Согласные звуки 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Педагогическое отделение
Кафедра литературы и методики её преподавания
МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя
Технологическая карта урока
Тема: «Фонетика. Согласные звуки».
Разработала:
студентка 5 курса
педагогического отделения
Колосова Полина Олеговна
Проверили:
учитель русского языка и литературы
Добарина Ирина Викторовна
Групповой руководитель:
Санькова Алёна Александровна
Оценка за урок « »
(подпись учителя)
(подпись гр.рук.)
г. Ставрополь, 2018 г.
Дата проведения: 27.11.2018 г.
Класс: 5 «В», МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя.
УМК: Русский язык, 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений, в 2 ч. Ч.1. / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова ]. – М, Просвещение, 2012.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал.
Цели урока:
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- способствовать познавательной активности, прививать языковую культуру, бережное отношение к родному языку;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
- формировать положительную мотивацию обучения;
- способствовать нравственному воспитанию обучающихся через слово;
- способствовать воспитанию культуры устной и письменной речи
Обучающие:
- показать, как образуются согласные звуки, смыслоразличительную роль согласных звуков, роль скороговорок;
- способствовать формированию понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный; способы образования согласных звуков; парные и непарные твердые и мягкие согласные;
- создать условия для формирования умения отличать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные.
Развивающие:
- обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;
- обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся;
- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное для данной темы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- понимать, как образуются согласные звуки;
- различать согласные по твердости/мягкости, глухости/звонкости;
- различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные.
Метапредметные:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности;
- способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
- умение поставить цель и организовать её достижение;
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
- рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.
Личностные:
- осознание потребности в развитии и саморазвитии;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- осознание ответственности за результаты своей учебы;
- осознание русского языка, как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока:
- Организационный момент;
- Актуализация и пробное учебное действие;
- Выявление места и причины затруднения;
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения;
- Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта;
- Физминутка;
- Закрепление полученных знаний с комментированием во внешней речи;
- Домашнее задание.
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент. Цель: подготовить обучающихся к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада, вас видеть! Готовы к року? Открываем тетради и записываем число, «Классная работа». | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) |
II. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: заинтересовать к работе на уроке. | - Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте ее внимательно (слайд 1). Сказка «Кому живется лучше?» Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились. - Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто? - А я гласный. Как ты поживаешь? Согласный отвечает: - Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты? Гласный восклицает: - Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне! Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать: «А-а-а!» С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное? Согласный с унынием в голосе отвечает: - Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты? Гласный восторженно: - Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные люди выводят иногда только на одном гласном. Я и песня нерасторжимы. Согласный: - Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен! - Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим на этот вопрос, а в конце урока вернемся к нему и узнаем ответ. | Отвечают на вопросы. - Да! Согласный прав, потому что.../- Нет! Согласный не прав, потому что... Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Обдумывают ответ на вопрос и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задаютвопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: сформулировать тему, определить цель урока. 1. Мотивация к формулированию темы и цели урока. | Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. | Формулируют тему урока «Согласные звуки».Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | - Как вы думаете, какие звуки – гласные или согласные – преобладают в русском языке? - Вспомните, какие есть гласные звуки? - Как образуются гласные звуки? - Что вы знаете о согласных звуках? - Произнесите сначала гласные, а потом согласные звуки (а-о, б-п, у-э, д-т, и-ы). - При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык? (Дополняю или корректирую ответы при необходимости). | Обдумывают ответы на вопросы. - Согласных звуков больше. - [а, о, у, э, ы, и]. Гласные звуки состоят только из голоса. - При произношении согласных воздух встречает препятствия. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала. 1. Работа по теме урока. 2. Стадия осмысления. | Чтение теоретических сведений (с.124, 127) Задания: Прочитайте и выполните транскрипцию. Гора-кора; голос-колос; коза-коса. Какие звуки у них одинаковые и какие разные? Какие звуки произносятся звонко, какие-глухо, с шумом? Какие парные согласные вы знаете? Это хорошо, что вы их помните, т.к. это вам сейчас поможет. Нам пришла шифровка, но так как это секретное письмо, то понять ничего невозможно. Я прошу вашей помощи. Расшифруйте её самостоятельно. Шифровка Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить. Бока. Сахар. Поменяйтесь тетрадями и проверьте вашего соседа. 0-1 ошибка -5; 1-2 -4; 3-4 -3; более -неуд. - Итак, на какие же 2 группы делятся согласные? (звонкие/глухие) - Что участвует в образовании звонких согласных? А глухих? - А еще на какие две группы можно поделить согласные? (мягкие/твердые) Давайте немного потренируем нашу дикцию. Для этого откройте стр. 125 упр. 270. Читаем по цепочке. | Формулирую собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. - Одинаковый звук [а]. - [г] - звонко, [к]- глухо. -(б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, з-с). Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Дом № шесть под горой. Зелёная дверь налево. Там будет много гостей. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить. Пока. Захар. - Звонкие и глухие, Звонкие образовываются при помощи звука и шума, а глухие только при помощи шума. -Мягкие и твердые. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
VI. Физминутка. | Устали? Давайте отдохнем! Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики. Д, О, Б, Р, У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы. | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. |
VI. Закрепление полученных знаний с комментированием во внешней речи. | Комментарий Напомню о необходимости учитывать, что при фонетическом разборе нас интересуют только звуки. Надо на время забыть, что мы грамотные и знаем, как правильно пишутся слова. Мы записываем то, что слышим. Разберем слово «Звуков». Из предложения «В этом слове десять звуков». Занимательная лингвистика.
Если записать только гласные буквы, мы сможем догадаться какое это слово? А если оставим только согласные? Так прав ли был согласный звук из сказки, что он никому не нужен? Согласные дают большую информацию о слове. Вывод: Основную смыслоразличительную нагрузку в слове несут согласные звуки. | Выполняют фонетический разбор слова. Звуков-2слога З-[з]-согласный, звонкий, твердый. В-[в]-согласный, звонкий, твердый. У-[у]-гласный, ударный. К-[к]-согласный, глухой, твердый. О-[а]-гласный, безударный. В-[ф]-согласный, глухой, твердый. 6 букв, 6 звуков. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. |
VIII. Домашнее задание. | Упр. 280, стр. 128. | Записывают домашнее задание. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ (БЕЗУДАРНЫЙ ЗВУК О, ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НА КОНЦЕ СЛОВ)
Данная презентация может использоваться на индивидуальных занятиях по формированию произношения, для изучения правил орфоэпии: безударное о, звонкие согласные звуки на конце слов....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...
Тема: Автоматизация звука «Л» в сочетании с согласными звуками. Анализ и синтез слов типа слон.
Конспект логопедического занятия....
Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные звуки I ...
Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. урок русского языка в 5 классе
Урок по учебнику Л.М.Рыбченковой, параграф 5. второй урок из трёх по данной теме....