Внеурочная деятельность. Программа "Речевая деятельность школьников"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
В основу данной Программы «Речевая деятельность школьников» заложен основной аспект языка – речевая деятельность как важная сторона его практической реализации в разных сферах человеческого знания и познания. Язык, являясь необходимой формой существования человека и его деятельности, необходимо требует своего применения в разнообразных сферах бытия и практике живой жизни, обеспечивая взаимопонимание, сотрудничество и эффективность реализуемых человеком знаний, умений, навыков, а также приобретение полезного опыта жизнедеятельности и культуры. Способствуя взаимному обогащению людей идеями, мыслями, чувствами, эмоциями, язык способствует упрочению и укреплению взаимосвязей на основах взаимного участия, понимания и поддержки. В соответствии с этим, язык как многофункциональная и символическая система человеческой жизни, прежде всего, активно формирует социальную, коммуникативную сферу жизни человека, а значит, определяет его коммуникативный и социальный характер. Соответственно определяя не только индивидуальную структуру его личности, но и формирует его внутренний социокультурный мир в восприятии окружающего (многообразный, многосимволический), что позволяет индивиду быть социально востребованным и интересным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Речевая деятельность школьников" | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В основу данной Программы «Речевая деятельность школьников» заложен основной аспект языка – речевая деятельность как важная сторона его практической реализации в разных сферах человеческого знания и познания. Язык, являясь необходимой формой существования человека и его деятельности, необходимо требует своего применения в разнообразных сферах бытия и практике живой жизни, обеспечивая взаимопонимание, сотрудничество и эффективность реализуемых человеком знаний, умений, навыков, а также приобретение полезного опыта жизнедеятельности и культуры. Способствуя взаимному обогащению людей идеями, мыслями, чувствами, эмоциями, язык способствует упрочению и укреплению взаимосвязей на основах взаимного участия, понимания и поддержки.В соответствии с этим, язык как многофункциональная и символическая система человеческой жизни, прежде всего, активно формирует социальную, коммуникативную сферу жизни человека, а значит, определяет его коммуникативный и социальный характер. Соответственно определяя не только индивидуальную структуру его личности, но и формирует его внутренний социокультурный мир в восприятии окружающего (многообразный, многосимволический), что позволяет индивиду быть социально востребованным и интересным человеком. Главным принципом речевой деятельности, как и деятельности в целом, является мотивация – направленность, интенция человека, потребности, поэтому цели и задачи, которые реализуются в процессе обучения, будут опираться на склонности, способности, желания учеников, интересы - их свободный выбор в проявлении себя и своего творческого потенциала. Каждый ученик в процессе деятельности должен проявить себя в речевой практике самостоятельно, опираясь на свой выбор. Второй принцип в организации речевой деятельности основан на проективном мышлении, где каждый желающий может внести свою идею, свои взгляды, свои мысли, свои способности, деятельность каждого рассматривается в нем как социально значимая единица, могущая стать важной частью проекта, что позволит в проекте получить максимальную реализацию главной идеи. Проектирование, конструирование, моделирование деятельности позволит проекту быть многофункциональным и творчески неповторимым в каждом своем воплощении. Третий принцип – объединяющего смысла. Проблематика, идейно-тематическое своеобразие должно носить социально значимый характер как для учеников, так и в общесоциологическом контексте их осмысления: общенациональные праздники, события, а также актуальные темы и проблемы социологического характера, что вносит ценностные ориентиры и позволяет опираться на культурный, исторический опыт духовного и творческого развития человека. Четвертый принцип – коммуникативной интеграции обучающихся. Основу знания и познания, а также реализация познавательной деятельности осуществляется через коммуникативный характер культуры и этики поведенческих реакций, которые регулируются правилами и законами коммуникативной культуры и интерактивного взаимодействия. А это позволит организовать социологическое поле обмена информацией во взаимном обсуждении, диалоге, поиске общего смысла и выводов не только в конкретной речевой ситуации, но и в решении разнообразных проблем как в рамках проекта, так и за пределами его существования.
Целью программы является – создание условий для развития активной, творческой личности, способной к взаимодействию и организации деятельности, основанной на ценностных ориентирах социально-культурного и духовного значения.
Задачи курса:
- развивать познавательные возможности и интересы, способствующие обогащению сферы речевого поведения и речевой культуры общения;
- воспитывать бережное отношение к языку и культуре речевого взаимодействия на основе социально значимых, исторически и нравственно необходимых ориентиров развития;
- приобщать к самостоятельной деятельности проективного типа, к достижению проектных целей на основе ценностно-значимых установок;
- совершенствовать поведенческие модели, основанные на ценностных ориентирах вежливости, доброжелательности, тактичности, на этическом понимании их значения.
