Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Программа разработана с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Всего часов на учебный год 175. Количество часов в неделю 5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_russ.yaz_.docx | 107.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
«Рассмотрено» Руководитель МО Н.А. Борщева /___________/ Протокол заседания МО № 1 от 31.08. 2017 г. | Приложение № 1 к ООП ООО МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово Приказ № 134-О от 31.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 5 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
БОРЩЕВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Количество часов: всего 175, в неделю - 5.
2017 – 2018 учебный год
с. Елизарово
2017 г.
Программа разработана с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Всего часов на учебный год 175. Количество часов в неделю 5.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. No273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
2. Федеральный государственный стандарт общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010г. №1897).
3. Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год, рекомендованный Министерством образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 к использованию в образовательном процессе в ОУ (с изменениями на 20.07.2017 г.).
4. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03).
5. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово» на 2017 - 2018 учебный год.
6. Нормативные требования СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (175 часов)
Язык и общение (4 часа)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (20 часов)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 часов)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
(15 часов)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.Орфографический разбор.Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (9 часов)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 часа)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (20 часов)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (13 часов)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (27 часов)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (15 часов)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактическая | ||||
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (4 часа) | ||||||||
1 | Язык и человек. | 1 | ||||||
2 | Урок развития речи. Общение устное и письменное. | 1 | ||||||
3 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | ||||||
4 | Стили речи. | 1 | ||||||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (20 часов) | ||||||||
5 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | ||||||
6 | Орфограмма. | 1 | ||||||
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 | ||||||
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | ||||||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | ||||||
10 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | ||||||
11 | Разделительные ъ и ь. | 1 | ||||||
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | ||||||
13 | Входной контроль (тест) | 1 | ||||||
14 | Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 1 | ||||||
15 | Части речи. Глагол. | 1 | ||||||
16 | -Тся и –ться в глаголах | 1 | ||||||
17 | Тема текста. | 1 | ||||||
18 | Личные окончания глаголов. | 1 | ||||||
19 | Имя существительное. | 1 | ||||||
20 | Имя прилагательное. | 1 | ||||||
21 | Местоимение. | 1 | ||||||
22 | Основная мысль текста. | 1 | ||||||
23-24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | ||||||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (29 часов) | ||||||||
25 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | ||||||
26 | Словосочетание. | 1 | ||||||
27 | Разбор словосочетаний. | 1 | ||||||
28 | Предложение. | 1 | ||||||
29 | Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | 1 | ||||||
30 | Виды предложения по цели высказывания. | 1 | ||||||
31 | Восклицательные предложения. | 1 | ||||||
32- | Сочинение на свободную тему. | 1 | ||||||
33 | Сочинение на свободную тему. | 1 | ||||||
34 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | ||||||
35 | Сказуемое. | 1 | ||||||
36 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | ||||||
37 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные предложения. | 1 | ||||||
38 | Дополнение. | 1 | ||||||
39 | Определение. | 1 | ||||||
40 | Обстоятельство. | 1 | ||||||
41 | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | 1 | ||||||
42 | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | 1 | ||||||
43 | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | ||||||
44 | Предложения с обращениями. | 1 | ||||||
45 | Письмо. | 1 | ||||||
46 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | ||||||
47 | Сочинение по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки". | 1 | ||||||
48 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | ||||||
49 | Простые и сложные предложения. | 1 | ||||||
50 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | ||||||
51 | Предложения с прямой речью. | 1 | ||||||
