Алгоритм написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Шулаева Любовь Анатольевна

Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ основан на материале пособий Егораевой Т.Г. ЕГЭ. Рксский язык. Задания части 3 (С)" и Сениной Н.А., Нарушевича А.Г. "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_napisaniya_sochineniya_-_kopiya.odt36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм написания сочинения-рассуждения Часть С

С чего должны начать работу над текстом?

  • Понять исходный текст
  • Выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями и чувствами он хочет поделиться с читателем, в чем он хочет его убедить, от чего предостеречь…

Чтобы понять исходный текст, необходимо:

  • Внимательно его прочитать
  • Определить стиль и тип этого текста
  • Составить план к нему (вопросный, назывной, тезисный, цитатный, комбинированный)

Замечание

Определение стиля и типа речи предложенного для анализа текста поможет определить не только степень эмоциональности этого текста, но и авторскую позицию.

  • В текстах научного стиля авторская мысль передается ясно, логично, без ярких эмоций, без подчеркивания авторского отношения к содержанию, т.к. для пишущего важна прежде всего фактическая сторона излагаемого.
  • Тексты публицистического стиля эмоциональны, что связано с двойной функцией этого стиля речи – передать информацию и эмоционально воздействовать на адресата (очень часто – убедить читателя в своей правоте). Авторская позиция излагается, как правило, прямо, открыто.
  • В текстах художественного стиля для понимания авторской позиции очень важен подтекст, глубинный смысл высказывания

Определение типа речи исходного текста помогает правильно определить «способы формирования и разворачивания» авторской мысли.

  • В описательных текстах основная информация раскрывается через описание существенных, наиболее значимых частей предмета, его свойств.
  • В повествовательных текстах вам необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев и самим сформулировать авторскую идею.
  • В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения (тезисы), аргументирует их и делает вывод.

План сочинения-рассуждения:

  1. Формулировка проблемы исходного текста (ключевой вопрос действия: «О чем говорится в этом тексте?»)
  2. Комментируем сформулированную проблему (ключевой вопрос действия: «Что мы знаем об этой проблеме?»)
  3. Сформулировать авторскую позицию (ключевой вопрос действия: «К какому выводу автор приводит читателя?»)
  4. Аргументация личностной (собственной) позиции («Я соглашаюсь или не соглашаюсь с позицией автора...», привести 2 аргумента: 1-й читательский опыт (художественный, научный, публицистический); 2-й — жизненный опыт; или 2 читательских, или 2 жизненных
  5. Вывод (передайте читательский отклик, вызванный глубоким и полноценным постижением авторской мысли)

1 этап: выявляем и формулируем проблему исходного текста.

Исходный текст

Моя «Она»

  1. Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,  - связь, стало быть, крепкая, прочная...

          (4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой...  (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

           (13) Я ненавижу её, презираю... (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... (15) Детей пока у нас нет...

            (16) Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

            (19) Ее зовут — Лень.

(По А.П. Чехову)

Тема — то, о чем говориться в тексте.

Проблема — это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).

Тема и проблема иногда могут совпадать.

В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Основная проблема, безусловно, это та проблема, по которой отчетливо заявлена авторская позиция (именно основная проблема в центре внимания пишущего, именно над ней он в основном размышляет, затрагивая попутно и другие проблемы)

В предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие проблемы:

философские (самые общие вопросы развития общества, природы, человека):  проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни (“сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности

социальные (устройство и жизнь общества):  взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции)

политические (деятельность государственной власти): политика в жизни общества, гражданское общество, демократия, международные конфликты; разоружение; терроризм; национализм; шовинизм

нравственные (духовная жизнь человека, взаимоотношения людей): проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

экологические (взаимодействия человека и окружающей среды):  проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы

эстетические (восприятие человеком прекрасного): восприятие искусства; воспитание эстетического вкуса; духовность в искусстве; чтение, роль книги в жизни общества; массовая культура, телевидение, интернет.

