Творческие задания для учащихся 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ревягина Елена Валентиновна

 Задания для развития:составлять сюжетный рассказ,  анализ зрительного образа, составлять рассказ от имени....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_zadaniya_dlya_uchashchihsya_5_klassa.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания для учащихся 5 класса.

Анализ зрительного образа.

1. Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названные признака:

  • яркий – жёлтый (свет, лампа, солнце…)
  • пушистый – зелёный (ёлка, шарф, трава…)
  • прозрачный – голубой (небо, глаза, вода…)
  • сильный – добрый (человек, руки, собака…)

В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном значении: сладкий – лёгкий (жизнь, запах, победа)

2. Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

  • гладкий – чёрный – тихий (вода, собака…)
  • белый – мягкий – съедобный (хлеб, мороженое..)
  • тёмный – тяжёлый – шумный (поток воды, небо…)
  • светлый – лёгкий – блестящий (волосы, ткань…)

3. Разгадай загадку:

  • Не машина, а железный, со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь) 
  • Маленькое, сдобное
    Колесо съедобное,
    Я одна тебя не съем,
    Разделю ребятам всем.
    (Бублик) 

Умение находить общие и различающиеся признаки предметов.

Даны предметы: шкаф – телевизор, магнитофон – собака, книга – машина. Найди между ними как можно больше отличий.

Например:

Шкаф

Телевизор

большой

обычно небольшой

используется для хранения вещей

не используется для хранения вещей

не нуждается в электричестве

нуждается в электричестве

Найди общие признаки вышеперечисленных предметов.

Например:

Шкаф – Телевизор

Предметы домашнего обихода

Подставка для других вещей

Предметы любования

Объекты искусственного происхождения

Умение составлять сюжетный рассказ.

1. Представь, что ты превратился в домашнее животное: собаку, попугайчика, хомячка или кошку. Попробуй представить, как протекает твоя жизнь:

  • Что ты ешь?
  • Чем занимаешься днём?
  • Кто твой хозяин и как он к тебе относится?
  • Где ты спишь?
  • Какой приятный сюрприз ты хочешь получить от хозяина?

Составь от имени выбранного животного рассказ на тему “День и ночь моей жизни”.

2. Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет:

  • Что со мной происходило до того времени, как я попал в дом?
  • Как я попал в дом?
  • Что я могу делать или что со мной можно делать?
  • Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?
  • Какие интересные истории со мной происходили?
  • С какими предметами я дружу?
  • Кого я не очень люблю?

Умение находить причину событий, устанавливать причинные связи между событиями.

1. Придумай рассказ, объясняющий причину возникновения следующей ситуации:

  • Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
  • Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
  • Окна всех школьных кабинетов распахнуты настежь.

При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.
Например: ситуация, когда речка могла выйти из берегов и затопить окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что космический корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил её, образовав запруду.

2. Придумай рассказ, связав между собой следующие события:

  • Белка, сидя на дереве, уронила шишку. – Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
  • Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Например:

Белка, сидя на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидевшего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

Умение объяснять образное сравнение.

1. Объясни, что это означает:

  • Мальчик, как медведь
  • Учитель, как грозовая туча
  • Человек, как стена
  • Деревья, как богатыри
  • Воздух, как стеклянный.

2. Придумай, с чем можно сравнить:

  • Причёску
  • Одуванчик
  • Снежинку
  • Озеро
  • Ветер

Необходимо помнить, что образное сравнение можно составить по любому признаку предмета или явления.
Например:
причёска.

Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась, как картонный домик, как песочный куличик; держалась, как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как морёный дуб.
Красота: как произведение искусства.

Желательно придумать как можно больше сравнений.

Умение подбирать слова, противоположные по значению.

1. Подбери слова, противоположные по значению:

  • Свежий хлеб – …
    свежий ветер – …
    свежая рубашка – …
  • Чёрная ткань – …
    чёрная работа – …
    чёрные мысли – …

2. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.

  • На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
  • У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
  • Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

Умение согласовывать слова в предложении.

1. Поэт написал стихотворение про девочку Милу, но, когда он ушёл, все слова в столбиках перепутались. Помоги каждому слову найти своё место.

Мила
Не
Мама
Ей

Милу
мыла
без мыла
жалела

было
не
мыла
мама

мыла
мылом
мило
люила

(Мама Милу мыла мылом.
Не жалела мама мыла.
Мила мыла не любила.
Ей без мыла было мило.)

2. Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв. (Предложение состоит из четырёх слов.)

  • Б… у… ж… б…
  • С… о… н
  • К… е… л… к…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктант с творческим заданием для 5 класса

Помимо самого диктанта, в котором содержатся орфографические и пунктуационные правила по русскому языку за 5 класс, также предложено интересное поисковое задание на логику и зоркость: поиск названия ц...

Итоговый урок по теме «План и карта» - творческое задание для учащихся

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в...

Творческое задание "Животные" 7 класс

Задание РЕБУС "ЖИВОТНЫЕ"  для организации работы дистанционного обучения (использованы сервисы Learning)....

Тест-викторина с творческими заданиями для 11 класса "Владимир Маяковский"

Тест-викторина позволяет не только проверить знание фактов биографии поэта, но и предлагает учащимся письменно поразмышлять о Владимире Маяковском и его творчестве...

Творческое задание для 5 класса по теме "Земля - планета Солнечной системы"

Творческое задание для 5 класса по теме "Земля  - планета Солнечной системы"...

Творческие задания для мастер-класс по теме "Ассоциация и мнемотехника"

Мастер-класс по теме "Ассоциация и мнемотехника" формирует умения работы с картой, знание нуменклатуры...

творческие задания для учащихся 7 класса по теме "Линейная функция".

Примеры творческих заданий для учащихся 7 класса по теме «Линейная функция»....