52 | Диалог. | 1 | ||||||
53 | Повторение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация" | 1 | ||||||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 часов) | ||||||||
54 | Контрольный диктант с гамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||||||
55 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | ||||||
56 | Согласные звуки. | 1 | ||||||
57 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | ||||||
58 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | ||||||
59 | Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского "Шкатулка"). | 1 | ||||||
60 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | ||||||
61 | Графика. Алфавит. | 1 | ||||||
62 | Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | 1 | ||||||
63 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | ||||||
64 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | ||||||
65 | Орфоэпия. | 1 | ||||||
66 | Фонетический разбор слова. | 1 | ||||||
67 | Повторение изученного в разделе "Фонетика и графика". | 1 | ||||||
68 | Диктант и проверочная работа. | 1 | ||||||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (9 часов) | ||||||||
69 | Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой "Цветы, фрукты, птицы"). | 1 | ||||||
70 | Слово и его лексическое значение. | 1 | ||||||
71 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | ||||||
72 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | ||||||
73 | Омонимы. | 1 | ||||||
74 | Синонимы. | 1 | ||||||
75 | Сочинение по картине (И.Э.Грабарь "Февральская лазурь"). | 1 | ||||||
76 | Антонимы. | 1 | ||||||
77 | Повторение изученного в разделе "Лексика". | 1 | ||||||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 часа) | ||||||||
78 | Подробное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского "Первый снег"). | 1 | ||||||
79 | Морфема-наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | ||||||
80 | Окончание. | 1 | ||||||
81 | Сочинение по личным впечатлениям. | 1 | ||||||
82 | Основа слова. | 1 | ||||||
83 | Корень слова. Контрольный словарный диктант. | 1 | ||||||
84 | Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | 1 | ||||||
85 | Суффикс. | 1 | ||||||
86 | Приставка. | 1 | ||||||
87 | Выборочное изложение с изменением лица. | 1 | ||||||
88 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | ||||||
89 | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 1 | ||||||
90 | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 1 | ||||||
91 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | ||||||
92 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 | ||||||
93 | Буквы а-о в корнях -лаг, -лож. | 1 | ||||||
94 | Буквы а-о в корнях -раст, -рос, -ращ. | 1 | ||||||
95 | Буквы О-Ё после шипящих в корне. | 1 | ||||||
96 | Буквы И-Ы после Ц. | 1 | ||||||
97 | Повторение изученного в разделе "Морфемика. Орфография". | 1 | ||||||
98 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||||||
99 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | ||||||
100 | Сочинение-описание изображенного по картине (П.П. Кончаловский "Сирень в корзине). | 1 | ||||||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20 часов) | ||||||||
101 | Имя существительное как часть речи. | 1 | ||||||
102 | Доказательства в рассуждении. | 1 | ||||||
103 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | ||||||
104 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | ||||||
105 | Род имен существительных. | 1 | ||||||
106 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 1 | ||||||
107 | Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.Пермяк. "Перо и чернильница") | 1 | ||||||
108 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 | ||||||
109 | Три склонения имен существительных. | 1 | ||||||
110 | Падежи имен существительных. | 1 | ||||||
111 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | ||||||
112 113 | Подробное изложение с изменением лица. | 2 | ||||||
114 | Подробное изложение с изменением лица. | 1 | ||||||
115 | Множественное число имен существительных. | 1 | ||||||
116 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | ||||||
117 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | ||||||
118 | Повторение изученного по теме "Имя существительное". | 1 | ||||||
119 120 | Контрольный диктант грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта | 2 | ||||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (13 часов) | ||||||||
121- 122 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | ||||||
123 124 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 2 | ||||||
125 | Описание животного. Изложение (А.Куприн.«Ю-ю») | 1 | ||||||
126 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | ||||||
127 | Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров.«Наводнение»). | 1 | ||||||
128 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||||||
129-130 | Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 2 | ||||||
131 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | ||||||
132-133 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 | ||||||
ГЛАГОЛ (27 час) | ||||||||
134 | Глагол как часть речи. | 1 | ||||||
