Прилагательное. 6 класс. Игра
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Канакина Ксения Владимировна

Заключительный урок, урок-повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilagatelnoe._igra.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматическое кольцо. Игра путешествие. 6 класс. Прилагательное.

  1. Введение.

Наша сегодняшняя задача: обобщить те знания, которые вы получили на уроках русского языка, изучая тему «Прилагательное».

Послушайте внимательно правила игры:

«Грамматическое кольцо – это командная игра, поэтому вы должны выполнять все задания вместе. Жюри будет следить за активностью каждого из вас. Совещание в команде должно проходить так, чтобы оно не мешало игрокам другой команды. За нарушение дисциплины будут снижаться баллы.

Мы будем двигаться по кругу, проходя различные станции. На каждой станции вы будете получать карточки с заданием, которое вам предстоит выполнить. На каждое задание отведено определенное количество времени, после сигнала вы должны положить ручки и сдать выполненное задание. Игра закончится после того, как мы пройдем намеченный маршрут и вернемся на станцию «Теоретическую».

Вы готовы? Тогда в путь!!!

  1. Игра.

  1. Станция «Теоретическая».

1 экипаж.

1. Что такое прилагательное? Какова начальная форма прилагательного? (самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? В предложении чаще является определением и сказуемым.  Н.Ф. – м.р., ед.ч., Им.п.)

2. Какие бывают разряды прилагательных? Охарактеризуйте их. Приведите примеры. (Качественные обозначают различные качества предмета: по величине, по возрасту, по весу, по внутренним качествам; Относительные обозначают материал, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета спортивная обувь, зимний день; Притяжательные обозначают признак предмета по его принадлежности кому-нибудь).

2 экипаж.

1. Какие формы имеют прилагательные? Охарактеризуйте их. Приведите примеры. (Полные прилагательные имеют окончания из 2-3 букв. Краткие прилагательные имеют нулевое окончание или окончания, состоящие из одной буквы).

2. Какие бывают степени сравнения прилагательных? Как они образуются?

(Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом. Сравнительная простая степень образуется с помощью суффиксов –ее, -ей, -е, -ше. Сложная сравнительная степень образуется от полной формы с помощью частиц более, менее. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени. Простая превосходная образуется с помощью суффикса –ейш, - айш-. Сложная превосходная степень образуется от полной формы с помощью частиц самый, наиболее, наименее).

2. Станция «Практическая».

1 экипаж. 

1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.

Пришкольный, предлинный, прехорошенькая, непреодолимое препятствие, невнимательный ученик, непреклонная воля; неглубокая, а широкая речонка; не крупная, а мелкая рыба; вещевой, свинцовый, дворцовый, земляной, клюквенный, тыквенный, ветреный, вещь ценна,  пчелиный, мышиный, карманный, безветренный, матросский, ткацкий, западноевропейский, трудолюбивый, изжелта-серое, шахматно-шашечный, юго-западный.

2. Образуйте от прилагательного веселый все степени сравнения.

2 экипаж. 

1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.

Причудливый, преинтересный, премудрый, несметные богатства, ненастная погода, неразговорчивый юноша;  неновое, а красивое платье; не сырая, а сухая погода; образцовая, речевой, ежовый, серебряный, соломенный, огненный,   оловянный, лебединая, вещь ценна, гусиный, туманный,  безветренный, скользкий, ткацкий, бледно-лиловый, восточнославянский, труднодоступный, документально-художественный, древнерусский, северо-восточный.

2. Образуйте от прилагательного красивый все степени сравнения.

3. Станция «Морфологическая». 

1 экипаж.

Сделайте морфологический разбор прилагательного резиновый в предложении  Мне купили резиновый мяч.

2 экипаж. 

Сделайте морфологический разбор маленьким в предложении Бабушка называет меня маленьким разбойником.

4. Станция «Словообразовательная». 

1 экипаж. 

1. Сделайте морфемный разбор прилагательных: юный, длинный, кожаный.

2. Образуйте прилагательное от слова стекло, выделив морфемы.

