Зачеты по русскому языку за курс 9 класса
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Зачеты по русскому языку за курс 9 класса. Разработаны 4 зачета по основным разделам курса. Представлен теоретический материал и разноуровневые задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachety_russkiy_9_kl.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 9 класс
Зачет № 1 по теме: «Сложное предложение»
В результате работы над учебными элементами вам необходимо
знать:
- на какие группы делятся сложные предложения;
- как простые предложения связываются в сложные;
уметь:
- находить грамматическую основу сложного предложения;
- определять средства связи в сложном предложении;
чертить схемы сложных предложений и определять их вид.
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонацией. Между частями сложного предложения обычно ставится запятая.
В зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Части сложносочиненного предложения соединяются с помощью сочинительных союзов и интонации.
Части сложноподчиненного предложения соединяются посредством подчинительных союзов и союзных слов (местоимений и наречий) и интонации.
Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации.
Грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – главный член предложения, который указывает, о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопросы кто? что?
Способ выражения | Примеры |
Часть речи: Имя существительное Имя прилагательное (субстантивированное) Местоимение Числительное Инфинитив Причастие (субстантивированное) Наречие (субстантивированное) Междометие Словосочетания: Сущ. в им.п. + сущ. в т.п. Мест. + сущ. в р.п. Мест. + мест. Числ. + сущ. в р.п. Неопределенно-качественное слово (много, мало, несколько, большинство) + сущ. в р.п. | Книга – источник знаний. Сытый голодного не разумеет. Я грамотей и стихотворец (П.). Семеро одного не ждут. Готовиться к экзамену не так-то просто. Побеждают только верящие (М.Г.). Наконец прищло и послезавтра. В воздухе прокатилось «ура». Отец с сыном шли впереди. Кое-кто из студентов не был на лекции. Любой из нас мог решить эту задачу. У костра сидели три мальчика. Большинство учащихся справились с тестами успешно. Как мало нас от битвы уцелело! (П.) |
Сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим, указывает, что говорится в предложении о подлежащем, отвечает на вопросы что делает предмет? что такое предмет? каков предмет?
Виды сказуемых:
Простое | Составное |
Простое глагольное | Составное глагольное | Составное именное |
Глагол в спрягаемой форме | вспомогательная часть (хочу, могу, желаю, начать, закончить и т.п.) | связка (был, была, казался, стал, жил, пришла и т.п.) |
инфинитив | именная часть (сущ., прил., числит. и др.) |
Я буду читать интересную книгу. (Простое глагольное сказуемое)
Я хочу читать интересную книгу. (Составное глагольное сказуемое)
Лес стоит праздничный, нарядный. (Составное именное сказуемое)
Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения.
Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом).
Односоставные предложения.
По форме главного члена предложения делятся на две основные группы: 1) с главным членом – подлежащим; 2) с главным членом – сказуемым.
При отсутствии подлежащего мы определяем, чем выражено сказуемое – личной или безличной формой. Глаголы в русском языке изменяются по лицам, значение лиц таково:
1-е лицо – я, мы;
2-е лицо – ты, вы;
3-е лицо – он, она, оно, они.
Вид предложения | Наличие подлежащего | Наличие сказуемого |
Определенно-личные | Нет (можно вставить я,ты, мы, вы) | Глагол в форме 1 и 2 л. Люблю грозу в начале мая. |
Неопределенно-личные | Нет (можно вставить они) | Глагол в форме 3 л. мн.ч. Очень уж у нас в классах шуметь любят. |
Обобщенно- личные | Нет (можно вставить всякий, каждый) | Глагол в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. Цыплят по осени считают. |
Безличные | Нет (нельзя вставить подлежащее) | Безличные глаголы: Вечереет. Смеркается; Категория состояния: Мне грустно. Жарко. Желательность, возможность/невозможность действия: Мне пора домой. Быть грозе! Отсутствие чего-либо: Луны не было на небе. Лесу нет конца. |
Назывные | Есть | Нет. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. |
Неполные предложения – такие предложения, где пропущен какой-то
член предложения, главный или второстепенный вполне ясный из контекста.