135 | Не с глаголами. | 1 | ||||||
136 | Рассказ. | 1 | ||||||
137 | Неопределенная форма глагола. | 1 | ||||||
138 | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант | 1 | ||||||
139 | Правописание -ться и -тся в глаголах. | 1 | ||||||
140 | Виды глагола. | 1 | ||||||
141 | Виды глагола. | 1 | ||||||
142 | Правописание букв е-и в корнях с чередованием. | 1 | ||||||
143 | Правописание букв е-и в корнях с чередованием. | 1 | ||||||
144 | Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 | ||||||
145 | Время глагола. | 1 | ||||||
146 | Прошедшее время глагола. | 1 | ||||||
147 | Настоящее время глагола. | 1 | ||||||
148 | Будущее время глагола. | 1 | ||||||
149 | Спряжение глаголов. | 1 | ||||||
150 | Спряжение глаголов. | 1 | ||||||
151 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 | ||||||
152 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 | ||||||
153 | Морфологический разбор глагола. | 1 | ||||||
154 | Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук "Шоколадный торт"). | 1 | ||||||
155 | Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук "Шоколадный торт"). | 1 | ||||||
156 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного лица. | 1 | ||||||
157 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного лица. | 1 | ||||||
158 | Употребление "Живописного настоящего" в повествовании. | 1 | ||||||
159 | Повторение изученного по теме "Глагол". | 1 | ||||||
160 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (11 часов) | ||||||||
161 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | ||||||
162 | Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович "Не взяли на рыбалку"). | 1 | ||||||
163 | Разделы науки о языке. | 1 | ||||||
164 | Разделы науки о языке | 1 | ||||||
165 | Орфограмма в приставках и корнях слов. | 1 | ||||||
166 | Орфограмма в приставках и корнях слов. | 1 | ||||||
167 | Орфограмма в окончаниях слов | |||||||
168 | Орфограмма в окончаниях слов | 1 | ||||||
169 | Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | 1 | ||||||
170 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 | ||||||
171 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 | ||||||
172 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | ||||||
173 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | ||||||
174 | Повторение изученного за 5 класс | 1 | ||||||
175 | Итоговое тестирование. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п | Литература для учителя |
Программы | |
1. | (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2016 г. |
Учебники | |
2. | (ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 |
Методические пособия | |
3. | (ФГОС) Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015 г. |
Демонстрационные материалы | |
4. | Чендулаева Е. Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- М.: Материк Альфа, 2015г. |
Тематические и контрольные тесты | |
5. | (ФГОС) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2015г. |
6. | 5 класс: Входная диагностика (печатная форма) |
7. | 5 класс: Итоговая контрольная работа по русскому языку за I полугодие (печатная форма) |
8. | 5 класс: Итоговая контрольная работа за курс русского языка в 5 классе (печатная форма) |
9. | 5 класс: Лексика: проверочный тест: 2 варианта (печатная форма) |
10. | 5 класс: Имя существительное: проверочный тест №1: 2 варианта (печатная форма) |
11. | 5 класс: Имя существительное: проверочный тест №2: 2 варианта (печатная форма) |
12. | 5 класс: Имя существительное: контрольный тест: 2 варианта (печатная форма) |
13. | 5 класс: Имя прилагательное: контрольный тест: 2 варианта (печатная форма) |
Литература для обучающихся | |
14 | (ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 |
Интернет- ресурсы | |
15. | Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.slovary.ru |
16. | Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru |
17. | Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://rus.1september.ru/rusarchive.php |
18. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ |
19. | УрокиРусского.ruвидеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.urokirusskogo.ru/videouroki |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков.
1) льёт 2) конь 3) ёлка 4) взять
2. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) алфавит 3) километр
2) звонит 4) повторит
3. Укажите, какое слово является формой словаОБЛАКО.
1) в облаке 3) облачность
2) на облачке 4) облачное
4. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки существительного(В) ДУБРАВЕ?
1) 1-е скл., ед.ч., Т.п. 3) 1-е скл., ед.ч., П.п.
2) 2-е скл., ед.ч., Т.п. 4) 3-е скл., ед.ч., П.п.
5. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?
1) спросит – буд.вр., ед.ч., 3-е л. 3) спросить – неопред.ф., наст.вр.
2) спросил – прош.вр.,ед.ч., 3-е л. 4) спросят – наст.вр., мн.ч., 3-е л.
6. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки
прилагательного из данного предложения?
Под старыми березами росли грибы.
1) мн.ч., ж.р., Т.п. 3) мн.ч., Т.п.
2) ед.ч., ж.р., П.п. 4) мн.ч., П.п.
7. В каком случае правильно указаны главные члены предложения?
Современные здания проектируют опытные архитекторы.
