Устный зачет по русскому языку за курс 5-7 класса
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Джалалова Эрмина Анатольевна

В 7 классе учащиеся заканчивают изучать основные разделы языкознания: фонетику, морфемику и словообразование, морфологию и, конечно, орфографию. Целесообразно в конце учебного года в седьмом классе провести устный зачет по билетам. Каждый билет включает в себя 2 теоретических вопроса и практическое задание, в котором необходимо выполнить синтаксический разбор предложения и и один из прочих видов разбора, а также втсавить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

Подготовка к зачету начинается во втором полугодии. Ответы на некоторые вопросы билетов я составляю вместе с учениками, но большую часть они составляют самостоятельно (периодически следует контролировать этот процесс). 

Таким образом, мы подводим итоги обучения в 5 - 7 классах и у учеников появляется хороший справочник по всему изученному материалу, к которому они могут обратиться для повторения в 9 - 11 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b1v1fonetika.docx15.9 КБ
Файл b2v1_slovoobrazovanie.docx15.83 КБ
Файл b19v2_bolshaya_bukva_i_kavychki.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Б1-в1 Фонетика

Наша устная речь представляет собой поток звуков. Их изучает раздел науки о языке, называемый фонетикой. 

Фонетическая система русского языка состоит из звуков.

Звук — это минимальная единица, которую произносят или слышат.

Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phonē - звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Если воздушная струя, проходя через рот, не встречает на своем пути преград, то произносятся гласные звуки. Они состоят только из тона, без шума. В других случаях свободного прохода для воздушной струи в ротовой полости нет. Язык может прикасаться к зубам или нёбу, губы могут смыкаться. Воздушной струе приходится преодолевать эти препятствия, и тогда образуются согласные звуки.

Гласных звуков, встречающихся под ударением, в русском языке 6:

[а] —арка       [ы] — был

[о] — воз     [у] — утро

[и] — ива         [э] — этот

Согласных звуков в русском языке гораздо больше. Они бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Твердые и мягкие согласные образуют пары:

[п], [б], [ф], [в], [м], [т], [д], [с],

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

[п'], [б'], [ф'], [в'], [м'], [т'], [д'], [с'],

[з'], [н], [л], [р], [к], [г], [х],

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

[з'], [н'], [л'], [р'], [к'], [г'], [х'].

Таких пар —15. В каждой паре согласные отличаются только тем, что один из них твердый, а другой — мягкий.

Некоторые мягкие согласные звуки не имеют парного твердого: [ч], [ш'], [и].

Некоторые твердые согласные не имеют парного мягкого звука: [ц], [ж], [ш].

Согласные, образующиеся при участии голоса, называются звонкими; согласные,

образующиеся без участия голоса, называются глухими.

Звонкие и глухие в русском языке тоже составляют пары:

[б], [б'], [в], [в'], [з], [з'], [д], [д'], [ж], [г], [г'],

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓↓↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

[п], [п'], [ф], [ф'], [с], [с'], [т], [т'], [ш], [к], [к'].

В каждой паре согласные отличаются только тем, что один из них глухой, а

другой — звонкий.

Некоторые согласные могут быть только звонкими: [м] - [м'], [р] - [р'], [л] - [л'], [н] - [н'], [й]. Они называются сонорными (звучными).

Звуки [ц], [ч], [х], [х'] бывают только глухими, парных звонких у них нет.

Парные звонкие согласные в русском языке оглушаются на конце слова и перед

глухими согласными: дуб, враг, шубка, варежка.

[п] [к] [п] [ш]

Парные глухие перед звонкими могут озвончаться: просьба, сдал.

 [з'] [з]

Об этих законах надо помнить при письме. Звуки в языке нужны для того, чтобы

различать слова. Это самая главная обязанность звуков. Если два звука могут

самостоятельно различать слова, то перед нами фонема, т. е. различительная единица языка. Например: дом — том, д и т— фонемы; дом — дам, о и а— тоже фонемы, поскольку именно они различают данную пару слов.

А. А. Реформатский придумал фразу: «Сама поймала сома», в которой два слова произносятся совершенно одинаково, и поэтому для слушающего (но не читающего!) неясно, где рыба, а где рыбачка.

Значит, первые гласные звуки в этих словах нельзя назвать самостоятельными

фонемами.



Предварительный просмотр:

Б2-в1 Словообразование как раздел науки о языке

Словообразование – раздел учения о языке, изучающий состав, структуру, способы образования слова как единицы действующей в языке словообразовательной системы.

Морфема – наименьшая, далее неделимая часть слова, имеющая значение.

Морфемный состав – совокупность выделяемых в слове морфем.

Основа - это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа выделяется путем вычета окончания.

Окончание - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим, т. е. является средством выражения синтаксических свойств  слова в предложении. Окончание может быть нулевым.

Основа слова распадается на отдельные значимые части: приставку, корень, суффикс.

Корень слова - общая часть родственных слов – структурное ядро слова. Выделяется при сопоставлении  однокоренных слов. Слова, происходящие от одного корня, составляют словообразовательное гнездо.