- Который час?
- Одиннадцать.
Литература
1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. Ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2010, с. 23 - 34.
2. Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова.
Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование.
3. А. Денисова, Е.В. Лагутина, М.В. Василенко. Русский язык в таблицах. 5-9 класс.
Русский язык. 9 класс
Задания к зачету №1 по теме: «Сложные предложения»
Обязательная часть
Задания
1. Выпишите предложения в следующем порядке:1) простые предложения; 2) сложные предложения с союзами; 3) сложные предложения без союзов. Расставьте знаки препинания.
2. Подчеркните грамматические основы предложений.
1) Раз полуночной порою сквозь туман и мрак тихо ехал над рекою удалой казак. 2) Оттого я присмирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. 3) Один среди своих владений чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить. 4) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. 5) Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний. 6) Тропою темною задумчив едет наш Руслан и видит сквозь ночной туман вдали чернеет холм огромный. 7) То как зверь она завоет то заплачет как дитя.
Дополнительные задания на «4» и «5»
- Продолжите каждый из начатых примеров дважды: 1) чтобы получились союзные предложения (сложносочиненные или сложноподчиненные); 2) чтобы получилось бессоюзное сложное предложение.
- Подчеркните грамматические основы полученных предложений.
- Солнце поднялось уже высоко…
- Небо было задернуто тучами…
- Поздняя осень…
- Море блестело под лучами заходящего солнца…
- Во дворе послышался шум…
Русский язык. 9класс
Зачет № 2 по теме: «Сложносочиненные предложения»
В результате выполнения всех учебных элементов вы должны знать:
- средства связи частей и оформления смысловых отношений в сложносочиненном предложении;
условия постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
- различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значению;
уметь:
- распознавать конструкции с общим членом предложения;
- использовать сложносочиненные предложения для организации устной и письменной речи.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это такие сложные предложения, в которых их части (простые предложения) равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами. Они делятся на три группы.
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами – и,
да (=и), ни… ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно и следуют одно за другим.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами – или, либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли. В них указывается на чередование явлений.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами – а, , но, да (=но), однако, зато, не только… но и. В них одно явление противопоставляется другому.
Обычно между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. Запятая не ставится, 1) если части сложносочиненного предложения объединены общим второстепенным членом; 2) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Литература
1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. Ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2010, с. 35 - 47.
2. Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова.
Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование.
3. А. Денисова, Е.В. Лагутина, М.В. Василенко. Русский язык в таблицах. 5-9 класс.
Русский язык. 9 класс. Задания к зачету №2
«Пунктуация в сложносочиненном предложении»
Обязательная часть
- Расставьте знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
- Объясните значение союзов, связывающих части сложносочиненных предложений.
1. И клены морщатся ушами длинных веток и бабы охают в немую полутьму. 2. В то же время разверзлись небесные хляби и начался ливень…
3. Минута, другая и Крылов перед императрицей. 4. Моделировка рельефа отличается тонкостью и свободой а введение золоченых поверхностей сообщает ему особую живописность. 5. Черемушку не срубали и на ней вили птички гнезда. 6. В дверь купе проникал свежий воздух и вдруг запахло духами, горьковатыми и нежными. 7. Мировой литературе известно великое множество утопий но утопия Лопахина выглядит среди них едва ли не самой комичной. 8. Случайно огонь не добрался до росписей «Синего зала» и археологам удалось выявить их на стенах. 9. Зимняя ночь тянулась долго-долго и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. 10. В темноте стучал копытцами забиячливый козленок да крупная осенняя муха звучно шлепалась об оклеенный газетами потолок.
Дополнительные задания на «4» и «5»
Продолжите каждый из начатых примеров дважды:1) чтобы получилось предложение с однородными членами, соединенными союзом и; 2) чтобы получилось сложносочиненное предложение с союзом и. Начертите
схемы составленных предложений.
1) Поезд замедлил ход. 2) Проводник принес чай. 3) К полудню стало жарко. 4) В одном купе громко разговаривали.