Обращаемся к тексту

Основная проблема: проблема лени

Аспекты (стороны) этой проблемы в центре внимания Чехова:

  • неразрывная связь героя текста с ленью (или власть, господство лени над героем рассказа);
  • лень — причина всех несчастий героя;
  • нежелание героя противостоять лени.

Формулируем проблему данного текста:

1-й вариант

        В центре внимания юмористического рассказа А.П. Чехова — до боли всем нам знакомая проблема лени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.

2-й вариант (проблемные вопросы)

       В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П. Чехова — актуальная и всем нам знакомая проблема лени. Как влияет лень на чеховского героя, который понимает её губительность? Почему он не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П. Чехова при написании рассказа «Моя «она».

Типовые модели для формулирования проблемы

Проблема (какая?)

Проблема (чего?)

Автор заставляет читателя (что делать?)

злободневная

актуальная

острая

важная

серьезная

основная

научная

назревшая

наболевшая

главная

до боли знакомая

общественно значимая

спорная

неразрешимая

вечная

межнациональная

лени

совести

экологии

нравственного выбора

наследственности

воспитания

интеллигентности

назначения искусства

нравственной прочности человека

добра и зла

понимания национальных традиций и обычаев

духовного совершенствования человека

приобщения людей к чтению и т.д.

-глубоко задуматься о чем (над чем)

-серьезнее относиться к чему

-по-иному посмотреть на что

-оценить собственную позицию

-переосмыслить свое отношение (к чему)

-лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы...)

поделить мыслями (с кем о чем)

-с горечью понять (что)

-оценить истинный масштаб (чего) и т.д.

Читая исходный текст, вдумайтесь в действия автора: что он делает?

Автор ставит проблему (чего?)

            рассматривает

            исследует

            анализирует

            формулирует

            излагает

            выдвигает

            поднимает

            затрагивает

            касается (чего?)

            подробно останавливается на проблеме (чего?)

            мучительно размышляет над проблемой (чего?) и т.д.

Типовые конструкции:

  1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) (какая?) проблема (чего?)
  2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)
  3. В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)
  4. (если проблем несколько) В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема (чего?)
  5. В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание уделяет проблеме (чего?) (… особо подробно останавливается на проблеме (чего?))
  6. Текст (кого?) заставил меня задуматься над сложной проблемой (чего?)
  7. (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?) и т. д.

2-й этап: комментарий к сформулированной проблеме

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы исходного текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее,  с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателя к определенному выводу.

Различают два типа комментария:

Текстуальный

«от текста к действительности»

Концептуальный

«от действительности к тексту»

Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.

Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление  мысли от действительности к тексту.

  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
  • Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет...)?
  • На какие аспекты этой проблемы автор обращает прежде всего свое внимание?
  • Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
  • На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? и т.д.
  • К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
  • Актуальна ли эта проблема в наши дни?
  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?
  • Какие аспекты этой проблемы рассматривает автор? и т.д.

Помните, что комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции, поэтому здесь уместны такие «переходные предложения»:

 

Типовые конструкции:

Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.

Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть...)

Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на...

В литературе нет (не существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме.

Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями. Одни рассматривают ее как...  Другие, напротив, …

Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что...

Актуальность этой проблемы (ее актуальность) состоит в том, что... (обусловлена тем, что...)

«Переходные предложения» могут быть в форме вопросительного или побудительного предложения:

В чем заключается сущность данной проблемы?

Разве не странно, что проблема...

Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

Остановимся на этой проблеме поподробнее.

Рассмотрим эту проблему подробнее. Её актуальность очевидна (не вызывает сомнения)... как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас...

Типовые конструкции для передачи действий автора (обратите внимание, что многие из них употреблены при формулировке проблемы):

Автор рассказывает

           сообщает

           концентрирует внимание читателя на

           выделяет

           замечает

           высказывает интересное предположение

           причину (чего) видит (в чем)

           особо останавливается на (если подробно)

           неоднократно возвращается к

           затрагивает (что)

           касается (чего) и т. д.