Суффиксы - части слова, стоящие между корнем и окончанием или в конце основы в неизменяемых словах (впуст-ую, ровн-о).

Постфикс - эта морфема помешается после окончания: сержу-сь, сердишь-ся, сердит-ся.

Интерфикс – соединительная морфема в составе сложных слов: корабл-е-стро-ение, пар-о-воз.

Основные способы русского словообразования:

Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов - як, - к-, - еств - к производящим основам земл-, земляк-, земляк-.

Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки  к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, сверх-, при-, раз - к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.

Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и приставки. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по; про-, пере - и суффиксов - j-, - ник-, - ок-, - ок-.

Постфиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Глагольные основы присоединяют постфикс - ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные - - то, - либо, -нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

Бессуффиксный способ словообразования, т. е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т. п.)

Аббревиация – сложение сокращенных основ или сокр основ и полных слов. кол-хоз, ком-со-мол). Сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Сложение способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

-сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван, кровать; платье-костюм ← платье, костюм

-сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.

Например: лесостепь – лес-о-степь ← лес, степь; каменотёс – камен-о-тёс

-сложение производящих основ без соединительной гласной.

Например: Ленинград – Ленинград ← Ленин, град; царь-колокол – царь-колокол ← царь, колокол

-сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.

Например: комроты ← командир роты; стенгазета ← стенная газета; медсестра ← медицинская сестра

-сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.

Например: облоно ← областной отдел народного образования; Минфин ← Министерство финансов

Морфемы, с помощью которых образуются новые слова, называются словообразующими, а образующие формы одного и того же слова, называются формообразующими.

Непроизводные и производные основы

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

-производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно;

-непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Производящая основа - основа, от которой образовано производное слово.



Предварительный просмотр:

Б19-в2 Большая буква и кавычки

Употребление прописной (большой) буквы

Имена собственные  пишутся с большой буквы, имена нарицательные – с маленькой: космонавт Юрий Гагарин, шоссе Энтузиастов.

Имя нарицательное пишется с большой буквы:

  • если оно является первым словом в составном собственном наименовании: Московский театр кукол;
  • если оно является названием важнейших организаций, высших должностей, российских и международных званий и знаков отличия: Организация Объединенных Наций, Президент России, медаль «Золотая Звезда».

С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей, их псевдонимы и прозвища; обозначения действующих лиц в литературных произведениях; клички животных: Пётр Первый, Красная Шапочка, собака Шарик.

С большой буквы пишутся слова в географических, административно-территориальных, астрономических названиях: Азия, Тверская область, остров Новая Земля, улица Кузнецкий Мост, созвездие Большого Пса.

В официальных названиях государств с большой буквы пишутся все слова: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Республика Польша.

С большой буквы пишется первое слово в названиях исторических событий, праздников, в названиях учреждений: Вторая мировая война, Восьмое марта, Министерство образования.

Запомни: Великая Отечественная война.

Употребление кавычек

Кавычками выделяются:

  • названия литературных произведений, картин, музыкальных произведений и т. п.: рассказ «Каштанка», стихотворение «Осень»;
  • названия средств массовой информации, предприятий, общественных организаций, автомобилей, теплоходов, кондитерских и парфюмерных изделий, гостиниц, театров, музыкальных групп и т. д.: газета «Известия», телерадиокомпания «Останкино», концерн «Газпром», теплоход «Адмирал Ушаков», духи «Красная Москва».

Слово или первое слово в словосочетании, которые выделяются кавычками, пишутся с большой буквы.

Не выделяются кавычками:

  • собственные наименования, если они не имеют условного характера: Российский государственный гуманитарный университет;
  • названия учреждений, представляющие собой сложносокращенное слово, образованное из полного официального наименования: Днепрогэс, Автоваз;
  • названия, в состав которых входит слово имени: школа имени А.С. Пушкина;
  • названия сортов растений в специальной литературе (названия эти пишутся с большой буквы): земляника Победитель, тюльпан Черный принц;
  • общепринятые названия цветов, плодов, например: анютины глазки, иван-да-марья, белый налив, розмарин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по русскому языку №2 для учащихся 6 класса

Зачетная работа предназначена для проведения обобщения и систематизации материала по теме "Имя существительное"...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Вопросы для проведения устных зачетов по русскому языку

Данный материал может быть использован учителями для проведения устных зачетов по русскому языку в 5, 8 классах...

Алгоритм подготовки к устному собеседованию по русскому языку для учащихся 9-х классов

Данный материал будет интересен для учащихся 9-х классов, которые проходят устное собеседование по русскому языку в середине учебного года. В работе проиллюстрированы 4 вида заданий: чтение текста, пе...

Приказ о проведении устного собеседования по русскому языку среди учащихся 9-х классов от 06.03.2020

Приказ о проведении устного собеседования по русскому языку среди учащихся 9-х классов от 06.03.2020...

Зачеты по русскому языку за курс 9 класса

Зачеты по русскому языку за курс 9 класса. Разработаны 4 зачета по основным разделам курса. Представлен теоретический материал и разноуровневые задания...