1) современные здания 3) опытные архитекторы
2) здания проектируют 4) архитекторы проектируют
8. Укажите предложение c однородными сказуемыми.
1) Пчелы и мохнатые шмели кружились над розовыми цветками душистого горошка.
2) Позже всех других деревьев пробуждается, окутывается листвой могучая крона старого дуба.
3) С первыми морозами с золотисто-жёлтой кроны лиственницы осыпается шелковый наряд.
4) Но вот наступает тихий летний вечер, на синем небе зажигаются первые звездочки.
9. В каком предложении необходимо поставить запятую (знаки препинания не расставлены)?
1) С ледяных сосулек стремительно летит вниз быстрая и лёгкая капель.
2) На склоне лесного овражка серебристой струйкой трепещет маленький родничок.
3) Хрустальная вода выпрыгивает из-под земли и образует прозрачный ручеёк.
4) Весело журчит прозрачный ручеёк устремляется в густые заросли кустарника.
10. Всловах какого ряда все выделенные буквы являются орфограммами?
1) лёД, стАрый 3) ноС, глАза
2) двоР, лИса 4) вороН, рЕка
11. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е?
1) уд…вление, г…рой, (на) полянк… 3) б…глец, б…седа, (у) деревн…
2) зв…зда, п…сок, (в) избушк… 4) т…мнота, лаг…рь, (в) кроват…
Прочитайте текст и выполните задания 12-14.
(1) Летом каждый день как воскресенье, а как известно, воскресенье бывает не только в городе, но и в деревне.
(2) Не успел Тимоша проснуться – на пруд помчался, посмотреть, какой у природы день отдыха.
(3) Вчера в заводях и вдоль берега плавали среди зелёных круглых листьев кувшинки, да столько – воздух над водой вызолотили! (4) А сегодня – ни одной! (5) Неведомый злодей ограбил само лето!
(6) Тимоша бросился домой, к бабушке:
– Браконьеры! Весь пруд обобрали, все кувшинки сорвали!
(7) Бабушка внимательно посмотрела на внука и вдруг рассмеялась:
– Ступай, дружочек, ступай обратно!
(8) Тимоша в недоумении спустился с крыльца и побежал назад.
(9) Вот он, пруд. (10) Вот она, пустыня. (11) И вдруг мальчик увидел две кувшинки. (12) Видно, просмотрел. (13) Пошёл вдоль берега: ещё две, ещё, ещё…(14) Кувшинки появлялись из ниоткуда…
(15) Он сел на пенёк и не отрываясь смотрел на воду. (16) Золотые кувшинки, радуясь, что их ждут, всплывали хороводами.
(17) Десять лет прожил Тимоша на Лушной горе, у пруда, и до сих пор не знал: кувшинки спят под водой, а как солнышко, как свет – всплывают.
(по В.Бахревскому)
12. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) в 1-ом предложении 3) в 16-ом предложении
2) в 3-ем предложении 4) в 17-ом предложении
13. В каком предложении содержится слово со значением «тот, кто занимается охотой или ловлей рыбы в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом»?
1) в 5-ом предложении 3) в 7-ом предложении
2) в 6-ом предложении 4) в 16-ом предложении
14. Зачем после пробуждения Тимоша сразу помчался на пруд?
1) Тимоша хотел проверить, все ли кувшинки целы.
2) Тимоша хотел посмотреть на то, как кувшинки вызолотили воздух.
3) Тимоша хотел посмотреть, какой день отдыха у природы.
4) Тимоша хотел поймать злодеев, обобравших пруд.
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА
Вариант 1
1. Какое из данных слов является существительным?
а) у них;
б) синий;
в) плавание;
г) захлопнуть.
2.Укажите существительное 2 склонения
а) на ветви;
б) на сетке;
в) на лебеде;
г) на мебели.
3. Укажите глагол будущего времени:
а) услышишь;
б) поставить;
в) решаешь;
г) просвистела
4.Найдите глаголы 2 спряжения:
а) унести;
б) кричать;
в) обидеть;
г) охранять.
