Методическая разработка к урокам русского языка.Отличаем причастия и деепричастия
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Методическая разработка к урокам русского языка в помощь учащимся для подготовки к тестовым заданиям ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otlichaem_prichastie_i_deeprchastie.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧАСТИе и ДЕеПРИЧАСТИе(сходство и отличие)
Причастие в полной форме: бегающий , видящий, интересуемый, терпимый, сбежавший, вымытый, унесённый(вопросы к ним: какой? что делающий? что сделавший? кем-то сделанный? кем-то деланный?)обозначает признак предмета по действию, образовались от глаголов: бегать, видеть, интересоваться, терпеть, вымыть, унести, изменяются по числам и родам: он бегающий-она бегающая-они бегающие.
Краткая форма(каквов?какова?каковы?:видим,видима,видимы/терпим,терпима/терпимы
Деепричастие: бегая, видя, интересуясь, терпя, сбежав, вымыв, унеся(вопросы к ним: как? что делая? что сделав?)обозначают добавочное действие к основному(т.е. некий предмет выполняет какое-то действие: делал? делает? сделал? и т.п.- и при этом ещё что-то делая или сделав? Так же как причастия образуются от глаголов, но!!!!не изменяются по родам и числам: он бегая-она бегая-они бегая.
Вывод: общее у причастий и деепричастий то ,что они образуются от глаголов.Разное:1.Причастие отвечают на такой же вопрос, что прилагательные(какой?),имеют краткую форму как прилагательные(каков?).2.Изменяются по родам, числам, падежам)она…,он,,, они,,, т.д.)
Деепричастие: ПОПРОБУЙТЕ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ САМИ…(ОТВЕТ:1.Деепричастие отвечают на такой же вопрос,что наречие(как?)».НЕ изменяются(он бегая, они бегая и т.д.-никаких изменений.
Самопроверка: Как больно, милая, как странно, сродняясь в земле(что делая?-сроднясь),сплетясь ветвями(что делая?-сплетясь),раздваиваться под пилой.
Ответ: сроднясь, сплетясь-деепричастие, т.к. отвечают на вопросы как? что делая? не изменяются по родам и числам(он сроднясь, сплетясь, она сроднясь, сплетясь),обозначают добавочное дествие: раздваиваться(что делать?-основное действие),сроднясь, сплетясь(раздваиваться как? Что делая при этом-сплетсясь, сроднясь).При письме отделю запятыми деепричастии и завсимые от них слова от других частей предложения(деепричастный оборот)( сроднясь (где? в чём?)в земле, сплетясь(чем?)ветвями Для сравнения: Бегущий человек(что делающий? какой?)-причастие. Унесённые ветром(какие? что делающие?-причастие. Окна покрашены(краткое причастие: каковы? кем-то сделаны)
Самопроверка:1.скошенная трава,2.трава скошена,3.выкосив траву; касаясь плеча,5.прикоснувшись слегка ,6.вымощенная мостовая
Ответ:1.2,6-причастие(2-в краткой форме)3.4.5-деепрчастие
«Ловушки» в задании (вы умеете отличать причастие от деепричастий- вам легко!)
1.Причастие зависит от определяемого слова, поэтому стоит в том же роде ,числе и падеже, что и оно(определяемое слово) и рядом с ним.2.Деепричастие обозначает дополнительное действие к основному, которое совершает некий предмет, поэтому ,если предмет(подлежащее)не может по смыслу делать то, что содержится в смысле деепричастие,-ошибка в построении ДО.
Например:1.Картина висела на стене, изображавшая осенний пейзаж.(причастный оборот находится не на месте-ошибка в построении причастного оборота: картина ,(какая? что делавшая?)изображавшая осенний пейзаж, висела на стене.-так правильно.
2.По вечерам я люблю окунуться в мир стихов, принадлежавший поэтам серебряного века.(причастный оборот не в том падеже: мир стихов каких?-принадлежавших-ошибка в построении причастного оборота; По вечерам я люблю окунуться в мир стихов, принадлежавших поэтам серебряного века.-правильно)
3.Читая много, многое узнаётся, понимается, воспринимается (что делая?-читая много-деепричастный оборот, основное действие :что делает?-узнаётся, воспринимается, познаётся(предмет-(подлежащее) кто? что?-многое. Многое не может совершать то, о чём говорится в деепричастном обороте,»многое»не может «читать»
А далее всё легко.
Умеешь видеть причастие и причастные обороты (П.О),умеешь видеть деепричастия и деепричастные обороты(Д.О.),знаешь правила пунктуации-ты грамотный человек.
1.П.О. отделяются запятыми, если стоят после определяемого слова(Сравни: Листья, гонимые ветром, кружась, опускались под ноги прохожих.-Гонимые ветром листья, кружась, опускались под ноги прохожих/в первом случае «гонимые ветром-какие? что делающие?)причастный оборот «гонимые ветром»стоит после определяемого слова» листья. Во втором случае перед определяемым словом. Поэтому и запятые расстелены в соответствии с правилами.
Листья (что делая?- деепричастие, т.к. дополнительное действие к основному), кружась,(что делали?)опускались на асфальт(основное действие)На письме отделю запятыми, т.к. по правилам деепричастие или д.о. отделяются запятыми.
2.Если рядом деепричастие и д. о., несколько деепричастий или д. о., запятые расставляем по правилам» однородных членов предложений»
То же самое при П.О.-правило» одн. чл. предложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка к уроку русского языка на тему "Внимание! Опасный безударный гласный!"
В презентации представлен материал, помогающий обобщить знания учащихся 2-го класса о безударных гласных в корне слов, способах их проверки в сочет ании с повторением правил пожарной безопасност...
Методическая разработка для урока русского языка и литературы
Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок постро...
Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)
Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....
Урок русского языка "Отличие вводных слов от синтаксических омонимов"
Урок усвоения нового материала по теме "Вводные слова"...
Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс
Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...