Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Зябкина Елена Петровна
Класс: 6
Дата: 23.12.2021
Предмет: русский язык
Тема: «Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения изученного материала
Цели урока:
Образовательные:
1.Организация обобщения и систематизации знаний по теме «Имя существительное»:
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
в) повторение орфограмм
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и литературе, ответственное отношение к учебе; воспитывать любовь к родной природе.
Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку и литературе.
Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийной презентации.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, проблемное обучение, эвристический, групповой, использование ТСО.
Технология:
-технологии личностно-ориентированного образования,
-компьютерные технологии,
-технология вопросно-ответного единства и обратной связи.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, дифференцированная, коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Продолжительность урока: 30 минут
УУД:
- личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
- регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);
- познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
- коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).
УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2018.
Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки с разноуровневыми заданиями, презентации ( в том числе с интерактивным с тренажером https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/06/18/prilozhenie_2_pronina_n.a.ppt)
Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Универсальные учебные действия, результат |
1. | Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Тихо сели и с хорошим настроением отправимся в путь знаний. Помогать в работе вам будут наши верные друзья –птички. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, положительный эмоциональный настрой на урок | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Фронт. | Волевая саморегуляция (регулятивные , личностные) |
2. | Актуализация знаний | Но на уроке у нас есть гостья. К нам пожаловала … Я антоним к слову лето, В шубу зимнюю одета Хоть люблю мороз сама Потому что я ( зима) Слайд . - Какое время года изображено на иллюстрации? - За что вы любите зиму? - Любил зиму и великий русский поэт, А.С.Пушкин. Мы изучали на уроках литературы его стихотворения о зиме. А сегодня я хочу вас познакомить с еще одним замечательным произведением. Это отрывок из поэмы «Евгений Онегин». Героиня поэмы, Татьяна Ларина, любуется зимой: (слайд) На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. - Ребята, я предлагаю вам превратиться в исследователей, проанализировать текст отрывка и ответить на вопрос: «Слов какой части речи больше всего в этом тексте?» Даю вам минуту на раздумья. - Верно, существительных. И это неслучайно. Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные. - Итак, о какой части речи мы будем говорить на уроке? ( Об имени существительном) | Проводит параллель с ранее изученным материалом; контролирует выполнение работы; организует и побуждает детей определить свою позицию | Выполняют задания; обосновывают выбор правильного ответа; производят самоконтроль; отвечают на вопросы учителя; выявляют закономерность | Фронт. | Коммуникативные, познавательные |
3. | Постановка цели и учебных задач | - Откройте тетради и запишите число, «классная работа» и тему нашего урока. Обратите внимание на слайд.(слайд) «Обобщающий урок по теме «Имя существительное». Нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Это цель нашего урока. - Какие же задачи мы поставим перед собой? (выясним, что такое существительное, какие признаки оно имеет, выполним упражнения по изученным темам.) -Так что же такое имя существительное, какие морфологические признаки оно имеет? | Организует подводящий к теме диалог | Формулируют тему и задачи урока | Фронт. | Регулятивные; коммуникативные; познавательные |
4. | Поиск решения учебной задачи | Поможет нам ответить тренажер. Сейчас мы будем наряжать елку. За каждый правильный ответ о существительном вы будете получать елочные шары, и у нас получится очень красивая елочка, символ приближающегося праздника. Итак, начнем. Если вы отвечаете правильно. То цвет облачка меняется на зеленый. А если нет – туча мрачнеет. ( Презентация – тренажер )
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Наблюдение и анализ | Фронт. | Познавательные ; регулятивные; коммуникативные |
5. | Практическая работа | - Ребята, подул сильный ветер, посмотрите что произошло! Я приготовила для вас предложение для разбора, но оно разлетелось на части, помогите мне его восстановить. Пуш…стые снеж…нки тихо к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в волшебный наря… . 1.Вставим пропущенные буквы, найдем существительные и подчеркнем их как члены предложения. - Какие эпитеты и олицетворения мы видим в этом предложении?(1ученик) 2. Сделаем морфологический разбор слова «земли».(1 ученик) | Организует самостоятельную работу фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию | Выполняют самостоятельную работу; производят самоконтроль 2 ученика работают у доски, | Индивид. | Регулятивные; познавательные; коммуникативные |
6. | Динамическая пауза | Скачет шустрая синица, | Установка на здоровый образ жизни | Выполнение действий по образцу | Фронт. | Регулятивные; познавательные; коммуникативные |