Обращаемся к тексту

Текстуальный комментарий (вслед за автором):

Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает внимание на то, что лень героя — привычка «врожденная» («она... родилась раньше меня», или предложение № 1). Автор отмечает, что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает она, ненасытная», или предложение № 12). Но, подчеркивает Чехов, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.

           

Концептуальный комментарий (ваше понимание проблемы с опорой на исходный текст):

Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется Человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И,  наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью...

3-й этап: формулирование авторской позиции.

Авторская позиция — это итог, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните! что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.

Авторская позиция в тексте проявляется в различном отношении автора к изображаемому. Автор может:

  • положительно относится к изображаемому
  • отрицательно (осуждающе)
  • неоднозначно
  • двойственно
  • иронически (с юмором) и т.д.

Авторская позиция может быть выражена в тексте прямо (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обращения к читателю; в лирических отступлениях, ремарках, вставках...), или косвенно (в эпиграфах, в названии произведения, вставных эпизодах, через художественные приемы и художественные детали...)

Что значит сформулировать авторскую позицию?

Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:

Что хотел сказать автор?

Какова была цель его высказывания?

Ради чего он все это написал?

Как он сам относится к поставленной проблеме?

Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

Чему учит текст?

Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героев?

Как относятся к герою окружающие его персонажи?

Как сказываются поступки героя на других героях произведения?

Согласен автор с героем или нет?

Автор осуждает или одобряет поведение героя?

Что хотел сказать читателю автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Обращаемся к тексту

Проблема текста

Авторская позиция (точка зрения А.П. Чехова по проблеме лени)

- Что хотел донести до своего читателя Чехов?

- Ради чего написан этот рассказ?

Основная проблема: проблема лени

Аспекты (стороны) этой проблемы в центре внимания Чехова:

  • неразрывная связь героя текста с ленью (или власть, господство лени над героем рассказа);
  • лень — причина всех несчастий героя;
  • нежелание героя противостоять лени.

Чехов хотел:

1) осудить своего героя (насмешка над безволием героя)

2) заставить читателя серьезно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия (чеховская ирония... приводит к живому сотворчеству...)

Формулируем авторскую позицию исходного текста:

Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он , казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

Автор считает (полагает, утверждает), что

подводит читателя к выводу о том, что

заставляет читателя задуматься (на чем)

отрицает, что

иронизирует (над кем? чем?)

осуждает (кого? что?)

(не) соглашается (с чем)

разделяет мнение (кого?)

критикует (кого?)

обвиняет (кого? в чем?)

отстаивает (что?)

доказывает (что?)

убеждает (кого? в чем?)

убежден в том, что

призывает к …, так как убежден в том, что...

с возмущением пишет о том, что...

открыто заявляет о своей гражданской позиции...

неоднозначно относится к поставленной проблеме и т. д.

4-й этап: собственная позиция и её аргументация

Ваше мнение (ваше отношение к позиции автора), безусловно, должно соотноситься с проблематикой исходного текста.

Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли.

Аргументы — это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргументы.

Рассмотрите пример:

Тезис

Речь человека — это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Аргумент 1

Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Иллюстрация к аргументу 1

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?

Аргумент 2

Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.

Иллюстрация к аргументу 2

Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва — героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

Вывод

Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

Виды аргументов:

  1. рациональные (логические)
  • реальные факты
  • статистика
  • законы природы
  • положения официальных документов
  1. иллюстративные
  • конкретные примеры из жизни
  • примеры из художественной литературы
  • предположительные примеры
  1. ссылки на авторитет
  • мнения выдающихся людей
  • цитаты из авторитетных источников
  • мнения очевидцев
  • общественное мнение

Типовые конструкции для оформления собственной позиции и её аргументации:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть...

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя...)

Трудно (не) согласиться с...

Я (не) разделяю позицию автора (точку зрения автора), потому что, во-первых, … Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как, во-вторых, … Я полагаю (считаю), что...

При аргументации можете использовать следующие конструкции:

Приведем пример...