5.В каком слове пишется проверяемая безударная гласная буква а:
а) м…ляр;
б) зап…х;
в) к…пуста;
г) м…ршрут.
6.Найдите слово с разделительным твердым знаком:
а) капел…ю;
б) рыс…ю;
в) под…ехать;
г) в…южная.
7.В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) ёлка;
б) маяк;
в) семья;
г) рожь.
8.Укажите слова с приставкой:
а) погода;
б) побежать;
в) удивляться;
г) уголь
9.Укажите слово, строение которого соответствует схеме:
Приставка/корень/суффикс/окончание.
а) приносила;
б) перевоза;
в) дошкольник;
г) увидела.
10.Какие слова в данном предложении являются подлежащим и сказуемым?
Солнце поднималось и освещало верхушки деревьев.
а) освещало верхушки;
б) солнце поднималось и освещало.
Вариант 2
1.Какое из данных слов является именем существительным?
а) читал;
б) известие;
в) меня;
г) красный.
2.Укажите существительное 3 склонения:
а) пень;
б) фонарь;
в) тень;
г) слесарь.
3.Найдите глагол прошедшего времени:
а) сеешь;
б) вырастут;
в) испечь;
г) собрали.
4.Найдите глаголы 1 спряжения:
а) слышать;
б) вязать;
в) читать;
г) гореть.
5.В каком слове пишется проверяемая безударная гласная буква о:
а) к…мандир;
б) н…чной;
в) х…ккей;
г) в…кзал.
6.Найдите слова с разделительным мягким знаком:
а) об…яснить;
б) с…ездить;
в) вороб…я;
г) л…ю.
7. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) ёж;
б) союз;
в) испечь;
г) пью.
8.Укажите слова с приставкой:
а) задача;
б) уловил;
в) верхушка;
г) строишь.
9.Укажите слово, строение которого соответствует схеме:
Приставка/ корень/суффикс/окончание.
а) поговорила;
б) придорожный;
в) в походе.
10.Какие слова в данном предложении являются подлежащим и сказуемым?
Лёгкая волна набегала на берег и откатывалась назад.
а) набегала на берег;
б) волна набегала и откатывалась.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ
Вариант 1
Часть А
I. Отметь слово, в котором количество букв и звуков совпадает:
1) шьёшь; 2) сирень; 3) ель; 4) ясно.
II. Укажи словосочетание, в котором слово холодный употребить нельзя:
1) холодный чай;
2) холодный кипяток;
3) холодный ветер;
4) холодный взгляд.
III. Отметь предложение, где вместо слова надетьнужно употребить одеть.
1) Он надел серое летнее пальто и мягкую шляпу.
2) Чтобы не замерзнуть, надень меховые рукавицы.
3) Поверх рубашки можно надеть вязаный жилет.
4) Мне пришлось долго ждать, пока она надевала ребенка.
IV. Укажи вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)услышишь;
2) море (не)истовствует;
3) меня (не)касается;
4) (не)почувствовал.
V. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква А.
1) д…лина, д…лекий;
2) просл…влять, ор…шать;
3) насл…ждение, под…рить;
4) уд…ляться, нав…днение.
VI. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь.
1) она учит…ся, учит…ся в школе;
2) надо встретит…ся, будем занимат…ся спортом;
3) каша варит…ся, знания пригодят…ся;
4) печь топит…ся, долго собирает…ся.
VII. На месте каких цифр должна стоять запятая в предложении?
Что(1) ты(2) рано(3) осень(4) в гости(5) к нам(6) пришла?
VIII. В предложении Осенний ветер срывал с деревьев разноцветные листья и медленно кружил их в воздухе грамматическая основа:
1) срывал листья
2) кружил в воздухе
3) ветер срывал
4) ветер срывал и кружил
IX. Какое предложение является нераспространённым?
- На остановке было два человека.
- Птицы заволновались, закричали.
- Беги быстрее!
- Подъехал переполненный автобус.