Поэтому Программа может быть реализована на разных уровнях, ступенях, этапах образовательной деятельности. Позволит применять разнообразные виды речевой деятельности, формы и стили речевого общения и коммуникации, использовать интеграцию разноуровневых и разновозрастных групп обучающихся, вовлекать в организационное поле взаимодействия и сотрудничества.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.— М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.); Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.); Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; "Концепция развития дополнительного образования детей" РП РФ от 24.04.2015 №729-р "Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. РП РФ от 04.09.2014 №1726-р"; Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ № 39»; Учебный план МБОУ «СШ № 39»;
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.
2.Структура курса
Данный курс рассчитан на 1 час в неделю в 5-6-х классах. Тематическое планирование составлено на 34 учебных часа в год.
Речевая деятельность основывается на следующих принципах:
- учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
- образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
- воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
- практический аспект (проектирование деятельности, коммуникативные навыки и компетенции, речевые способности говорения, аудирования, логико-смысловой анализ информации);
здоровьесбережение;
- развитие общего кругозора и эрудиции;
- вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
- системный, плановый характер.
Выделяются следующие направления речевой деятельности:
1. Познание окружающей действительности, ее исторического, культурного опыта, традиций - в масштабах разного социального контекста, от общечеловеческого до конкретно определенного (колледжа, группы колледжа, преподавателей).
2. Развитие и накопление чувственного опыта восприятия, способностей его к трансформации в эмоциональном многообразии его проявления (от чувства к сочувствию, от переживания к сопереживанию, от образа к сообразности впечатлений и настроения). Осознание позитивного влияния опыта чувственного и познавательного характера на внутренний мир собственного воображения и окружающих сверстников.
Развитие творческих способностей и умений в разнообразном опыте применяемых технологий, совершенствование качества их использования:
- сценическое воплощение образа, внутреннее, глубокое понимание его культурной значимости и важности его составляющей;
- совершенствование выразительности речевого устного чтения и декламации образцов культурного наследия, накопленного опытом, творческой лабораторией мысли и практикой живой жизни;
- создание визуальных и аудиальных образов в процессе записи видео- и аудиоматериалов, подготовке слайдов и других, необходимых наглядно-дидактических материалов и средств, их творческое осмысление, осознание и воплощение;
- использование интерактивных средств и способов компьютерных технологий;
- проектирование деятельности в соответствии с полученным заданием и намеченной идеей предстоящего осуществления;
Развитие коммуникативных способов взаимодействия,
организаторских способностей:
- координирование взаимосвязей;
- делегирование ответственности;
- распределение функциональных ролей.
Воспитание уважительного отношения к историческому и культурному наследию своей страны и ценностям общечеловеческого знания:
- чувства патриотического сознания и самосознания, понимание ценности его существования и сохранения;
- формирование внутреннего мира на основах добра и взаимопонимания, дружбы и заботы об окружающих, эстетических ценностей, вкусов на внутреннем понимании чувства прекрасного и красоты окружающего мира.
Ожидаемые результаты:
1.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
2.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
3. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
4. Работать в коллективе и команде, осуществлять взаимодействие на основе речевой культуры поведенческих смыслов.
5. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
6. Самостоятельно определять задачи по проективному способу организации деятельности.
7. Находить способы и средства по достижению эффективных результатов деятельности.
Речевая деятельность в учебном процессе средней школы рассматривается как важный инструмент формирования следующих способностей учащегося:
1.Разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.
2. Ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
3. Социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя в определенных социальных ролях.
4. Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения курса по внеурочной учебной деятельности в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению;
- освоение социальных норм, правил поведения;
- развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологического сознания;
- развитие эстетического сознания;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- осознанное владение логическими действиями (определение, обобщение, установление аналогии, классификация);
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие исследовательских учебных действий;
Предметные результаты:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществление рефлексии способов и условий действий;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентация полученной информации с помощью ИКТ;
- осознанное и произвольное построение сообщений в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие. Знакомство с целями, и задачами курса. 1час
Речевая деятельность, ее значение и роль в процессе развития познавательных и коммуникативных навыков общения. 10 час.
Целевая установка речевой деятельности. Особенности и основные элементы. Речевая ситуация и виды речевых ситуаций. Речь в коммуникативном общении. Общение и его коммуникативные признаки. Правила для говорящего в коммуникативной ситуации общения. Правила для слушающего участника в коммуникативном процессе общения. Способы придания выразительности речевой функции в общении.Стили речи в коммуникативной ситуации общения. Соблюдение норм литературного языка в речевом потоке изложения мыслей. Взаимодействие в процессе общения. Виды взаимодействия.
