Здравствуйте, ребята.
Послушайте небольшой отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Мой веселый, звонкий мяч Ты куда пустился вскачь, Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. - При помощи слов, какой части речи происходит описание мяча? Как можно еще описать мяч? -А о чем же сегодня будет наш разговор? ( Об имени прилагательном и его разрядах.) Правильно. Тема нашего урока: имена прилагательные. Качественные, относительные, притяжательные разряды прилагательных. Мы рассмотрим отличительные особенности разрядов имен прилагательных и будем учиться распознавать их. -Что вы знаете об имени прилагательном? - Что вы знаете о постоянных морфологических признаках имени прилагательного? - Что вы сегодня хотите узнать на уроке? Что я знаю | Хочу узнать | Узнал(а) | Имя прилагательное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? Например, какой?- красный, чей?- мамин, каков?- смел. Начальная форма им.прилагательного- форма именительного падежа единственного числа мужского рода. В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми. Постоянные морфологические признаки прилагательных делятся на разряды: качественные, относительные, притяжательные
| Узнать отличительные особенности разрядов имён прилагательных, учиться распознавать их.
|
|
-Ребята, как вы думаете, к какому разряду относятся слова симпатичный, стеклянный, птичий? (Выслушивает предположения учащихся). В конце урока вы должны мне точно сказать и доказать к какому разряду относятся данные слова. -Чтобы узнать отличительные особенности разрядов имен прилагательных мы откроем учебники на стр. 101. - Прочитаем внимательно теоретические сведения.
- Попробуем составить схему ( кластер) и отразить в ней отличительные особенности разрядов имен прилагательных
Имена прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные 1.Отвечают на вопросы 1.Отвечают на вопросы 1.Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какой? какая? какое? чей? чья? чьё? чьи? и обозначают какие? и обозначают какие? и обозначают принадлежность предмета различные качества признак предмета не прямо, определенному человеку или предметов, помогают а через его отношение к другому животному( кошачий, папин, дать им характеристику: предмету, явлению(деревянный- соловьиный) По внешнему виду(красивая сделанный из дерева). девушка), весу ( тяжелая сумка), температуре(теплый день), запаху(душистый цветок), величине(маленький дом) и т. д. 2.Образуют краткую форму. 2.Не имеют краткой формы. 2.Не имеют краткой формы. (Красива, красиво, красив, красивы) 3. Образуют степени сравнения 3. Не образуют степеней 3. Не образуют степеней (смелее, самый смелый) сравнения сравнения 4.Сочетаются со словами очень 4. Не сочетаются со словами 4. Не сочетаются со словами Весьма( очень интересный, весьма очень, весьма очень, весьма интересный) 5.Образуют антонимические 5.Не образуют антонимических 5.Не образуют антонимических пары( тяжелый- легкий) пар. пар. 6.Имеют особые суффиксы: 6.Имеют особые суффиксы: -ан(ый), -ян(ый), -ск(ий), -ин( ),- ов( ),- ий( ) ( папин, - ов(ый) и др.( кожаный, сестрицын, дедов, волчий) серебряный, кавказский, лавровый). Молодцы, ребята. 1.А сейчас выполним следующее задание по рядам: 1 ряд - рассказывает о качественных прилагательных; 2 ряд - об относительных прилагательных; 3 ряд – о притяжательных прилагательных. Вы сейчас выступаете в роли учителя, даю вам на подготовку 5 минут. 2. После рассмотрения теоретического материала можете определить разряд и назвать особенности тех прилагательных, которые мы рассматривали в начале урока? Симпатичный( Качественное прилагательное, т.к. дает характеристику по внешнему виду, есть краткая форма симпатичен, симпатична…, есть степень сравнения симпатичнее, самый симпатичный, сочетается со словами очень симпатичный, весьма симпатичный и т.д.), стеклянный( относительное , т.к. обозначает признак предмета через его отношение к другому предмету, сделанный из стекла, не имеет краткой формы, не образует степеней сравнения, имеет суффикс – ян- и т.д. ) , птичий( притяжательное- обозначает принадлежность предмета, не имеет краткой формы, не образует степеней сравнения, имеет суффикс –ий- и т.д.) Молодцы. Повторим еще раз особенности каждого разряда прилагательных.
Цель данного этапа - учить пятиклассников проводить семантико-грамматический анализ прилагательных с целью определения отнесенности прилагательного к соответствующему лексико- семантическому разряду. Сейчас мы выполним упражнение 833. Прочитаем задание. Что нужно сделать? ( Используя данные словосочетания, заполнить таблицу примерами ).
Прилагательные | Качественные | Относительные | Притяжательные | Обидчивый ребёнок, сильный ветер, гордый человек, яркий свет, безобразный поступок. | Клубничное варенье, детские игрушки, серебряная ложка, меховое пальто, спортивный костюм, деревянная ручка. | мамина шляпа, лисьи следы, мышиная норка, собачий хвост, бабушкин дом.
|
Обязательно доказываем принадлежность прилагательного к определенному лексико-грамматическому разряду.
-Что вы сегодня узнали? -Есть ли у вас какие- то вопросы? -Что ещё хотели бы узнать? На следующем уроке мы с вами рассмотрим возможность перехода прилагательных из одного лексико-грамматического разряда в другой.
- Подробный пересказ конспекта.
- На выбор: упражнение 834 или 838.
|