Программа курса по выбору "Речевая культура делового письма"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Для преподавателей, работающих с учащимися 9 классов, предлагается рабочая программа курса по выбору "Речевая культура делового письма". Курс рассчитан на 17 занятий, рекомендован для работы с обучающимися 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_kultera_delovogo_pisma.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Речевая культура делового письма» составлена на основе программы А. В. Гайдука Деловая корреспонденция. Учебное пособие. – Барнаул, издательство АлтГТУ, 2002. Настоящая программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9 класса.

Структура программы

Актуальность данного элективного курса связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения:

- социализация и личностное становление детей и подростков;

- профессиональная ориентация.

 Программа направлена на овладение основ экономических и управленческих специальностей, овладение практическими навыками работы при оформлении деловых писем, правил составления и речевой культуры делового письма, владение переписки с деловыми партнерами, овладение правилами написания коммерческих писем, корреспонденции по кадровым вопросам.

Цели курса

1. Освоение приемов оптимального построения высказываний и оформление делового письма.

2. Овладение стратегиями и тактиками успешного понимания чужой письменной речи.

3. Развитие речевой и этической культуры.

Характеристика курса

Программа содержит 7 разделов, каждый раздел раскрывает основное содержание темы, включает контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний, практические задания, тематику вопросов и ситуаций для самостоятельного изучения, тесты. Искусство написания деловых писем способствует увеличению оборота фирм, улучшению взаимосвязей между ними. Правильно составленные письма создают благоприятное впечатление о тех компаниях или организациях, которые их рассылают. Чтобы достичь успеха – нужны многие качества. Одно из непременных – научить точно, ясно и грамотно излагать свои мысли, планы, аргументы своим партнерам, клиентами или конкурентам. Учащимся будет предложено рассмотреть в качестве  образцов материалы как отечественной, так и зарубежной практики подготовки деловой корреспонденции. Будет рассмотрено множество примеров различных образцов деловых писем.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств по написанию современной эффективной деловой корреспонденции. На основе развиваются такие качества речи, как правильность, уместность, выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатых возможностей родного языка, а также соблюдение языковых норм. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого письменного самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей, справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Программа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для учащихся общеобразовательных школ.

Виды и формы контроля:

Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному письменному составлению и оформлению деловых бумаг (писем), сформировать навыки речевого самосовершенствования. Этому способствует включение текстов лекций, контрольных вопросов, практических работ, тренировочных заданий для самостоятельной работы и тесты текущего и итогового контроля.

Тематическое планирование курса.

Речевая культура делового письма.

9 класс.

№ п/п

Название раздела

часы

Дата

1

Понятие, структура и оформление делового письма

2

2

Правила составления текста

2

3

Служебное письмо

4

4

Ведение переписки с деловыми партнерами

3

5

Основные правила составления коммерческих писем

3

6

Внутрифирменное письмо

2

7

Корреспонденция по кадровым вопросам

1

Итого

17

Календарно-тематическое планирование курса.

Речевая культура делового письма.

9 класс.

Часы

Тема

Дата

I

Понятие, структура и оформление делового письма ( 2 ч )

1

Понятие делового письма. Структура и правила оформления.

1

Требования к оформлению внешнего вида делового письма

II

Правила составления текста ( 2 ч )

1

Подготовка к написанию письма. Основные правила составления и требования к тексту письма.

1

Речевая культура письма

III

Служебное письмо ( 4 ч )

1

Основные виды служебных писем. Письма с извинениями

1

Письма с выражение благодарности и признательности

1

Поздравительные письма. Выражающие сочувствия.

1

Письма, затрагивающие сложные ситуации.  Банк стандартных выражений, используемых в переписке.

IV

Ведение переписки с деловыми партнерами ( 3 ч)

1

Как представить свою фирму предполагаемому партнеру. Оформление и оплата заказа. Предпосылка и экспертиза образцов. Предложение.

1

Контрпредложение. Поиск компромисса. Подписание контракта.

1

Выставки и ярмарки. Обмен визитами. Рекомендательные письма.

V

Основные правила составления коммерческих писем ( 3ч )

1

Магическая формула успеха торговли (ВИПД). Письма торговых агентов.

1

Письма, входящие в состав контрактных документов

1

Рекламные письма

VI

Внутрифирменное письмо ( 2 ч )

1

Правила составления служебных записок. Распоряжение по кадровым вопросам, внутренний распорядок учреждения, правила работы.

1

Напоминания, просьбы, проведение мероприятий. Благодарности, поздравления.

VII

Корреспонденция по кадровым вопросам ( 1 ч )

1

Корреспонденция, адресованная кадровым службам. Переписка кадровых служб с частными лицами.

Список литературы.

Для учителя:

1.Акишина А.А., Формановская Н. И., Этикет русского письма. – М., 1981.

2. Баскаков М. И. Делопроизводство и корреспонденция в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000

3. Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов –на-Дону, 2001

4. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1994

5. Минеева С.А. Полемика-диспут – дискуссия. – М., 1990


Для учащихся:

1. Алехина И. П. Имидж и этикет делового человека. – М., 1998

2. Бердников У. Д., Пестрякова А. Г. Тесты по культуре речи. – М., 2000

3. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво. Ведение деловой переписки.- М.: ИНФРА, 1995

4. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. – М., 1977

3. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. – М., 2004

Тема: Понятие делового письма. Структура и правила оформления.

1. Понятия: «деловая корреспонденция», «деловое письмо»

Письмо – общепринятое название большого числа разновидностей информационно – справочных документов, используемых для решения главным образом текущих задач в управлении.

Служебные письма – обобщенное название большой группы управленческих документов, которые служат средством общения с учреждениями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь.

