Алгоритм написания сочинения 9.3, клише
консультация по русскому языку (9 класс)

Федорова Надежда Анатольевна

Алгоритм написания сочинения 9.3, клише

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.1.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (9.1)
 

Внимательно прочитайте цитату. О чем в ней говорится? Подчеркните ключевые слова.

Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятия, обозначенные ключевыми словами.

Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.

Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте свое понимание высказывания цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

Сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис.

Поверить грамотность.

Таблица речевых клише

Часть сочинения

Клише

Вступление

Автор пишет о…

В высказывании… говорится о…

Как отмечает…

Я полностью согласен с …

Не могу не согласиться с…

Я поддерживаю мнение…

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №…

Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…

Пример можно найти в предложении№…

Рассмотрим предложение… В нем использовано такое лексическое (грамматическое)явление, как…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №…Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение

Таким образом,…итак,…в заключение,…как видим,…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Как приводить примеры из текста?

Можно использовать разные способы отсылки к тексту:

Указывать номера предложений (Спомощью риторических вопросов (предложени5,7, 9) автор воздействует на чувства.

Приводить ключевые слова (Эпитеты «нежный», «звонкий», «чистый» характеризуют неповторимый голос героя).

Использовать цитирования (С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «Об этом должны помнить и взрослые, и дети».

Лексические и грамматические явления для аргументации

Лексические явления (смысловая сторона предложения), их роль.

Лексические явления

Роль лексического явления

1.

Антонимы

- позволяют уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее;

- позволяет дать более полную характеристику какого-либо явления;

- помогает выразить предельное различие между явлениями, вещами;

- помогают выразить авторскую оценку обозначаемого

2.

Синонимы

- помогают избежать однообразия;

- разнообразят речь, делая ее живой и выразительной;

- позволяют всесторонне охарактеризовать образ, явление, выразить самые тонкие смысловые оттенки, тонко и красочно описать предмет;

- помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание;

- дают возможность уточнить, подчеркнуть какое-то положение

3.

Архаизмы и историзмы (устаревшие слова)

- служат для воссоздания исторической обстановки, для передачи торжественности момента, является средством речевой характеристики персонажа;

- используются для создания комического эффекта, иронии;

- помогают автору убедить читателя в правдивости изображаемых событий

4.

Профессионализмы

- помогают определить принадлежность героя к определенной профессии;

- служат для создания эффекта достоверности информации

5.

Диалектизмы

- помогают передать местный языковой колорит, особенности речи говорящего

6.

Разговорная и просторечная лексика

- создают стилистическую окраску слова;

- используются для словесной характеристики героя

7.

Книжные слова

- позволяют автору обратить внимание читателя на важные события, нравственные ценности;

- помогают автору подчеркнуть и охарактеризовать общественно значимую проблему;

- служат для образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности;

-служат для речевой характеристики персонажей.

8.

Многозначные слова

- делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла

9

Фразеологизмы

- ярко и эмоционально описывают поведение человека, его поступки, отношение к окружающему миру,

-помогают сделать язык насыщенным, колоритным (выразительным)

10.

Эпитеты, метафоры

- позволяют образно, эмоционально и ярко изобразить предметы и явления действительности

Грамматические явления (те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением), их роль

Грамматические явление

Роль грамматического явления

1.

Грамматическая основа простого односоставного предложения

-неопределенно-личные предложения позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой действительности, полностью отвлекаясь от вопросов о действующих лицах;

2.

Однородные члены

- позволяют подробно описать характеры, поступки героев, их действия, душевное состояние, динамику действий, последовательность или одновременность действий

3.

Обращения

- звательная функция: называет того, к кому обращаются с речью;

-оценочная функция: выражает отношение говорящего к собеседнику

4.

Вводные слова и словосочетания

-выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, неуверенность)

- выражает эмоциональную оценку, выражают чувства говорящего

5.

Восклицательные

предложения

- побуждают к действию;

- передают приказ, просьбу, требование (если выражены глаголами повелительного наклонения)

-придают эмоциональную окраску высказыванию (радость, гнев)

6.

Обособленные члены предложения

- уточняют высказываемую мысль;

- дают более углубленную характеристику лицу или предмету;

- вносят в предложение экспрессивную окраску;

-конкретизируют описание действия

7.

Уточняющие члены предложения

-уточняют время, место, переданные в общем виде;

- помогают передать мысль конкретно, с уточняющими смысловыми деталями обстановки

8.

Сочинительные союзы в ССП

- союз И соединяют части ССП, выражают значение одновременности событий;

-союз НО обозначает противопоставление противоречащих одно другому слов или предложений;

- союз А обозначает противопоставление двух одновременных событий

9.

Окончания

-связывают слова в предложениях и помогают понять высказанную мысль

10

Роль придаточных частей в СПП

Определительные: определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное

Изъяснительные: дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемого)

Цели: указывает на цель, назначение действия

Условия: указывают на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления

Причины: указывает на причину или обоснования действия

Уступки: указывает на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие)

Сравнения: поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие с другим

11

Бессоюзные сложные предложения

БСП могут выражать одновременность перечисляемых событий, их последовательностьпричинные отношения (2-е предложение раскрывает причину того, о чем говорится в первом), пояснительные отношения (2-е предложение поясняет первое), сопоставительно-противительные отношения, следствия (2-е предложение называет следствие того, о чем говорится в первом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания сочинения (часть С) ЕГЭ

При подготовке к ЕГЭ (часть С) алгоритм поможет учащимся верно выполнить все требования....

Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)

Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ  ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...

Алгоритм написания сочинения часть С

Ключевые слова, клише, советы и рекомендации  для написания части С....

Алгоритм написания сочинения

Разработан по этапный алгоритм написания сочинения : вступление, постановка проблемы, комментарий к поставленной проблеме, позиция автора, собственная позиция, аргумент, литературный аргумент, з...

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ

Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ основан на материале пособий Егораевой Т.Г. ЕГЭ. Рксский язык. Задания части 3 (С)" и Сениной Н.А., Нарушевича А.Г. "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ"...

памятка для написания сочинения с речевыми клише егэ 11 класс

используя памятку с речевыми клише, выпускники быстро приобретают навыки написания сочинения по русскому языку для успешной сдачи единого государственного экзамена...

Алгоритм написания сочинения (Итоговое сочинение)

Алгоритм написания итогового сочинения....