Русский язык. 9 класс
Зачет № 3 по теме: «Сложноподчиненные предложения»
В результате выполнения всех учебных элементов вы должны
знать:
- средства связи частей и оформления смысловых отношений в сложноподчиненном предложении;
- условия постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
уметь:
1) находить придаточные предложения в составе сложноподчиненного предложения;
2) различать способы связи придаточных с главным предложением;
3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
4) составлять схемы сложноподчиненных предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным, а подчиненное – придаточным.
Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным. Союзы не являются членами придаточного предложения, а союзные слова являются.
Придаточное предложение отделяется от главного запятой.
В главном предложении часто бывают указательные слова, которые сигнализируют, что при нём имеется придаточное, и выделяют его содержание.
В одних предложениях придаточное всегда стоит после главного, в других – место придаточного можно менять: оно может стоять и перед, и после, и в середине главного.
В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.
При определении вида придаточного предложения вы должны:
- найти грамматические основы предложения,
- определить главное и придаточное,
- найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
- задать вопрос от главного к придаточному,
- по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Литература
1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. Ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2010, с. 49 - 118.
Виды придаточных предложений
Вид | Вопросы | Союзы | Союзные слова | Указательные слова | Примеры |
Определительные (поясняют существительное или часть речи в значении существительного) | Какой? Чей? | Какой, который, каков, чей, кто, что, где | тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой. | Мы увидели тот дом, в котором родился великий писатель. | |
Изъяснительные (пояснение слова со значением речи, мысли, чувства) | Падежные вопросы | что, чтобы, как, будто, как будто, словно | кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько | то, тот | |
Обстоятельственные: места (относится к сочетанию сказуемого с указательным словом) времени (поясняет все главное предложение) | Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени? | когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем | где, куда, откуда | там, туда, оттуда, везде, всюду | Я не поеду туда, где мы были в прошлом году. Очнулся он, когда солнце светило уже высоко. |
Сравнения (поясняет все главное предложение) | Как? Насколько? | как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем – тем | так, настолько | Засмеялся он, точно сталь зазвенела. | |
Образа действия и степени | Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени? | что, чтобы, как, как будто, словно, точно | как, насколько | так, такой, таким образом, настолько | Он взглянул на меня так, что я невольно вздрогнул. Лед был такой прозрачный, что и вблизи мы его не заметили |
Цели | Зачем? С какой целью? Для чего? | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы | для того, затем, с тем, потому, оттого | Я торопился закончить работу, чтобы успеть к поезду. | |
Условия | При каком условии? | если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро | в том случае, тогда | Если дед уходил из дома, бабушка на кухне устраивала чаепитие. | |
Причины | Почему? Отчего? По какой причине? | потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что | потому, оттого, ввиду того, вследствие того | Я сидел дома, потому что шел дождь. | |
Следствия | Что из этого следует? | так что | На улице дождь, так что я сижу дома. | ||
Уступки | Несмотря на что? Вопреки чему? | хотя, несмотря на то, что, пусть, пускай | Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. | ||
Присоединительные | Что, вследствие чего, отчего, почему | Во время бури вывернуло с корнем сосну, отчего и образовалась яма. |
Русский язык. 9 класс
Задания к зачету № 3 «Пунктуация в сложноподчиненном предложении»
Обязательная часть
1. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
2. Определите типы придаточной части, указав главное средство связи.
- В целом же покупки делались везде где имелась возможность пр..обрести первоклассные произведения… 2. Широко известно что заказы на монументальные произведения Рубенс обычно выполнял с помощью своей огромной мастерской. 3. А пока Беринг все силы употребил что(бы) собрать новый обоз. 4. Чехов серьезно подумывал о лечении в родных краях и почти серьезно просил вспомнить о нем когда городу понадоби..ся садовник. 5. Это письмо растрогало Чехова так как никакое иное в его жизни. 6. Молния осветила белую пыль дороги и траву когда хлопнули о дорогу первые капли. 7. В путешествии на каторжный Сахалин Чехов был человеком подвига и ясно сознанной цели хотя (ни)когда (не)отнес бы столь высокие и торжественные слова к себе самому. 8. Я прилег на соломе и уже готовился отойти ко сну как вдруг мое внимание привлек разговор путников сидевших в углу за кривым круглым столом.