Часть В
При выполнении заданий В1-В7 запиши свой ответ словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1) Блеснул первый луч солнца, и лес начинает просыпаться. 2) Засверкали, как драгоценные капли, крохотные росинки. 3) Венчики цветов потянулись к теплу, обласканные и зачарованные им. 4) Над ними жужжит шмель, приглашает собраться к угощенью. 5) И только гигантские мохнатые ели стоят отрешенно. 6) В таинственном полумраке увидишь родник, который робко просочился между узловатыми корнями, хлопочущих муравьев, змею, которая сторожит добычу. 7) Дальше за елями расстилается темное болото, дышащее тяжелыми испарениями. 8) Хрустнул под ногами сучок, и ты быстрее возвращаешься на залитую солнцем поляну. 9) Здесь все звенит и заливается, прославляя тепло.
В1. Запиши номер сложного предложения из первого абзаца.
В2. Найди предложение с однородными членами в первом абзаце.
В3. Подбери синоним к слову крохотные из предложения №2.
В4. Какой частью речи является слово робко в предложении №6.
В5. Укажи спряжение глагола жужжит.
В6. Определи морфемный состав слова блеснул.
Часть С
1. Как можно озаглавить текст?
2. Какой художественный прием использован в предложении №1?
3. Из предложения №3 выпиши словосочетание глагол + существительное.
Вариант 2
Часть А
I. Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает:
1) язык; 2) рожь; 3) муравья; 4) юла.
II. Укажи словосочетание, в котором слово крепкийупотребить нельзя:
1) крепкая дружба;
2) крепкие руки;
3) крепкий ливень;
4) крепкая ткань.
III. В каком предложении вместо слова одетьнужно употребить надеть?
1) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.
2) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.
3) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
4) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы.
IV. Укажи вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)узнал;
2) (не)выполнишь;
3) (не)прикасается;
4) (не)сдобровать.
V. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь
1) быстро двигает…ся, скоро поправит…ся;
2) нужно учит…ся, не нужно боят…ся;
3) дети радуют…ся, не будем купат…ся;
4) мне не спит…ся, кабинет проветривает…ся.
VI. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
- в..сна, м..тель
- к..тёнок, пр..ём
- с..гласный, л..теть
- с..бака, укр..шать
VII. На месте каких цифр должна стоять запятая в предложении?
Что(1) ты(2) клонишь(3) над водами(4) ива(5) макушку(6) свою?
XVI. Грамматическая основа из предложения Осенним вечером мы бродили по дорожкам парка и любовались разноцветными листьями:
1) мы бродили;
2) бродили по дорожкам;
3) мы бродили и любовались;
4) любовались листьями.
IX. В каком предложении распространены второстепенные члены предложения?
- В альбоме хранились старые фотографии
- Электронное письмо мгновенно дошло до адресата.
- Серые котята дружно лакали молоко.
- После сильного ливня на дорожках парка стояли лужи.
Часть В
При выполнении заданий В1-В7 запиши свой ответ словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1) Блеснул первый луч солнца, и лес начинает просыпаться. 2) Засверкали, как драгоценные капли, крохотные росинки. 3) Венчики цветов потянулись к теплу, обласканные и зачарованные им. 4) Над ними жужжит шмель, приглашает собраться к угощенью. 5) И только гигантские мохнатые ели стоят отрешенно. 6) В таинственном полумраке увидишь родник, который робко просочился между узловатыми корнями, хлопочущих муравьев, змею, которая сторожит добычу.
7) Дальше за елями расстилается темное болото, дышащее тяжелыми испарениями. 8) Хрустнул под ногами сучок, и ты быстрее возвращаешься на залитую солнцем поляну. 9) Здесь все звенит и заливается, прославляя тепло.
1. Запиши номер сложного предложения из второго абзаца.
2. Найди предложение с однородными членами во втором абзаце.
3. Подбери синоним к слову гигантские из предложения №5.
4. Какой частью речи является слово (над) ними в предложении №4.
5. Какого спряжения глагол стоят?
6. Определи морфемный состав слова хрустнул.
Часть С
1. Как можно озаглавить текст?
2. Какой художественный прием использован в предложении №2?
