Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Подготовка к изложению
план-конспект урока (литература, 8 класс) на тему
Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.
А.С.Пушкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buran_v_stepi.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка». Подготовка к изложению
В своих прозаических произведениях Пушкин полностью следует этим требованиям. Если попытаться дать характеристику манеры повествования в «Капитанской дочке», то надо сказать: ясность, простота, лаконизм – это самые существенные черты стиля исторического романа Пушкина. и при этой установки на простоту и ясность повествование остается высоко поэтическим; скупыми средствами писатель умеет создать запоминающиеся образы людей, зрительно ощутимые картины природы, живые эпизоды действительности.
В языке повествования лаконизм и простота проявляются в обычной, нормальной конструкции фразы. Существительные-подлежащие и глаголы-сказуемые сопровождаются минимальным числом совершенно необходимых второстепенных членов предложения, встречаются сложные предложения, но они никогда не превращаются в распространенный период.
Краток и пейзаж. При этом он всегда включен в повествование, является элементом сюжета, развития действия.
Выразительное чтение отрывка.
Обучающая беседа с элементами анализа:
Какое впечатление производит на нас картина степи в начале отрывка, какой мы ее представляем?
Огромная безмолвная равнина, кое-где холмы и овраги, все покрыто снегом; вечер, одинокая повозка.
Картина производит унылое, грустное впечатление («простирались печальные равнины»), потому что не видно людей, ничего живого, только белый снег кругом.
Почему путников застал буран в степи? Что советовал ямщик?
Ямщик – местный человек, хорошо знает приметы приближающейся снежной бури, знает, как опасно остаться во время бурана в открытой степи. Он обращается к Гриневу почтительно, снимает перед ним шапку, спрашивает о его приказаниях, потому что Гринев – дворянин, барин.
Почему Гринев не согласился с ямщиком и Савельичем, приказал ехать дальше, хотя и слышал о несчастьях при буранах?
Гринев слишком молод, неопытен, привык считаться только с собой, поступает легкомысленно («ветер показался… несилен»).
В какой последовательности описывает Пушкин то, что происходит в природе при буране?
Последовательность временная. Сначала говорится о том, что происходит при его начале, и затем о том, что видели путники, когда буря была в разгаре. Рассказано про небо, ветер, снег в разные моменты: перед бурей, в начале ее и когда она разыгралась.
Проследим, как изменяются облако, небо, ветер, снег. Свои наблюдения отразим в плане.
- «Кругом простирались печальные пустыни».
- Перед бураном: а) белое облако,
б) ясное небо,
в) небольшой ветер.
- Буран начинается: а) ветер стал сильнее,
б) белая туча облегла небо,
в) пошел мелкий снег, потом повалил хлопьями.
- Буран разыгрался: а) ветер завыл,
б) метель, снежное море,
в) «все было мрак и вихрь».
Почему мы можем так ярко и детально представить картину бури?
Пушкин описал все, что происходит в природе от самого начала бури до ее конца. Он показал, что все в природе в движении. В изменении: от ясного неба до мрака, от тишины до свирепого ветра, от мелкого легкого снега до снежного моря.
Использование слов какой части речи позволяет передать все эти изменения?
Находим в тексте и выписываем глаголы, передающие состояние и изменения ветра, снега, тучи, неба.
Туча – облачко обратилось в белую тучу, поднималась, росла, облегла все небо.
Небо – ясное небо, темное небо, смешалось со снежным морем.
Снег – пошел, повалил, засыпал, валил.
Ветер – слегка подымается, сметает порошу, становился сильнее, завыл, выл с свирепой выразительностью.
Благодаря тщательному подбору слов, их выразительности Пушкин заставляет нас видеть эти постепенные изменения в природе, присутствовать вместе с путниками при наступлении бури, испытывать вместе с ними страх перед ее последствиями.
Обратим внимание на речь героев, особенно на речь ямщика. Можем ли мы догадаться, что это говорит крестьянин?
В речи ямщика использовано много простонародных слов и оборотов: вишь, как он сметает порошу, невесть и так куда заехали и др.
Какова композиционная функция эпизода? Как он связан с последующими событиями?
Буран становится причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения и в целом судьбу одного из них – Гринева.
Написание изложения «Буран в степи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ эпизода "Буран в степи" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Образец анализа эпизода литературного произведения. Знание и умение находить основные литературоведческие понятия....
Анализ эпизода из повести Л.Н. Толстого "Детство"
Вопросы для анализа эпизода...
Анализ эпизода из повести Л.Н.Толстого "Детство": "Наказание Николеньки Натальей Савишной".
Различение психологических категорий: мораль и нравственность....
УРОК СЛОВЕСНОСТИ «АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ ПОВЕСТИ И.ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»
Разработка представляет собой систему уроков по данной тематике. В неё включены разнообразные формы работы на уроке: индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая. Используются различные ме...
Презентация "Анализ эпизода "Пожар" по повести А.М.Горького "Детство" "
Презентация "Анализ эпизода "Пожар" по повести А.М.Горького "Детство" " может быть использована на уроке литературы в 7 классе по соответсвующей теме....
Обучение анализу эпизода (по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель").
Работа представляет собой примерный образец написания анализа эпизода....
А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести
Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; ос...