Дополнительные задания на «4» и «5»
- Выпишите из текста сложноподчиненные предложения. Выделите части предложения (главную и придаточную), отметьте их границы.
- Определите тип придаточной части.
- Начертите схемы сложноподчиненных предложений.
Да, вечер был действительно замечательный. Он словно обижался на то, что вы так невнимательно смотрели на него доселе. Облака мощно расправили крылья, будто им было невмочь хранить в себе такую красоту – лиловую, розовую, палевую. Пруд лежал бледный и бессильный, как брошенный летчиком парашют. Берега его были как бы просмоленные. Пахло от них тягуче, тоскливо. Отпускали они эти запахи медленно, с неохотой (Вс. Иванов).
Русский язык. 9 класс
Зачет № 4 по теме: «Бессоюзное сложное предложение»
В результате выполнения всех учебных элементов вы должны
знать:
- оформления смысловых отношений в бессоюзном предложении;
- условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении;
уметь:
1) правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
2) составлять схемы бессоюзных предложений.
Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
3.Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ причина ] . (Между предложениями можно вставить союзы потому что, так как)
2) [ ] : [ пояснение ]. (Между предложениями можно вставить союз а именно)
3) [ ] : [ дополнение ]. (Между предложениями можно вставить союз что; или слова видеть, слышать, знать, чувствовать)
4.Тире ставится:
1) [ ] - [ быстрая смена событий или противопоставление]. (Между предложениями можно вставить союзы а, но)
2) [ ] - [сравнение, сопоставление]. (Между предложениями можно вставить союзы словно, как будто)
3) [ время ] - [ ]. (В начале предложения можно вставить союз когда)
[ условие ] - [ ]. (В начале предложения можно вставить союз если)
4) [ ] - [ сравнение ]. (Между предложениями можно вставить союзы как, как будто, словно, что)
5) [ ] - [ результат, вывод ]. (Между предложениями можно вставить союзы так что, поэтому)
Литература
1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. Ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2010, с. 121-140.
2. Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова.
Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование.
3. А. Денисова, Е.В. Лагутина, М.В. Василенко. Русский язык в таблицах. 5-9 класс.
Задания к зачету №4 «Бессоюзные сложные предложения»
Обязательная часть
№1. Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
2. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
3. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
4. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
5. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
6. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
- Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
- Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
№2. Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
1. Болтун подобен маятнику ( ) и того и другого надо остановить.
2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
3. Многие люди подобны колбасам ( ) чем их начинят, то они и носят в себе.
4. Хочешь быть счастливым ( ) будь им.
5. Я взглянул в окно ( ) на безоблачном небе разгорались звезды.
6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
8. Как все московские ваш батюшка таков ( ) желал бы зятя он с звездами и чинами.
№3. Работа с текстом.
Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.
О доброте
Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем:
ты – мне, я – тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем.
Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская.
Дополнительное задание на «4» и «5»:
Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему «Добрый человек в моем понимании».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”
УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”...
Карточки для зачета по русскому языку для 5 класса
Разработанные задания для зачета помогут учителю проверить знания обучающихся по теории и практике изученных тем...
Задания к зачету по русскому языку в 5 классе 1 вариант
Задания к зачету по русскому языку в 5 классе ...
Задания к зачету по русскому языку в 5 классе 2 вариант
Задания к зачету по русскому языку в 5 классе ...
Устный зачет по русскому языку за курс 5-7 класса
В 7 классе учащиеся заканчивают изучать основные разделы языкознания: фонетику, морфемику и словообразование, морфологию и, конечно, орфографию. Целесообразно в конце учебного года в седьмом классе пр...
Зачет по русскому языку в 5 классе
Зачет выполнен в форме "Своя игра"...
Материалы к зачету по русскому языку в 8 классе
Представлены 4 врианта заданий к практической частизачета по теме "Второстепенные члены предложения"...