2 экипаж. 

1. Сделайте морфемный разбор прилагательных: румяный, весенний, лебединый.

2. Образуйте прилагательное от слова дерево, выделив морфемы.

5. Станция «Синтаксическая».

 1 экипаж. 

Разберите предложения по членам предложения:  Я не дружу с дерзким мальчиком. – Этот мальчик дерзок.

 2 экипаж.

Разберите предложения по членам предложения:  Я сидел за низким столом. – Стол низок.

6. Станция «Творческая».

1 экипаж. 

Придумайте четверостишие про прилагательное.

2 экипаж. 

Придумайте четверостишие про прилагательное.

Подведение итогов.

КАРТОЧКИ

Станция «Теоретическая».

1 экипаж.

1. Что такое прилагательное? Какова начальная форма прилагательного?

2.  Какие бывают разряды прилагательных? Охарактеризуйте их. Приведите примеры.

Станция «Теоретическая».

2 экипаж.

1. Какие формы имеют прилагательные? Охарактеризуйте их. Приведите примеры.

2. Какие бывают степени сравнения прилагательных? Как они образуются?

 Станция «Практическая».

1 экипаж. 

1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.

Пр..школьный, пр..дли(н, нн)ый, пр..хорошенькая, (не)преодолимое препятствие, (не)внимательный ученик, (не)преклонная воля; (не)глубокая, а широкая речонка; (не)крупная, а мелкая рыба; вещ..вой, свинц..вый, дворц..вый, земля(н, нн)ой, клюкве(н, нн)ый, тыкве(н, нн)ый, ветре(н, нн)ый, вещь це(н, нн)а,  пчели(н, нн)ый, мыши(н, нн)ый, карма(н, нн)ый, безветре(н, нн)ый, матрос(к, ск)ий, ткац(к, ск)ий, (западно)европейский, (трудо)любивый, (изжелта)серое, (шахматно)шашечный, (юго)западный.

2. Образуйте от прилагательного веселый все степени сравнения.

Станция «Практическая».

2 экипаж. 

1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.

Пр..чудливый, пр..интерес(н, нн)ый, пр..мудрый, (не)сметные богатства, (не)настная погода, (не)разговорчивый юноша; (не)новое, а красивое платье; (не)сырая, а сухая погода; образц..вая, реч..вой, еж..вый, серебря(н, нн)ый, соломе(н, нн)ый, огне(н, нн)ый,   оловя(н, нн)ый, лебеди(н, нн)ая, вещь це(н, нн)а, гуси(н, нн)ый, тума(н, нн)ый,  безветре(н, нн)ый, скольз(к, ск)ий, ткац(к, ск)ий, (бледно)лиловый, (восточно)славянский, (трудно)доступный, (документально)художественный, (древне)русский, (северо)восточный.

2. Образуйте от прилагательного красивый все степени сравнения.

 Станция «Морфологическая». 

1 экипаж.

Сделайте морфологический разбор прилагательного резиновый в предложении  Мне купили резиновый мяч.

Станция «Морфологическая». 

2 экипаж. Сделайте морфологический разбор маленьким в предложении Бабушка называет меня маленьким разбойником.

 Станция «Словообразовательная». 

1 экипаж. 

1. Сделайте морфемный разбор прилагательных: юный, длинный, кожаный.

2. Образуйте прилагательное от слова стекло, выделив морфемы.

Станция «Словообразовательная». 

2 экипаж. 

1. Сделайте морфемный разбор прилагательных: румяный, весенний, лебединый.

2. Образуйте прилагательное от слова дерево, выделив морфемы.

 Станция «Синтаксическая».

 1 экипаж. 

Разберите предложения по членам предложения:  Я не дружу с дерзким мальчиком. – Этот мальчик дерзок.

Станция «Синтаксическая».

 2 экипаж.

Разберите предложения по членам предложения:  Я сидел за низким столом. – Стол низок.

 Станция «Творческая».

1 экипаж. 

Придумайте четверостишие о прилагательном.