Сфера применения: запросы, уведомления, претензии, приглашения, уточнения, сообщения, рекомендации, предложения, просьбы, требования, и т.д.

Деловые письма занимают до 80% входящей и исходящей информации документации учреждения. Оно должно быть целесообразным, когда невозможно решение вопроса при устном общении.

Главная цель – побудить к действию, убедить, показать, разъяснить.

Официальное письмо – один из важнейших каналов связи организаций с внешним миром. Огромное количество писем при однотипности управленческих ситуаций вызывает необходимость в унификации делового письма. Неправильное оформление письма затрудняет работу с ним. Эксперты считают, что письмо должно занимать не более страницы. Очень важнее, чтобы текст не допускал нескольких толкований.

Унификация (рассматриваются все стороны унификации за рубежом и в нашей практике).

2. Структура и правильность оформления делового письма.

Структура и правильность оформления делового письма значительно упростилась в последнее время.

Официальные письма пишутся на специальных бланках, соответствующих стандарту, для которых установлен комплекс обязательных элементов (реквизитов). (Дать понятие, что представляет из себя бланк).

Принципы оформления бланка (геометрия оформления сетки – формуляра образца).

Реквизиты – это обязательные признаки, установленные законом или положениями для отдельных документов.

Установление стандарта на формуляр – образец. Понятие формуляра – образца.

Состав реквизитов для официального письма.

Наименования организаций. Как пишутся аббревиатуры.

Справочные данные об организации. Почтовый и телеграфный адреса, порядок и форма записи. Дата и ее оформление. Регистрационный номер. Ссылка на регистрационный номер и дату входящего документа. Адресат. Знаки препинания при заполнении реквизита. Заголовок к тексту. Образцы заголовков. Отметка о наличии приложения. Реквизит «подпись» и его оформление. Подписание документа. Формулы вежливого обращения и заключения.

Тема: Требования к оформлению внешнего вида делового письма

1. О конвертах. Первая позиция адресата(фамилия с инициалами перед ней). Вторая позиция адресата(должность вашего адресата). Третья позиция адресата (название фирмы). Оформление позиций.

2. Разработка собственного бланка. Что должно быть в бланке. Основные требования к составлению бланков.

 

3. Использование логотипа.

4. Цветовое решение бланка. Цель и назначение.

5. Размер бланка и расположение надписей.

6. Контрольные вопросы

- Зачем пишут деловые письма?

- Чем деловое письмо отличается от других средств общения?

- Чем можно заменить письма?

- Дайте определение служебного письма

- Какова структура делового письма?

- Назовите правила оформления служебного письма.

- Какие требования предъявляются к оформлению конвертов и фирменных бланков?

Практическое задание

1. Разработайте макет служебного письма.

2. Составьте перечень реквизитов делового письма.

3. Напишите свои варианты делового письма.

4. Разработайте модель(макет) фирменного бланка условной или реальной организации.

Тренировочные задания

1. Найти ошибку в оформлении приведенных писем (бланки для учащихся прилагаются в распечатанном виде).

2. Тест (из 10 заданий)

(Пример)

Выбери правильный ответ

1. К какому виду документов относится письмо:

А) организационному

Б) распорядительному

В) информационно-справочному

Тема: Подготовка к написанию письма. Основные правила составления и требования к тексту письма.

1. Подготовка к написанию письма. План письма.

- как подобрать фактический материал

- как решить, о чем и как вы будете писать

- как составить вступление, главную часть, заключение

- как писать черновой вариант

2. Стиль письма

- кому вы направляете письмо

- почему нужно именно письмо

- чего вы хотите добиться этим письмом

3. Подготовка к написанию письма

А) сбор информации

Б) выбор наиболее подходящего начала

В) составление краткого плана письма (основные этапы работы над планом)

4. Пишем черновой вариант письма

5. Редактируем черновой вариант

6. Основные правила составления и требования к тексту письма.

Образцы писем. Лексика письма. Простота и краткость – залог успеха. Четкость и ясность. Лаконичность письма. Письмо, написанное с чувством юмора, может завоевать клиента. Убедительность письма. Магические слова, использующиеся в соответствующем  контексте. Знакомство с набором «магических слов». Формальный и неформальный (фамильярный) стили. Использование личностного момента. Письмо, написанное в стиле беседы. Разговорный стиль письма.

7. Короткая памятка к составлению делового письма. Основные требования к тексту.

8. Основные принципы написания писем.

- правильно употребляйте слова

- составляйте эффективные предложения

- пишите убедительные абзацы

- выбирайте правильный тон письма. Чего необходимо избегать.

- расположите партнера к себе

Практическая работа по теме

Дан текст письма врача пациенту. Прочтите набросок письма. Подумайте, как лучше его составить и перепишите (с учетом краткости, ясности и корректности), выделите три части письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по физической культуре «Волейбол»

Волейбол популярный и широко распространенный вид спорта. В  отличие от других игровых видов спорта  не требует  сложной организации мест занятий и дорогостоящего инвентаря. Больш...

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание личного письма»

Программа настоящего курса разработана на основе учебного пособия  Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва «Le français en perspective» Французский язык 9-11 классы Москва, Просвещение 2006. Курс о...

Авторская программа курса по выбору " Практика делового письма" 9 класс

Программа курса «Практика делового письма» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУРС ПО ВЫБОРУ: ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 9 КЛАСС"

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов и содержит в себе теоретическую и практическую часть, каждая из которых рассчитана на 11ч и 6 ч соответственно....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса

Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...

Программа по внеурочной деятельности «Культура делового общения»

Культура человека определяется многими составляющими. В том числе ее характеризует его внешнее поведение, общение с окружающими, манеры, речь, стиль поведения в различных ситуациях и в каждом конкретн...

Рабочая программа курса по выбору «Секреты грамотного письма»

Курс по выбору «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с треб...