3. Из предложения №9 выпиши словосочетание глагол + наречие.
ТЕСТ №1.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
1 вариант.
А1. Какое словосочетание содержит существительное женского рода?
- жить в роскоши
- тюль для окон
- едим картофель
- повидло из яблок
А2. Какое существительное имеет форму только множественного числа?
- пирожки
- доски
- бензопилы
- опилки
А3. Какое существительное имеет форму только единственного числа?
- детвора
- чернила
- квитанция
- насыпь
А4. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?
- шёл по тропинке
- пас овец
- писал в тетради
- не было времени
В1. Из данного предложения выпишите одушевлённые существительные.
И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его молодости».
С1. Напишите 4 - 5 предложений на тему «Путь до школы», используя существительные с предлогами.
ТЕСТ №1.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
2 вариант.
А1. Какое словосочетание содержит существительное женского рода?
- шампунь для детей
- пара туфель
- играет на рояле
- длинные рельсы
А2. Какое существительное имеет форму только множественного числа?
- бумаги
- сутки
- лопаты
- праздники
А3. Какое существительное имеет форму только единственного числа?
- чернила
- корень
- листва
- стержень
А4. В каком словосочетании есть существительное в родительном падеже?
- пересекал улицу
- взял ножницы
- жил на даче
- в здании театра
В1. Из данного предложения выпишите одушевлённые существительные.
Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.
С1. Напишите 4 - 5 предложений на тему «Моя комната», используя существительные с предлогами.
ТЕСТ №2.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(правописание суффиксов)
1 вариант.
А1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЩИК-?
- грузить
- погонять
- рассказывать
- летать
А2. В суффиксе какого существительного пишется букваИ?
- клубоч…к
- человеч…к
- луч…к
- дружоч…к
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- крюч…к, печ…т
- ветероч…к, лодч…нка
- лимонч…к, кусоч…к
- бельч…нок, сач…к
А4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?
- Рейс
- Деталь
- каФе
- фаНера
В1. Из данного предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом: Из самого сложного положения можно найти выход, нельзя опускать руки.
С1. Напишите небольшое рассуждение (4 - 5 предложений), взяв за основу предложение из задания В1.
ТЕСТ №2.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(правописание суффиксов)
2 вариант.
А1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЧИК-?
- фонарь
- возить
- табун
- стекло
А2. В суффиксе какого существительного пишется букваИ?
- голубоч…к
- ореш…к
- звоноч…к
- нол…к
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- стереж…т, зайч…к
- платоч…к, карандаш…к
- мальч…нка, суч…к
- поч…т, медвеж…к
А4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?
- тиРе
- акаДемия
- спортсМен
- Депо
В1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффикснымспособом:В мастерской кругом валялись опилки, стружки, обрезки дощечек.
С1. Напишите небольшое рассуждение (4 - 5 предложений) о профессии, которая вас привлекает.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
1 Вариант.
- Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.
2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные, страдательные.
3. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
5. Укажите разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.
6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ оозвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн…
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.
7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.
10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
2 Вариант.
- Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам, числам и лицам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам и числам;
Д) по числам и падежам.
2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) повелительные, условные, изъявительные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
Д) переходные, действительные, страдательные.
3. Назовите существительные общего рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) семя, стремя, время, знамя;
Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;
Д) кенгуру, тюль, какаду, кофе.
4. Выберите слова, имеющие форму только единственного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) смелость, серебро, молоко, детвора;
В) листва, деньги, молодежь, часы;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
5. Укажите несклоняемые имена существительные:
А) пламя, имя, вымя, знамя;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, линия, радио, маэстро;
Д) леди, радость, кино, шоссе.
6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: спорить о поэзии…, о величи… жизни, ближе к осен…, идти по тропинк…, работать на строительств… дорог…, на центральной площад…, записать в тетрад…, записать в тетрадк…
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -е, -е, -и, -и, -и, -е;
Г) –и, -е, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е.
7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: мяч..к, ореш..к, кусоч..к, горош..к, зайч..к, звоноч..к, листоч..к.
