Подготовка к изложению
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

План-конспект урока-подготовки к написанию подробного изложения в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pingvinenok.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к написанию подробного изложения.

Цели: дать обучающимся понятие «подробное изложение»;

           воспитывать уважительное отношение к животным;

           совершенствовать умения находить и раскрывать тему и основную мысль

           повествовательного текста.

Оборудование: презентация

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение цели, постановка задачи урока. СЛАЙД №2.

Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит письменно пересказать текст, то есть написать изложение. Текст необходимо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть тему и его основную мысль.

  1. Изучение нового.
  1. Вступительная беседа.

- Как вы понимаете, подробно передать содержание текста?

- Полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста, при этом использовать слова и выражения автора.

- Мы будем писать изложение про пингвиненка. Вы, ребята, что-либо знаете об этих животных?

- Как они внешне выглядят?

- Где они обитают?

- Молодцы! Пингвины, видимо, вам интересны. Вы многое знаете о них.

  1. Презентация о пингвинах, сопровождаемая рассказом учителя.

До недавнего времени пингвины представляли собой большую загадку для исследователей. Никто не мог сказать, какая группа из семейства птиц ближе всего к пингвинам. Это происходило из-за крыльев, превращенных в ласты, а также особой формы перьев, одинакового размера и похожих на чешую. Но последние исследования показали, что пингвины — обыкновенная разновидность морских птиц, близкие родственники гагар, альбатросов, буревестников и фрегатов. Первые пингвины появились 70 миллионов лет назад, в конце эры динозавров. Старейший экземпляр пингвина был найден в окаменелостях возрастом 40 миллионов лет. Современные пингвины появились в таком виде порядка двух миллионов лет назад .

Все пингвины живут и обитают в южном полушарии.

СЛАЙД №4-5  Самый большой пингвин в мире — императорский пингвин, который весит 30 кг и имеет рост около 120 см. Они водятся на побережье Антарктики, но иногда достигают Новой Зеландии, Южной Америки и Фолкленда.  СЛАЙД №6 Самый мелкий пингвин — малый голубой пингвин. Эти крохи ростом в 35 см и весом не более полутора килограмм водятся в дюнах южной Австралии, поблизости от побережья, а также в Тасмании и Новой Зеландии. Это из ныне живущих пингвинов. Если же погрузиться в прошлое, то самые большие найденные ископаемые пингвины были ростом до 170 см и имели клюв 18-сантиметровой длины.

Пингвины исключительно приспособлены к холодному климату.

От всех прочих птиц пингвинов отличает особое строение тела. СЛАЙД № 7 Форма тела этих птиц обтекаемая, это идеально подходит для передвижения в воде. Передние конечности пингвинов – ласты. Под водой они ими работают как винтами. Крылья пингвинов – основной двигатель в воде, то на суше функцию руля выполняют перепончатые лапы. Под водой пингвины могут развивать скорость от 5-10 км/ч до 36 км/ч. Они ныряют на глубину до 200 метров, под водой могут оставаться до 20 минут. СЛАЙД № 8

Большинство пингвинов имеют одинаковую окраску: сверху – черные, белые снизу. Такая окраска маскировочная для многих морских животных.

- Какие морские животные имеют такую же окраску? (Дельфины).

Пингвины обитают лишь в Южном полушарии, гнездятся они большими колониями – СЛАЙД № 9.

  1. Подготовка к написанию изложения.
  1. Слово об авторе – сообщение ученика – СЛАЙД№ 10.
  2. Чтение текста учителем.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

 Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.

- как бы вы озаглавили текст? Почему?

  1. Анализ текста

- о чем говорится в тексте? То есть какова тема текста? (О пингвиненке).

- как вы думаете, что хотел выразить автор: словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства или еще что-то?

- какой из предложенных вами заголовков лучше. Точнее отражает основную мысль текста? Докажите.

- от какого лица ведется повествование? Как оно начинается? (Однажды я …)

- опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове, маленький хвостик) СЛАЙД № 12.

- как вы понимаете выражение «голый пингвиненок»?

- какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действия пингвиненка? Какие глаголы? СЛАЙД№ 13.

- как вы понимаете слово «вскарабкаться»? (Подняться, цепляясь руками и ногами).СЛАЙД 14.

- в каком времени употреблены все глаголы? (Прошедшем).

- как автор связывает предложения в тексте? (Он, ему – использует местоимения).

- подберите синонимы к слову «пингвиненок». (Малыш, птенец). Слайд 15

- образуйте форму множественного числа от слова «птенец».

- как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный. Он первый искупался..).

- послушайте пересказ: Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился  на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался  на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

- подробное это изложение?

- почему нет? (Пересказывается только та часть, где рассказывается о том, как искупался пингвиненок).

  1. Работа над планом. СЛАЙДЫ 16-21.
  1. Маленький пингвиненок.
  2. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
  3. Наконец малыш решился и бросился в море.
  4. «Это был самый отважный пингвиненок».
  1. Орфографическая работа.

Маленького, выросли, коротенький, подошел, на  голове, купаются, птенцы, нагретых солнцем, вскарабкался, броситься, удивленно, искупался в холодном зеленом море.

  1. Повторное чтение текста.
  2. Написание изложения.
  3. Самоконтроль.

http://mc.yandex.ru/watch/1063863


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Подготовка к изложению

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. А.С.Пушкин...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе. "Подготовка к изложению с творческим заданием"

Презентация помогает провести на уроке "виртуальную" экскурсию в известную на весь мир Третьяковку и подготовить учеников к написанию творческой работы....

Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту И.Медведевой «Поговорим о бабушках».

Данный урок можно провести в 6-8 классах в III-IVчетвертях, когда особенности всех стилей и типов речи рассмотрены, так как анализируемый текст включает фрагменты разных типовых значений. Предус...

Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...