Станция «Творческая».

2 экипаж. 

Придумайте четверостишие о прилагательном.

ОТВЕТЫ

2. Станция «Практическая».

1 экипаж. 

1. Пришкольный, предлинный, прехорошенькая, непреодолимое препятствие, невнимательный ученик, непреклонная воля; неглубокая, а широкая речонка; не крупная, а мелкая рыба; вещевой, свинцовый, дворцовый, земляной, клюквенный, тыквенный, ветреный, вещь ценна,  пчелиный, мышиный, карманный, безветренный, матросский, ткацкий, западноевропейский, трудолюбивый, изжелта-серое, шахматно-шашечный, юго-западный.

2. Веселый – веселее, более (менее) веселый, самый веселый или веселейший, наиболее (наименее) веселый.

2 экипаж. 

1. Причудливый, преинтересный, премудрый, несметные богатства, ненастная погода, неразговорчивый юноша;  неновое, а красивое платье; не сырая, а сухая погода; образцовая, речевой, ежовый, серебряный, соломенный, огненный,   оловянный, лебединая, вещь ценна, гусиный, туманный,  безветренный, скользкий, ткацкий, бледно-лиловый, восточнославянский, труднодоступный, документально-художественный, древнерусский, северо-восточный.

2. Красивый – красивее, более (менее) красивый, красивейший или самый красивый, наиболее (наименее) красивый.

3. Станция «Морфологическая». 

1 экипаж.

Резиновый 1. это прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

2. Н.Ф. – резиновый; П.п.: относительное, полная форма; Н.п.: в Вин.п., в ед.ч., в м.р.

3 Мне купили резиновый мяч.

2 экипаж. 

Маленьким

1. это прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каким?

2. Н.Ф. – маленький; П.п.: качественное, полная форма; Н.п.: в Тв. п., в ед.ч., в м.р.

3. Бабушка называет меня маленьким разбойником.

4. Станция «Словообразовательная». 

1 экипаж. 

1. юный, длинный, кожаный.

2. Стеклянный.

2 экипаж. 

1. румяный, весенний, лебединый.

2. Деревянный

5. Станция «Синтаксическая».

 1 экипаж. 

Я не дружу с дерзким мальчиком. – Этот мальчик дерзок.

 2 экипаж.

Я сидел за низким столом. – Стол низок.


Команды

Баллы за станции

Замечан.

Теорет.

Практич

Морфол.

Словообр.

Синтакс

Творч

1 команда

2 команда

Максимум баллов

8 (по 4 за каждый правильный ответ)

10 (6 – за вставленные буквы, по 1 баллу за каждую правильно образованную степень сравнения)

5

4 (по 1 баллу за каждое правильное слово)

5

5

Максимум: 37 баллов.

        Общее количество баллов.

1 команда:

2 команда:


первой степени.

Награждается команда

______________________

за участие в игре-путешествии

«Грамматическое кольцо. Прилагательное».

«___» ___________ 20__г.

второй степени.

Награждается команда

______________________

за участие в игре-путешествии

«Грамматическое кольцо. Прилагательное».

«___» ___________ 20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Игра - творчество, игра - труд"

Презентация к мастер-классу учителя математики на тему "Игра - творчество, игра - труд". Испрользование дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах. Приемы использования игры "Шифровальщ...

Физико-математическая игра для 8-х классов "Игры разума"

Играть дети любят. Почему-бы не поиграть используя знания по физике и математике....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

В гостях у прилагательного... Урок-игра. Урок обобщения знаний.

Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное":развитие умения находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ  проверки;  редактировать и во...

Интеллектуальная игра для 7-9-х классов ИГРЫ ЭРУДИТОВ

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, направленное на развитие интеллектуальных способностей учащихся 7-9-х классов. Игра включает в себя МНОГОБОРЬЕ, ЧТО?ГДЕ?КОГДА? и БРЕЙН-РИНГ...

Разряды имен прилагательных. Класс: 6

урок русского языка по теме "разряды имён прилагательных"...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...