А) –и, -и, -и, -е, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -е, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и;
Д) –и, -е, -е, -е, -и, -е, -е.
8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –чик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, баня, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) барабан, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
9. В каком слове перед суффиксом не пишется ь?
А) красил..щик;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Г) шифровл..щик;
Д) кровел..щик.
10. Когда пол- пишется слитно с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..Ульяновска, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..лимона, пол..тарелки;
В) пол..яблока, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
1 вариант
1. Как изменяются имена прилагательные?
А) по родам, падежам, числам;
Б) по родам, падежам, числам и лицам;
В) по лицам, временам, числам;
Г) по лицам и числам;
Д) по лицам, числам и родам.
2. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.
А) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;
Б) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;
В) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;
Г) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;
3. Какое прилагательное не имеет краткой формы?
А) плохой;
Б) хороший;
В) снежный;
Г) маленький;
Д) дорогой.
4. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?
А) снежный;
Б) хороший;
В) плохой;
Г) маленький;
Д) дорогой.
5. Выберите вариант без ь на конце:
А) спряч.., картеч.., проч..;
Б) печ.., мыш.., рож..;
В) знаеш.., поеш..те, сходиш..;
Г) навзнич.., настеж.., наотмаш..;
Д) хорош.., могуч.., свеж…
6. Укажите верный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия.
А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-;
Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-;
В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;
Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-;
Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-.
7. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:
А) самый интересный;
Б) острее;
В) наивысший;
Г) жарче;
Д) наиболее верный.
8. Определите, в каком варианте не пишется раздельно:
А) купили машину совсем (не)дорогую;
Б) (не)ожиданное известие;
В) (не)умолчны звуки весенней капели;
Г) далеко (не)удачный ответ;
Д) дороги сделались (не)проезжими.
9. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом –ск-:
А) низ..ий домик.
Б) близ..ое знакомство;
В) немец..ий город;
Г) дерз..ая эпиграмма;
Д) француз..ий язык;
10. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (пепельно)русый оттенок;
Б) (прекрасно)душное настроение;
В) (юго)восточный регион;
Г) (культурно)историческое наследие.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
2 вариант
1.На какие разряды делятся имена прилагательные?
А) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
В) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;
2.Качественными называются прилагательные:
А) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени;
Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету;
В) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;
Г) обозначающие действие предмета;
Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.
3.Укажите относительные прилагательные:
А) грубый, высокий;
Б) городской, детский;
В) удобный, белый;
Г) красный, глупый;
Д) заячий, медвежий.
4.Укажите притяжательные прилагательные:
А) грустный, очередной
Б) медный, стеклянный
В) последний, полный
Г) дедов, кошачий
Д) изумрудный, новый
5. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным?
А) вовсе (не) строгий
Б) (не) вежлив, а груб
В) далеко (не) удачный ответ
Г) ничуть (не) интересный
Д) совсем (не) интересная книга
6.Укажите прилагательное с –Е- в суффиксе:
А) камыш…вый
Б) песц…вый
В) плюш…вый
Г) свинц…вый
Д) еж…вый
7.Укажите прилагательные с –НН-:
А) кожа…ый, глиня…ый
Б) це…ый, оловя…ый
В) нефтя…ой, сви…ой
Г) песча…ый, льня…ой
Д) пчели…ый, льви…ый
8. Укажите прилагательное с суффиксом –к-:
А) январ…ий
Б) француз…ий
В) немец…ий
Г) сибир…ий
Д) гигант…ий
9. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) северо(западный)
Б) выпукло(вогнутые)
В) легко(растворимый)
Г) немецко(русский)
Д) светло(синий)
10. В каком варианте употреблена простая форма превосходной степени прилагательного?
А) Коробочка была очень бережливая хозяйка.
Б) Партизаны продвигались в непроглядной тьме.
В) Гостиную Собакевича украшали представительнейшие люди.
Г) Женщина осторожно переступила порог.
Д) История стала ещё интереснее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основеФедерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),Приме...
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение лю...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 5 класса (индивидуальное обучение)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для ребёнка с ОВЗ...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникат...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....