Технологическая карта дистанционного урока - Род несклоняемых имён существительных
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Тип урока: урок открытия нового знания

Необходимое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, смартфон с выходом в Интернет, платформы ZOOM, skysmart.

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся - умение пользоваться электронной почтой, чатом, работать в образовательных платформах.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1. М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2021

Словарь: Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. – М: Астрель: АСТ, 2009

 

Цель урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная: расширение понятия о несклоняемых именах существительных, формирование умения определять род несклоняемых существительных, употреблять их в соответствии с нормами литературного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта дистанционного урока

Тимофеева Луиза Петровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова» МР «Горный улус»

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тема урока: Род несклоняемых имён существительных

Тип урока: урок открытия нового знания

Необходимое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, смартфон с выходом в Интернет, платформы ZOOM, skysmart.

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся - умение пользоваться электронной почтой, чатом, работать в образовательных платформах.

Тип доставки учебного материала: https://edu.skysmart.ru/student/nipinetoro,       http://learningapps.org/display?v=pivsrimyc01,    http://www.gramota.ru

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1. М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2021

Словарь: Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. – М: Астрель: АСТ, 2009 

 Цель урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная: расширение понятия о несклоняемых именах существительных, формирование умения определять род несклоняемых существительных, употреблять их в соответствии с нормами литературного языка.

Задачи урока:

образовательная:

  • создать условия для объективной необходимости изучения несклоняемых имён существительных;
  • создать условия для изучения в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей определения рода несклоняемых существительных;

развивающие:

  • способствовать умению выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

воспитательные:

  • содействовать осмыслению целей образования; приобретению веры в себя; реализации конкретных индивидуальных способностей;
  • содействовать формированию желания познавать мир; воспитанию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся;

деятельностная:

  • способствовать овладению навыками самоорганизации учебной деятельности, умению ставить перед собой цель, планировать деятельность, овладению навыками работы в группе.


Характеристика этапов урока

Этап

урока

Виды

работ,

формы

Методы,

приемы

Средства

урока с ДОТ

Содержание

педагогического

взаимодействия

Формируемые

УУД

Планируемые

результаты

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивация

(5 минут)

Наблюдение за фактами речевого высказывания.

Открыть ZOOM, подготовить тетрадь, учебник.

1. Чтение стихотворения:

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне…
А вернее - я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилась оно!
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать!

(приложение 2, слайд 2).

- Почему вы смеётесь? (Мы так не говорим). Редактирование текста

- Что не учёл автор, создавая это стихотворение? (Несклоняемость, род).

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте и запишите тему урока в вашу тетрадь.  Сегодня на уроке перед нами стоит проблема: как определить род несклоняемых имен существительных  

А что вам лично даст это умение определять род несклоняемых существительных»?

Формулировка собственных целей.

- Выберите из перечня то, что подходит вам, запишите свои цели, прочитайте нам (самооценка).

Наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют цель.

Определяют тему урока.

Личностные: понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осуществление смыслового чтения текста.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения.

Самоопределение к учебной деятельности, позитивный настрой, появление познавательной мотивации и интереса к теме

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(10 минут)

Наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, выяснение закономерностей.

Выявление проблемы.

ЦОП «Скайсмарт»

1) Исправь ошибки в употреблении несклоняемые существительные;

2) Запиши верные ответы

3) Запиши верные ответы

(определение рода несклоняемых существительных)

https://edu.skysmart.ru/student/nipinetoro

Обратная связь – через результат skysmart

Создаёт условия для самостоятельного поиска (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников).

Выполняют задания. Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

- активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»);

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

Личностные: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием.

Познавательные: осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контроль действий партнера.

Определяют, фиксируют наиболее сложные моменты в определении рода несклоняемых существительных, причины затруднения.

Освоение нового материала

(15 минут)

Работа со словарём (исследовательская работа).

Работа с

 учебником

Эвристический, поисковый, исследование

Обратная связь – выступление групп из сессионного зала ZOOM

Как определить род этих существительных?

Ребята, мы сегодня придём к решению проблемы своим путём. А нам в этом поможет исследовательская работа. (Учитель распределяет учащихся на сессионные залы – 5 групп: «Еда», «Географические названия», «Животные», «Неодушевленные предметы», «Существительные обозначающие лиц мужского и женского родов, а также имена и фамилии людей»)

После выступления всех групп учитель предлагает обобщить материал – составить алгоритм определения несклоняемых существительных.

Учитель предлагает сверить полученные выводы с материалом учебника.

Работа в группах: работают по словарю И.Д. Успенской «Современный словарь несклоняемых слов русского языка»: по полученной тематике выписывают несклоняемые существительные, записывают род.

Выступают по темам, выдвигают и обосновывают гипотезы, делают выводы.

Изучают теоретический материал по учебнику ⸹51 с. 148

Проводят сверку данных.

Проводят рефлексию.

Коммуникативные: устанавливать рабочую атмосферу, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному общению.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, в ходе выполнения диагностической работы.

