Урок русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
план-конспект урока по русскому языку
Урок русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" с применением ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_ikt.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа п.Батецкий»
Кривушина Юлия Леонидовна, учитель русского языка и литературы.
Урок русского языка с применением ИКТ.
Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Предметные цели урока:
1.Формировать представление о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, развивать умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
2. Развивать устную речь учащихся через полные высказывания и ответы на вопросы, формировать умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
3. Воспитывать у обучающихся чувство ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся научатся или получат возможность научиться различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называть звуки, обозначаемые этими буквами.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- интерактивная доска, презентация,
- учебник
- карточки с заданиями.
Ход урока
I . Орг.момент. Фонетическая зарядка
зи-зе-зя
азы-ази- ец-иц-ец-иц
пози`ция (определенное место)
ба-бо-ба-бо-ба-бо –абы обознача`ет
да-до-ду -ды два
Двойная роль(игра) букв Е,Ё,Ю,Я.
Презентация 1. (слайд 1)
Учитель: Ребята, какой праздник к нам приближается?
- В преддверии Нового года происходят чудеса, и желания сбываются!
- Вы хотите, чтобы ваши желания сбылись?Для этого мы должны на уроке хорошо поработать, ответить на вопросы, сделать упражнения, иначе чудеса обойдут стороной, и наши новогодние пожелания не исполнятся.
Итак, начнем с фонетической зарядки.
II. Формулирование темы урока
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Какой раздел русского языка мы с вами сейчас изучаем? (ученики отвечают:«Фонетика».
Блиц-опрос.( Слайд№4)
- Что такое фонетика?
- Из чего состоят слова, которые мы слышим?
- Звуки делятся на
- На какие звуки делятся согласные?
- Гласные бывают …
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Назовите гласные буквы
- Назовите буквы, которые обозначают 2 звука (я,е,ё,ю)
- А всегда они обозначают два звука, сравните слова
(Слайд №5 ) Произнесем протяжно ( ученики читают).
Яша - [й’аша] мята -[м`ата]
Юра - [й’ура] люк -[л`ук]
ёж - [й’ош] нёс - [н`ос]
ель - [й’эл’] тема - [т`эма]
Учитель: что мы видим? ( Ученики отвечают: гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука и 1 звук.
III. Формулирование проблемы.
Учитель:Когда , при каких условиях обозначают 1 звук, а когда 2 звука, знаем ли мы? (ученики отвечают: «нет».
( Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два, один звук).Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают два звука)
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.
Учитель: - Какой вопрос возникает?
- Какова будет тема нашего урока?
- Чему мы сегодня должны научиться?
Ученики: - Формулируют вопросы:
-В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?
Делают вывод: тема урока…(коллективное формулирование темы урока). Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).
Учитель: -Ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. (Учитель помогает ученикам с формулировкой)(слайд №7)
Цель: научиться определять в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.
Задачи урока (слайд№8)
1.Познакомимся с правилом двойной ролью букв е.ё,ю,я.
2. Составим таблицу.
3. Поработаем с учебником.
4.Поиграем.
5. Закрепим полученные знания.
6. Подведем итоги урока.
7. Запишем домашнее задание.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель.Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.
Учитель: Задание: посмотрите на слова и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука. (слайд№ 10,11)
Белка -[`э]
Боксёр-[`о]
Рюкзак -[`у]
Мясо -[`а]
(Ученики: - «Когда Е, Ё, Ю, Я стоят после согласной смягчают её и обозначают один звук»).
(Слайд№12)
Еда -[й`э]
Ёж - [й`о]
Юла - [й`у]
Яма-[й`а]
(Ученики читают и самостоятельно формулируют: -«Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова обозначают 2 звука»
(Слайд№13)
Поезд-[й`э ]
Поём-[й`о]
Дают-[й`у ]
Баян-[й`а ]
(Ученики:-«Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука»).
(Слайд№14)
Подъезд-[й`э ]
Льёт-[й`о ]
Вьюн-[ `й`у ]
Бурьян-[`й`а ]
(Ученики: -«Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука»).
(Слайд№15)
Учитель: - Хорошо. Давайте вместе составим (алгоритм)таблицу двойной роли букв е, ё, ю, я.
(Ученики формулируют правило. Учитель раздаёт памятки на каждую парту.) (Слайд№16,17)
Звуковая роль букв Е,Ё,Ю,Я
1 звук 2 звука
после согласного в начале слова,
после гласной,
после ь и ъ знака.
VI. Первичное закрепление
(Слайд 18-24)
(Слова: лев, ёлка, свинья, заяц,. Ученики записывают в тетрадях и отмечают звуки, формулируют и проговаривают правило вслух).
Учитель:- Молодцы. Справились.
Работа у доски: упражнения № 304. (На интерактивной таблица, ученики прочитали задание к упражнению №304, выходят и методом перетягивания заполняют её, обдумывают то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно)
Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 1 и 2 звука.
VII. Физминутка. Презентация 2.
VIII. Закрепление полученных знаний.
Игра «Кто прав». Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в группах)
Учитель: - Разделимся на две группы и поиграем. (Раздаёт каждой группе листки со словами (белый, съёмка, печать, подъезд, тюль, ем, ёрш, заехать, мёд, юмор) и объясняет, что напротив каждого слова с буквами Е,Ё,Ю,Я нужно определить количество звуков. После выполнения задания, группы меняются листочками и сверяют правильность выполнения с ответами на доске. (слайд№25). Подводят итоги.
IX. Рефлексия.
Что мы изучали на уроке?
(Двойную роль букв е, ё, ю, я).
-Что было трудным?
( Обозначение. 1 или 2 звука.)
-Что мы сделали для решения проблемы?
(Мы составили таблицу)
-Чему мы научились?
(Мы научились определять 1 и 2 звука)
-Как мы можем определить количество звуков?
( количество звуков мы можем определить по позиции букв е, ё, ю, я в слове.)
Итоги урока. Самооценка.
X. Домашнее задание. Выучить правило стр. 126. Выполнить упражнение 305.
Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли упражнения и очень много работали. И наши новогодние пожелания, обязательно должны исполнятся!!! Я благодарю вас за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"
Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...
Презентация к уроку русского языка. Тема: "Буквы О-Ё после шипящих и Ц".
Презентация к уроку русского языка....
Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
Класс 6Предмет русский языкТема Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Презентация к уроку русского языка "Роль причастия в художественном описании"
Презентация к уроку русского языку (6 класс). Тема урока "Роль причастия в художественном описании". Презентации подготовлена к уроку по программе С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учит...
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в речи"
Данный урок разработан с применением метода проблемного обучения "мозговой штурм"...