Речевая деятельность в условиях реализации проекта классных мероприятий. – 23 час
Проект классного мероприятия. Праздник осени: «Осенний бал: «Прекрасная пора, очей очарованье…». Идея проекта и ее реализация. Основа проекта: цели и ценности проекта. Основные этапы проекта. Стиль проекта, область его применения и осуществления. Принципы художественного проектирования деятельности. Создание эмоционального образа в художественной постановке проекта. Композиция проекта. Единство речевого поведения в создании художественного образа. Подбор материала для содержательного представления элементов проекта, их жанрового определения: сказки, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, песни, музыкальные эпизоды. Распределение ролей в группе речевого и организационного взаимодействия. Взаимодействие в группе. Выработка и принятие общего решения. Функции лидера в команде. Элементы художественного творчества а проекте. Внешнее оформление аудитории класса.
Обобщение полученных знаний и позитивные и негативные стороны в реализации проекта.
Проект классного мероприятия: «Новогодний серпантин». Идея проекта и ее реализация.
Проект праздничного мероприятия к Дню защитника Отечества.
«Смелым и верным, храбрым и смелым …»
Проект праздничного мероприятия к Международному женскому дню 8 Марта. «Обаяние красоты и очарование души…»
Проект праздничного мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры: «Благословенный праздник света!»
4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ | дата | Кол-во часов | тема | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 6.09 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с целями, и задачами курса. | Знакомит с правилами поведения при проведении общественных мероприятий. . Проводит инструктаж о правилах безопасности. | Изучают памятки по безопасности, |
2 | 13.09 | 1 | Речевая деятельность, ее значение и роль в процессе развития познавательных и коммуникатив ных навыков общения. Целевая установка речевой деятельности. Особенности и основные элементы. | Определение понятия, смысла, значение и роль в деятельности, виды установок. Организация дискурса. | Отвечают на вопросы, принимают участие в обсуждении |
3 | 20.09 | 1 | Речевая ситуация и виды речевых ситуаций. | Определение понятия. Представление классификации. | Отвечают на вопросы, распределение признаков по предложенным проблемам. Принимают участие в обсуждении, моделируют проблемные ситуации и речевые формы их решения. |
4 | 27.09 | 1 | Речь в коммуникатив ном общении. Общение и его коммуникатив ные признаки. | Дает определение понятия. Содержание коммуникатив ного общения, его роль и значение. | Составление схемы. Участие в предложенных ситуациях коммуникативного значения. |
5 | 4.10 | 1 | Правила для говорящего в коммуникатив ной ситуации общения. | Раскрывает содержание правил для говорящего. Языковые особенности, нравственно-этические нормы говорящего. Тематическое и стилевое единство речи. | Обсуждение правил говорящего. Моделирование способов поведения говорящего. |
6 | 11.10 | 1 | Правила для слушающего участника в коммуникатив ном процессе общения.. | Раскрывает содержание правил, приемов активного слушания. | Участвуют в беседе, моделируют способы активного слушания. Заполнение теста «Хороший слушатель» |
7 | 18.10 | 1 | Способы придания выразительности речевой функции в общении. | Содержание способов выразительности и о влиянии речи на процесс общения: темп, продолжитель ность, тембр, артикуляционная четкость, степень громкости. | Выполнение упражнений по отработке способов выразительности. |
8 | 15.11 | 1 | Стили речи в коммуникатив ной ситуации общения. | О разнообразии стилей в речевой ситуации коммуникатив ного общения: официально -деловой, разговорный, светский. духовное общение (дружеское) | Беседуют, приводят примеры речевых ситуаций, корректируют речевые акты в соответствии со стилевой направленностью ее использования. |
9 | 22.11 | 1 | Соблюдение норм литературного языка в речевом потоке изложения мыслей. | Определение понятия нормы литературного языка речи. Бережное отношение к речевым ресурсам языка, бережном отношении к слову, речевым возможностям языка. | Принимают участие в игре, отвечают на вопросы, беседуют о бережном отношении к языку речи. |
10 | 29.11 | 1 | Взаимодействие в процессе общения. | Содержание процесса взаимодействия, основные элементы. | Отвечают на вопросы, обсуждают, моделирование содержания процесса взаимодействия в ситуации общения. |
11 | 6.12 | 1 | Виды взаимодействия. | Виды интерактивного взаимодействия. Модели позитивного взаимодействия сотрудничества, взаимопони мания. | Моделируют способы, формы поведения в условиях взаимодействия. |
12 | 25.10 | 1 | Речевая деятельность в условиях реализации проекта классных мероприятий. Проект классного мероприятия. Праздник осени: «Осенний бал: «Прекрасная пора, очей очарованье…». Идея проекта и ее реализация. | Определение понятия «идея проекта», ее тематическое, художественное, социальное и культурное обоснование. | Обсуждают, приводят примеры. |
13 | 13.12 27.12 | 1 | Основа проекта: цели и ценности проекта. | Содержание понятия ценности, цели. | Обсуждают целевые установки и ценности в реализации деятельности. |
14 | 10.01 | 1 | Основные этапы проекта. | Содержание этапов деятельности и реализация речевой деятельности в соответствии с этапами в проекте его реализации. | Дополняют, распределяют, согласовывают виды деятельностного участия.