Личностные:

Формировать ответственное отношение к учебе, доброжелательного отношения к другому человеку

Личностные: формирования мотивов достижения и социального признания.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения

Обогащается словарь за счёт новых слов. Узнают род несклоняемых существительных. Получают практические навыки  распределения несклоняемых существительных по родам. Построение учащимися своего способа определения рода существительных.

Выводят алгоритм определения рода таких существительных.

Физминутка

Контроль процесса освоения материала - практическое закрепление знаний, учений (самостоятельная работа с самопроверкой по ссылке)

( 10 минут)

Решение тестовых заданий, проверка проделанной работы по заданной ссылке

Словарный диктант

Скриншот тестового задания (приложение 2)

Работу проверяют по этой ссылке:

http://learningapps.org/display?v=pivsrimyc01

Обратная связь – скриншот работы или фото

Диктант проверяют в сайте:

http://www.gramota.ru

Учитель отправляет скриншот заданий по теме, отправляет ссылку для проверки работы

Учитель диктует слова

Решают задание, нажимают на ссылку сайта, проверяют, корректируют работу.

Пишут диктант, нажимают ссылку, осуществляют проверку

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные: классификация по заданным критериям

Коммуникативные: контроль действий

Умение определять род несклоняемых существительных, грамотное использование в речи.

Рефлексия

( 5 минут)

Анализ, устный опрос

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Итог урока. Рефлексия (самооценка). Оценивание деятельности учеников - выставление итоговой отметки.

Учитель создаёт условия для выявления и фиксирования границы применимости нового знания. Учит использовать его в системе изученных ранее знаний.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные: осуществление синтеза как составления целого из частей.

Коммуникативные: учет разных мнений.

Умение определять род несклоняемых существительных, грамотное включение нового материала в систему знаний

Домашнее задание

Выполнение упражнений

Задание по учебнику: упражнения 317, 318, 320

Грамотное выполнение заданий

Приложение 1.

Аркадий Абрамов


 Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Приложение 2

Упражнение 1.

Найдите несклоняемые существительные:

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, желе, какао, молоко, сено, шоссе, филе, седло, горе, лото.

Упражнение 2.

Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.

Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, красивый Дели, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, французское буржуа.

Упражнение 3.

Составьте предложение с несклоняемым собственным именем существительным:

Баку, Сочи, Миссиссипи.

Упражнение 4.

Раскройте скобки, употребив глаголы в прошедшем времени.

На аэродроме (состояться) авиашоу с участием спортсменов нашего авиаклуба.

В гостинице портье (дать) ключ от нашего номера.

Вето сенаторов не (позволить) принять новый закон.

Рагу нам очень (понравиться).

Какао уже (свариться).

Упражнение 5.

Задание 1

Вопрос:

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

  1. __ все несклоняемые существительные среднего рода
  2. __ род некоторых существительных определяется по их значению
  3. __ большинство неизменяемых названий животных - мужского рода
  4. __ род сложносокращённых слов часто определяется по главному слову

Задание 2

Вопрос:

Выберите существительное мужского рода.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) жалюзи

2) конферансье

3) купе

4) мадам

Задание 3

Вопрос:

Выберите существительное среднего рода.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) кофе

2) кафе

3) цеце

4) какао

Задание 4

Вопрос:

Выберите существительные женского рода.

1) какаду

2) цеце

3) шимпанзе

4) салями

5) ООН

Задание 5

Вопрос:

Выберите предложения, в которых несклоняемые существительные используются с ошибкой.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) В тарелке дымилось горячее пюре.

2) Конферансье вышло на сцену и объявило новый номер.

3) По вольеру гордо расхаживает розовое фламинго.

4) Мы шли по идеально ровному авеню.

5) Журналист взял у учёного интересное интервью.

Задание 6

Вопрос:

Выберите правильно составленные словосочетания.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) злобный мафиози

2) пёстрый кашне

3) разбитое пенсне

4) гладкая шоссе

5) интересное кино

Задание 7

Вопрос:

Выберите фразы с ошибками.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) вечерний Тбилиси

2) ООН принял решение

3) скорое ЕГЭ

4) густонаселённое Токио

5) СНГ выступило с инициативой

Задание 8

Вопрос:

Верно сопоставьте несклоняемые существительные и их род.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) мужской

2) женский

3) средний

4) множественное число

__ иваси

__ жалюзи

__ табу

__ идальго

Задание 9

Вопрос:

Верно сопоставьте несклоняемые существительные и их род.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) мужской

2) женский

3) средний

__ жюри

__ портье

__ миледи

__ меню

__ подмастерье

Задание 10

Вопрос:

Верно сопоставьте существительные и прилагательные.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) кольраби

2) хобби

3) капучино

4) какаду

5) такси

__ яркий

__ быстрое

__ вкусная

__ необычное

__ горячий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс

Данная разработка урока с применением ЭОР  в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева  "Органическая химия. 10 класс"   выполнена в виде технологической карты. О...

Технологическая карта дистанционного урока с использованием ЦОР

Для учителей  работающих в 5-6 классах по УМК К.Кауфман, М.Кауфман "Happy English.ru"...

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Технологическая карта дистанционного урока

Предмет:   Физическая культура  класс    7 класс1.Тема урока:   Закаливание.  2.Тип  урока:   Вводный3.Ресурсы:  1. Рос...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...