7. | Практическая работа | - Итак, одним из постоянных признаков имени существительного является род. А что нового об этом признаке вы узнали в 6 классе? (в языке есть существительные общего рода. Например, забияка, сирота) - Другой постоянный признак имени существительного - склонение. Сколько склонений у существительных в русском языке? (3 склонения. Есть также несклоняемые и разносклоняемые существительные). - Непостоянные признаки существительного –падеж, и число. - Назовите падежи с вопросами. - Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.) - Я предлагаю вам Выборочный диктант Найдите и выпишите разносклоняемые существительные, укажите их падеж. Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени. 1 группа (розовая птичка) – выписывает разносклоняемые существительные и указывает их падеж; 2, 3 группы (желтая и оранжевая птички)– выписывают разносклоняемые существительные. Вывод: какие имена существительные являются разносклоняемыми? Исправь ошибки! Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. 1 группа (розовая птичка) – выписывает словосочетания с несклоняемыми существительными, исправив ошибки; 2, 3 группы (желтая и оранжевая птички)– выписывают несклоняемые существительные, исправляя ошибки. Вывод: какие имена существительные являются несклоняемыми? Самопроверка (слайд) - Зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова. Поможем им снова соединиться. Но прежде вспомним правило правописания суффиксов --ек,- ик; -чик, -щик. (Самостоятельно: существительные с суффиксами –чик-/ -щик- и –ек-/ -ик- ) Фонарщик, перебежчик, горошек, кирпичик, диванчик, танцовщик, разведчик, резчик, орешек, носик, мячик, кусочек, сыночек, дружочек, сварщик, грузчик. Самопроверка (слайд) - Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием. | Организует фронтальную и дифференцированную (самостоятельную) деятельность по применению полученных знаний | Проговаривают правила, с которыми работали на уроках. Применяют полученные знания. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Парная; индивид.; фронт. | Регулятивные; личностные |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Игра "Составь шифр". Определите, слитно или раздельно пишется НЕ со следующими именами существительными. Если слитно, ставьте букву С. Если раздельно – букву Р. Каждая неудача прибавляет ума. Не силой борются, а умением. В осеннее ненастье семь погод на дворе. Не работа сушит, а забота. Невидимкою луна освещает снег летучий. Не друг, а враг. Поделом тебе, старый невежа! Вывод: расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с существительными. | Организует самостоятельную работу с карточками и последующую самопроверку | Применяют полученные знания. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | индивид.; дифференцированная, фронт. | Регулятивные; познавательные; коммуникативные | |
8. | Подведение итогов урока | - Итак, пришло время подвести итоги. Наш урок был посвящён теме «Имя существительное». - Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет ». Приготовили свои ладошки-сигналы. Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока. Я буду задавать вопросы с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, хлопаете в ладоши, если нет – качаете головой. 1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки. (да) 2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак. . (да) 3. Существительные изменяются по родам.(нет) 4. Имя существительное имеет два склонения. (нет) 5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам. (да) 6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода. (да) 7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения. (нет) 8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения. (да) - Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно поняли и запомнили. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Демонстрируют полученные знания | Фронт. | Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные |
9. | Домашнее задание | -Дома вы выполните задание упр 317, 314. (на выбор) | Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы | Фиксируют домашнее задание в дневник | Фрон. | Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные |
10. | Рефлексия, оценивание | Слайд Объявление оценок. - Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за… Мне было трудно… - Покажите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению на конец урока. -Я рада, что ваше настроение замечательное и хочу, чтобы оно осталось у вас таким на целый день. Напоминаем о нашем уроке будет эта замечательная елочка. Спасибо за внимание! | Задает вопросы, побуждает к высказыванию мнения | Выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной работы | Фронт. | Личностные, Познавательные, коммуникативные |
Самоанализурока.
Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная работа.
Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор.
Занятие было направлено на формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.
Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема была усвоена большей частью класса. Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода.
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера, с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, различных видов памяти.
Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.
Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку.
2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)
3. Актуализация изученного материала.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий, в том числе фронтальная работа с применением частично-поискового метода, индивидуальная, проблемное обучение.
5Подведение итогов урока .
6. Оценки учащимся
Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха.
Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
Задачи урока реализовывались:
1. образовательные - в работе по конструированию предложений для определения синтаксической роли существительного;
2. развивающие - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. воспитательные - уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.
Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
Данная технологическая карта является приложением к презентации по теме "Несклоняемые имена существительные"...
Технологическая карта к уроку английского языка по теме: Обобщение знаний учащихся об исчисляемых и неисчисляемых существительных по теме «Еда»
Данная технологическая карта подходит для обобщения грамматического материала в 8 классе по теме: "исчисляемые и неисчисляемые существительные", а также лексического материала по теме: "...
Фарафонова А.П., учитель английского языка ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Технологическая карта с урока применением приема построения интеллект-карт 5 класс
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: · развивать способность критически мыслить;·...
Технологическая карта дистанционного урока - Род несклоняемых имён существительных
Тип урока: урок открытия нового знанияНеобходимое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, смартфон с выходом в Интернет, платформы ZOOM, skysmart.Требования к уровню ИКТ компетентности обучающих...
Технологическая карта открытого урока "Имена существительные собственные и нарицательные" в 5 классе
Технологическая карта открытого урока в 5 классе...