Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку
методическая разработка по информатике и икт
В данном архиве представлены материалы из опыта работы на региональном семинаре учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lider.zip | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом задачи на уроках информатики
Выполнила: Гудкова Марина Ивановна, учитель информатики МБОУ СОШ №3 г.Сасово
Когда детей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения.
Я работаю учителем математики в общеобразовательной школе более 30 лет и преподаю информатику в течении 12 лет.
И каждый раз, принимая новые классы, передо мной встаёт проблема: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». А с этого учебного года планируется введение модели устной части ГИА-9 по русскому языку и эта проблема становится еще более актуальной. В связи с этим ставлю перед собой следующие цели:
- развивать способность к анализу, синтезу, умению работать с литературой, находить нестандартные решения,
- уметь общаться с людьми,
- формулировать вопросы,
- планировать свою деятельность,
- анализировать результаты и промахи.
В целом, формируются УУД, обозначенные во ФГОСе. Умения и навыки работы с книгой, в последствии, призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании и подготовке к сдаче устного собеседования по русскому языку.
Для достижения этих целей предназначена одна из четырех междисциплинарных учебных программ, реализующаяся в стандартах второго поколения в нашей школе:
1. «Формирование универсальных учебных действий»
2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
3. «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
4. «Основы смыслового чтения и работы с текстом»
Нам известны основные виды работы с текстом:
- Работа с объяснительным текстом учебника
- Работа с текстом задачи (краткая запись условия задачи)
Краткая запись условия задачи осуществляется в трех возможных вариантах – составление семы, вариант «ключевые слова», запись краткой записи в виде таблицы. Остановлюсь подробно на варианте, называемом «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА».
Типовые действия над текстом задачи в этом случае можно представить следующим алгоритмом: - выделение ключевых слов, постановка вопроса к каждому числовому данному, нахождение ответа на поставленный вопрос, составление краткой записи и воспроизведение текста задачи по оставленному условию задачи, составление аналогичных задач. Безусловно, сюда же следует отнести и выразительное чтение, и понимание текста задачи.
Например, дан текст задачи: Дано сообщение из 2048 символов. Сколько килобайтов составит это сообщение 16-тисимвольного алфавита?
А дальше начинается работа по группам: _1,2 и 3 группа ( в зависимости от количества предложений в тексте задачи) выписывает ключевые слова из каждого предложения теста задачи.
В ходе обсуждения имеем: количество символов в сообщении, 16-тисимвольный алфавит, информационный объём сообщения.
Далее _каждая группа самостоятельно определяет главный вопрос задачи ключевое слово – определяет зависимость между величинами, в том числе – формульную зависимость, пробуют записать краткую запись, вот что должно получиться.
В итоге имеем:
Слайд с полным решением задачи
Естественно, темп работы у всех обучающихся разный, поэтому в обязательном порядке включаю третье задание - используя другие числовые данные, составить аналогичную задачу и решить её.
А что же с домашним заданием? Вот тут и начинает работать прием «Инсерт» - этот приём формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот прием я использую в домашней работе, т. к. работа индивидуальная. Учащиеся делают пометки в тексте: знают «+», новое «-», не понял, есть вопросы, проблема «?».
Грызя гранит науки неустанно,
Давая пищу здравую уму,
Опять очередное испытанье
Нам выдержать бы вопреки всему!
Каждый из нас на уроке один на один с данной проблемой, но если навалиться всем миром_ обязательно получится на отлично!!!!!!! Успехов вам в работе, уважаемые коллеги))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"
В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....
Презентация "Работа с текстом на уроке географии в рамках подготовки к ОГЭ"
С учебным текстом ученики начинают активно работать, начиная с первого года обучения в школе. Учителю географии полезно использовать эти метапредметные умения, а также формировать новые: переводить со...
Методика подготовки учащихся к устной части по русскому языку
При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом непосредственно в п...
Подготовка учащихся к устному собеседованию по русскому языку
Пособие предназначено для подготовки к устной части Основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, памятки с рекомендациями, позволяющими избежать типичных оши...
Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)
В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....
Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации
Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...
Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе
Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...