О-Ё после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 классе по теме "О-Ё после шипящих в окончаниях имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
5-й класс
"Правописание "о-е" в окончаниях
имен существительных после шипящих и "ц"".
Урок-объяснение нового материала
Цель:
- создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц, научиться правильному написанию данной орфограммы, отработать правило на практике, научиться видеть ошибку в написании о-ё в окончании существительных после шипящих и ц и исправлять ее;
- развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;
- воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы (если останется время).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настроились на серьезную работу, приготовились. Открыли тетради, записали число, классная работа.
2. Повторение пройденного.
- Я предлагаю вам разгадать загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.
1. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)
2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)
3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
- Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)
- Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)
- Какие ещё слова-исключения Вам известны?
3. Актуализация знаний. Целеполагание.
1) (на слайде) болеть душ...й, болеть сердц...м.
- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.
Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)
- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ.,
оконч.)
- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)
- А какая это может быть гласная? (о или е)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в
окончаниях имен существительных после шипящих и ц)
Запишите тему урока.
- Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте
сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд.
Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:
1) Познакомиться с ...
2) Научиться .....
- Ребята, прежде чем перейти к новому правилу, прочитайте пословицу:
Не спеши языком, торопись делом.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Назовите имена существительные в пословице? Языком, делом. Укажите
падеж этих существительных? (ТВ.п) На какой вопрос отвечает ТВ.падеж?
(кем?чем?)
2) Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде:
Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем,
юношей. Запишите эти слова
- Все ли слова понятны?
- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? (в окончании)
- После каких согласных? (шипящих)
- Назовите шипящие согласные? (ж, ш, ч, щ и ц)
- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?
- Выделите окончание, поставьте ударение.
- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?
- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен
существительных?
- Сформулируйте правило.
- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)
- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило.
Обратите внимание, как выделяется орфограмма.
- Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву.
Объясните.
4. Закрепление материала.
1) Объяснительный диктант (у доски)
Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом,
пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.
2) Выборочный диктант с взаимопроверкой (выписать слова с о – е в окончаниях
существительных в два столбика:
- Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка
свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча.
5. Ласточку называют вестницей весны.
- Проверим:
1 столбик -о, второй – е.
Справились, а теперь внимание на слайд. Поменялись тетрадями.
Взаимопроверка. Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга
(слайд). Вернули тетради, посмотрели на свои ошибки. Поднимите руку у кого
нет ошибок? Молодцы!
3) Подберите синонимы - слова на изучаемую
орфограмму, поставив в творительный падеж. (устно)
Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом),
луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта
(стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна
(невежей).
4) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите
предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.
(на слайде)
Мой друг доволен своей удачий.
Я открыл дверь ключём.
Народ называет землю кормилицой. Между
гаражём и кузницей была мастерская
6. Итог урока.
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова
воспользуемся методикой незаконченного предложения.
- Сегодня на уроке мы познакомились....
- Мне удалось на уроке ....
- Я думаю, что с домашним заданием....
Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все. Осталось закрепить полученные знания дома!
7. Домашнее задание: Выучить правило, упр.
Самостоятельная работа. Списать, вставить о или е. (Если останется время)
1. храбрец..м | 8. встреч..й |
2. ключ..м | 9. чертеж..м |
3. каланч..й | |
4. удач..й | 10. неудач..й |
5. зайц..в | 11. мудрец..в |
6. сторож..м | 12. пейзаж..м |
7. ш...пот | 13. ш...колад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок в технологии «Дидактический цикл»...
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок в технологии "Дидактический цикл"...
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»
Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...