|
15 | 17.01 | 1 | Стиль проекта, область его применения и осуществления. Принципы художественного проектирования деятельности. | Содержание художественного проекта, его отличие от проектов других областей знания и деятельности. | Отвечают на вопросы, обсуждают способы художественного проектирования идей, знаний, навыков, умений. |
16 | 31. 01 | 1 | Создание эмоционального образа в художественной постановке проекта | Способы создания художественного способа, виды языковых и речевых возможностей. | Предлагают способы речевых и языковых способов и средств. Беседа, обсуждение. |
17 | 7.02 | 1 | Композиция проекта. Единство речевого поведения в создании художественного образа. | Содержание, структура проекта, ее элементы и содержание элементов. | Предлагают способы по моделированию композиционной структуры. |
18 | 14.02 | 1 | Подбор материала для содержательного представления элементов проекта, их жанрового определения: сказки, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, песни, музыкальные эпизоды. | Знакомит с возможными способами подбора материала, примеры содержательного наполнения важных элементов проекта. | Обсуждают, приводят примеры. |
19 | 28.02 | 1 | Распределение ролей в группе речевого и организационного взаимодействия. | Функциональная значимость каждой роли в структуре проекта. Определение функций. | Распределяют роли пожеланию и способностям. |
20 | 14.03 | 1 | Деятельность по изготовлению, созданию материалов, подготовка реквизита | Разнообразные способы в подготовке и использовании материала к проекту. | Предлагают способы по созданию материалов проекта. |
21 | 21.03 | 1 | Взаимодействие в группе. Выработка и принятие общего решения. Функции лидера в команде. | Содержание речевой деятельности в групповом взаимодействии. Речевое поведение лидера в группе. | Обсуждение, беседа, использование разнообразных способов взаимодействия. |
22 | 4.04 | 1 | Элементы художественного творчества а проекте. | Содержание творческих элементов в проекте. | Создание творческих работ: написание сказки, создание рисунков, художественное оформление программы мероприятия. костюмов, подбор музыкальных эпизодов, слайдов. |
23 | 11.04 | 1 | Внешнее оформление аудитории класса. | Предложения по оформлению. | Оформляют кабинет изготовленным реквизитом. |
24 | 18.04 | 1 | Проведение праздника осени: Осенний бал: «Осенняя пора – очей очарованье». | Организует проведение праздника. | Реализация учениками проекта праздничного мероприятия. |
25 | 25.04 | 1 | Обобщение полученных знаний и позитивные и негативные стороны в реализации проекта.
| Организация дискурса по общению результатов достигнутого. | Определяют положительные и негативные ситуации и результаты деятельности. |
26-27 | 27.12 | 2 | Проект классного мероприятия: «Новогодний серпантин». Идея проекта и ее реализация. |
Организует проведение мероприятия. |
Воплощают проект мероприятия. |
28-29 | 21. 02 | 2 | Проект праздничного мероприятия к Дню защитника Отечества. «Отважным и верным - храбрым и смелым …» |
Организует проведение мероприятия. |
Воплощают проект мероприятия. |
29-30 | 7.03 | 2 | Проект праздничного мероприятия к Международному женскому дню 8 Марта. «Обаянье красоты - очарование души…» |
Организует проведение мероприятия. |
Воплощают проект мероприятия. |
31-32 | 2.05 16.05 | 2 | Проект праздничного мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры: «Благословенный праздник света!» |
Организует проведение мероприятия. | Воплощают проект мероприятия. |
33-34 | 23.05 30.05 | 2 |
| Проводит заключительное занятие в форме круглого стола.
| Обобщают знания и беседуют о роли и значении практики речевой деятельности и ее реализации в условиях творческого сотрудничества и дружеского взаимодействия. |
Всего: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников
Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников...
«Актуальность единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников в образовательном процессе».
Как работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности? Об этом выступление...
Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Планета здоровья"
Программа внеурочной деятельности "Планета здоровья" - основы здорового образа жизни для младших школьников 7-9 лет....
Внеурочная музыкально-воспитательная деятельность школьников как неотъемлемая часть социализации в процессе обучения
Выступление на педагогическом совете. Ребенок является частью общества, а, следовательно, его деятельность является одним из процессов социализации в процессе обучения. Тем самым возникает вопро...
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....
Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Растим патриотов"
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажут...
"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "
Опыт вовлечения родителей и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...