«Подготовка к изложению по вопросам»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Дронова Татьяна Юрьевна

Методическая разработка к уроку русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta._russkiy_yazyk.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                     КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение

школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.

__________________________________________________________________________

Технологическая карта

урока русского языка для обучающихся 5 «В» класса

Тема: «Подготовка к изложению по вопросам»

         Составитель:

  учитель Дронова Т.Ю.

                                                                                                                                                  дата проведения:21.10.2021г.

Санкт-Петербург

2021– 2022 учебный год

5 «В» класс

Учитель: Дронова Т.Ю.

Дата проведения:21.10.2021.

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Подготовка к изложению по вопросам»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формировать умение писать изложение по вопросам.  

Задачи: 

Образовательные: уточнить понимание смысла слов «текст», «предложение», «основная мысль»;

научиться ставить вопросы к тексту и пересказывать текст по вопросам.

Развивающие: тренировать мыслительные операции анализ и синтеза, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику;

развивать представление об окружающем мире.

Коррекционные:- корригировать умение пересказывать текст по вопросам.

- коррекция формирования умения выполнять инструкцию, коррекция и пополнение словарного запаса обучающихся;

- корригировать умение работать с текстом;

- корригировать умение работать сообща, индивидуально.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Формирование представлений слов «текст», «предложение», «основная мысль»;

  Формирование инициативности в обучении

Составлять из слов предложения

Формирование умения слушать ответы друг друга

Учить переписывать слова по образцу

Формирование положительного отношения к учебе

Учить составлять вопросы к тексту

Формирование дисциплинированности и целеустремленности, трудолюбия при работе на уроке

Учить пересказывать по вопросам

Формировать умение работать по инструкции

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-логический, метод самостоятельной работы обучающихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 35 минут.

Педагогические технологии (элементы): 

- личностно – ориентированная технология

- здоровьеформирующая технология

- педагогика сотрудничества

- игровые технологии

- технологии уровневой дифференциации

Ресурсы урока:

  • для учителя

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; Москва «Владос» 2017.  

Рабочая программа по предмету «Русский язык».

  • для обучающегося

 Учебник:

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 5 класс.  Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение

 Демонстрационный материал: картинка «Лось в лесу»

Оборудование: индивидуальный раздаточный материал: карточки с текстом изложения, карточки с вопросами и «словами – подсказками», набор – текст изложения-конструктор.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1 мин.

Приветствие. Настрой на работу

Готовят рабочее место к уроку

2. Актуализация опорных знаний

4 мин.

Сегодня мы будем готовиться к изложению по вопросам и попробуем написать его. А для начала вспомним, что такое изложение по вопросам и последовательность работы над ним.

- Что такое изложение по вопросам? (Передача текста, который мы запомнили, по вопросам).

- С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь).

- Рассказ, который вы сегодня услышите, будет про лося.

Давайте вспомним, кто это. (Раздаёт картинки с изображением лося, рассматривают, обсуждают).

Выполняют задания по инструкции учителя

2. Изучение нового теоретического материала через практическую деятельность.

Работа с текстом

Совместное открытие знания

10  мин.

Первичное чтение текста

- Прослушайте текст, определите его основную мысль. Подумайте, как лучше озаглавить текст.

Чтение текста.

Лось — большой лесной зверь. Он ест траву и ветки. Зимой трава засыпана снегом.  Лесники подвозят им ветки и соль.

 Беседа по содержанию текста

- О ком говорится в тексте?

- Где происходит действие?

- Какова основная мысль?

- Как лучше озаглавить текст?

- Сколько предложений в тексте?

Составление вопросов к тексту

- Давайте к каждому предложению составим вопрос! (Учитель записывает вопросы на доске)

  1. Кто такой лось?
  2. Чем питается лось?
  3. Почему лосю трудно зимой?
  4. Как люди помогают животным?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

3. Закрепление полученного знания на практике с применением индивидуального набора слов изложения

4 мин.

Работа со словами.

Прослушайте ещё раз текст.

Возьмите ваши карточки.

Составьте текст из четырёх предложений, отвечая    на вопросы, написанные на доске.

 

 Выполняют задания по инструкции учителя.

Составляют текст, опираясь на вопросы.

5. Динамическая пауза

3 мин.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен. 

(Руки подняты вверх, движения по тексту.)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Слушают, выполняют движения.

Самостоятельная работа

10 мин.

Работа на листах для изложений.

Посмотрите на лист перед собой. У вас написано название текста, четыре вопроса к тексту. После каждого вопроса в скобочках – написан ответ на вопрос, но слова перепутаны местами. Вам надо переписать название текста и составить изложение из четырёх предложений, собрав каждое из написанных слов.

Выполняют задания на листах.

Самостоятельная работа с заданием.

Переписывают название текста.

Составляют предложения.

Отвечают на наводящие вопросы учителя.

Рефлексия.

2 мин.

 Итоги урока.

1 мин.

Что мы сегодня с вами писали?

Что помогло нам написать изложение?

О ком был текст?

Понравилось ли вам занятие?

Что было сложным?

Что было полезным?

Словесное оценивание работы учеников.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к изложению

План-конспект урока-подготовки к написанию подробного изложения в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой....

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Подготовка к изложению

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. А.С.Пушкин...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе. "Подготовка к изложению с творческим заданием"

Презентация помогает провести на уроке "виртуальную" экскурсию в известную на весь мир Третьяковку и подготовить учеников к написанию творческой работы....

Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту И.Медведевой «Поговорим о бабушках».

Данный урок можно провести в 6-8 классах в III-IVчетвертях, когда особенности всех стилей и типов речи рассмотрены, так как анализируемый текст включает фрагменты разных типовых значений. Предус...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Развитие речи. Подробное изложение по вопросам текста "Петя помог".

   Сценарий урока является частью системы обучения связной письменной речи в начальной школе, которая направлена на осознание учащимися  специфических свойств письменной речи и о...