Сошлемся, например, на...

Возьмем в качестве примера...

Во-первых,... Во-вторых,...

каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,...

Ярчайшим примером тому могут служить не только …, но и... и т. д.

Обращаемся к тексту

Собственная позиция и её аргументация

С позицией автора нельзя не согласиться.

Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется постоянно, а не только на пике каких-то особых обстоятельств. От нас зависит наше будущее. А самая важная работа — это борьба с самим собой, со своими собственными вредными привычками, пороками. И ярчайшими примерами тому могут служить не только чеховские Беликов, Ионыч, Обломов Гончарова, но, к сожалению, и мы с вами. Ведь мы знаем, что не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Мы знаем, что не стоит... - и продолжаем упорно это делать. «Список» невыполненных дел не делает нас счастливыми и не дает нам в полной мере наслаждаться жизнью.

Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым в том, что, если человек не противостоит лени или каким-либо другим порокам, происходит нравственное падение личности. Человек постепенно становиться заложником обстоятельств, он уже не живет, а «плывет по течению».

5-й этап: заключение

Заключение в сочинении обязательно! Именно заключение обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения в целом. Как правило, в сочинениях тестируемых заключение — это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, оно органично связано с проблематикой текста, в нем вы выражаете ваше личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции.

 Типовые конструкции, используемые в заключении:

В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)...

В заключении сочинения хочется добавить...

В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)...

Обобщая сказанное, можно сделать вывод...

Итак, …

Следовательно, …

Таким образом, …

Обращаемся к тексту

Заключение

А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждет куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.

«Соберем» все сочинение-рассуждение по тексту А.П. Чехова «Моя «она»

Формулировка проблемы исходного текста (достаточно использовать один вариант вступления)

1-й вариант

        В центре внимания юмористического рассказа А.П. Чехова — до боли всем нам знакомая проблема лени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.

2-й вариант (проблемные вопросы)

       В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П. Чехова — актуальная и всем нам знакомая проблема лени. Как влияет лень на чеховского героя, который понимает её губительность? Почему он не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П. Чехова при написании рассказа «Моя «она».

Комментарий проблемы (выбери один из двух)

Текстуальный комментарий (вслед за автором):

Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает внимание на то, что лень героя — привычка «врожденная» («она... родилась раньше меня», или предложение № 1). Автор отмечает, что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает она, ненасытная», или предложение № 12). Но, подчеркивает Чехов, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.

                       

                            или

Концептуальный комментарий (ваше понимание проблемы с опорой на исходный текст):

Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется Человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И,  наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью...

Авторская позиция

Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он , казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.

Собственная позиция

Аргумент 1

Аргумент 2

С позицией автора нельзя не согласиться.

Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется постоянно, а не только на пике каких-то особых обстоятельств. От нас зависит наше будущее. А самая важная работа — это борьба с самим собой, со своими собственными вредными привычками, пороками. И ярчайшими примерами тому могут служить не только чеховские Беликов, Ионыч, Обломов Гончарова, но, к сожалению, и мы с вами. Ведь мы знаем, что не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Мы знаем, что не стоит... - и продолжаем упорно это делать. «Список» невыполненных дел не делает нас счастливыми и не дает нам в полной мере наслаждаться жизнью.

Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым в том, что, если человек не противостоит лени или каким-либо другим порокам, происходит нравственное падение личности. Человек постепенно становиться заложником обстоятельств, он уже не живет, а «плывет по течению».

Заключение

А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждет куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)

Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ  ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...

алгоритм написания сочинения-рассуждения

Памятка для девятиклассников по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Материал рассматривает алгоритм написания сочинения-рассуждения  (части С) при подготовке к ЕГЭ 11 класс. Структура сочинения-рассуждения, речевые клише при написании этой части работы....

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Алгоритм написания сочинения-рассуждения - презентация...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

Алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ.

Данный алгоритм по написанию сочинения-рассуждения по русскому языку помогает учащимся одиннадцатого класса написать экзаменационную работу....