вторая колонка у нас будет выглядеть так:
- Скажите, ребята, заполняя вторую колонку таблицы, какое действие в структуре урока мы выполнили?
(Определили цели нашего урока).
III. Открытие нового знания.
Вступительное слово учителя:
- Фразеологизмы – это особые обороты, которые являются одним из лучших украшений речи. Еще великий М. В. Ломоносов назвал устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Поэтому и родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе. И, действительно, каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.
Работа в группах. Группы получают задания:
1-ая группа:
- Прочитайте предложения, определите их жанр. Подчеркните сочетания слов, которые, по вашему мнению, являются фразеологизмами. Свое мнение обоснуйте.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Стреляного воробья на мякине не проведешь.
Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.
Не в свои сани не садись.
Вывод: Одним из источников фразеологизмов являются пословицы и поговорки.
2-ая группа:
- Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что их объединяет?
Молочные реки, живая вода, красная девица, у разбитого корыта, Кощей Бессмертный, в бутылку загнать, а король-то голый!
Вывод: Еще один источник фразеологизмов, присутствующих в нашей речи, – сказки. Наивные, интересные, добрые – они знакомы нам с самого детства, удивляя своей бесхитростной, но такой правильной моралью. Произошедшие из самых глубин народной мудрости, сказочные фразеологизмы не утрачивают своей актуальности и сегодня, активно применяясь в разговорной речи и литературе.
3-я группа:
- Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам:
Блудный сын, всемирный потоп, всякой твари по паре, манна небесная, хлеб насущный, терновый венец, святая святых, Фома неверующий.
Вывод: Библия – самая популярная книга человечества, многократно читаемая и повторяемая на церковных службах, на семейных чтениях. Библейские фразеологизмы часто присутствуют в нашей речи, привнося в нее высокую духовность и поучительный оттенок.
4-я группа:
С какими произведениями связаны такие выражения:
Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, гордиев узел, геркулесов подвиг, прометеев огонь, рог изобилия.
Вывод: Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь.
5-я группа: (общий вопрос классу)
Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл:
Играть первую скрипку.
Через час по чайной ложке.
Без сучка и задоринки.
Шито белыми нитками.
Доводить до белого каления.
Вывод: Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии.
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. А сейчас давайте откроем учебники на с. 84 Расскажите, на какие две группы по происхождению делятся фразеологизмы русского языка?
IV. Комплексное применение знаний.
Учитель: Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдём к практической части.
- Давайте выполним упр. 150 (коллективное выполнение, устно)
Задание №1.
- Какое значение имеют фразеологизмы? (Открываются слайды – фразеологизмы в картинках).
Море по колено – ничто не страшно.
Мухи не обидит – кроткий человек.
Козел отпущения – …
Рог изобилия -…
На воре шапка горит - …
Учитель: Иногда, ребята, бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? ( Не знаем истории их возникновения).
- А что нам может прийти на помощь? (Словари).
- Правильно, о значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова, который лежит у вас на парте. Давайте поработаем с ним. Итак, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории слов.
Задание по рядам: первому ряду найти в словаре происхождение фразеологизма «козел отпущения», второму – «рог изобилия», третьему – «на воре и шапка горит».
(Проверка выполненного задания. Обращаем внимание на пометы в словаре.)
Учитель: Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Я вам сейчас прочитаю рассказ, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.
Кашу маслом не испортишь.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
Учитель: А сейчас давайте проверим ваши знания, насколько расширился у вас словарный запас. Проведем дидактические игры:
- Замените одним словом следующие фразеологизмы:
- мозолить глаза – надоедать
- точить лясы – болтать
- клевать носом – засыпать
- бить баклуши - бездельничать
- намять бока – бить
- держать язык за зубами - молчать
- хоть глаз выколи – темно
- яблоку негде упасть – тесно
- не в бровь, а в глаз – метко
- с три короба – много
- С одним из фразеологизмов придумайте и запишите предложение.
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Учитель: А сейчас, ребята, настало время вернуться к нашей таблице, у нас осталась не заполнена 3-я колонка.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Удалось решить поставленные задачи?
- Как вы это докажите? (Заполнение таблицы)
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы.
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Учитель.
- Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.
-Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!
- Молодцы, ребята! Спасибо за работу
VI. Д.З:
Параграф 30, У.149(п), 152( у)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Источники фразеологизмов исконно русские ( топорная работа, небо с овчинку показалось, выйти на орбиту) старославянские ( притча во языцех, ищите и обрящете ) латинские и греческие ( терра инкогнита , авгиевы конюшни) (зачастую пришедшие из античной мифологии) западноевропейские ( синий чулок (англ.)
Пословицы и поговорки из огня да в полымя Меткие выражения писателей, ученых, выдающихся деятелей М.Горький «В карете прошлого далеко не уедешь» И.Крылов «А воз и ныне там» В.Шекспир «Быть или не быть» Источники фразеологизмов
Античная мифология и легенды древнего мира авгиевы конюшни – крайний беспорядок, запущенность лебединая песня - ? вавилонское столпотворение - ? Источники фразеологизмов
Глаза разбегаются Денег куры не клюют Жить припеваючи Клевать носом Фразеология в картинках
Без сучка без задоринки Ехать зайцем Влюбиться по уши Браться за ум
Подберите к данным фразеологизмам антонимы. Жить душа в душу – как кошка с собакой. Пруд пруди – с гулькин нос; раз-два и обчелся. За тридевять земель – рукой подать. Засучив рукава – спустя рукава. Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать антоним.
В рассказе нужно найти 10 выражений, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл. Попались на удочку . Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.
Попались на удочку . Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...
Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...