Согласные звуки 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Колосова Полина Олеговна

Технологичкая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_v_fonetika_soglasnye_zvuki.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Педагогическое отделение 
Кафедра литературы и методики её преподавания 

МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя 

Технологическая карта урока
Тема: «Фонетика. Согласные звуки».

                                                                                                                                                                               Разработала:
                                                                                                                                                                              студентка 5 курса
                                                                                                                                                                              педагогического отделения
                                                                                                                                                                              Колосова Полина Олеговна
                                                                                                                                                                               Проверили:
                                                                                                                                                                               учитель русского языка и литературы
                                                                                                                                                                              Добарина Ирина Викторовна
                                                                                                                                                                              Групповой руководитель:
                                                                                                                                                                              Санькова Алёна Александровна
                                                                                                                                                                              Оценка за урок «
                                   »                         

                                    (подпись учителя)
                                     (подпись гр.рук.)                    

г. Ставрополь, 2018 г.

Дата проведения: 27.11.2018 г.

Класс: 5 «В», МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя.

УМК: Русский язык, 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений, в 2 ч. Ч.1. / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова ]. – М, Просвещение, 2012.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал.

Цели урока:

 Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • способствовать познавательной активности, прививать языковую культуру, бережное отношение  к родному языку;
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
  • формировать положительную мотивацию обучения;
  • способствовать нравственному воспитанию обучающихся через слово;
  • способствовать воспитанию культуры устной и письменной речи

Обучающие:

  • показать, как образуются согласные звуки, смыслоразличительную роль согласных звуков, роль скороговорок;
  • способствовать формированию понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный; способы образования согласных звуков; парные и непарные твердые и мягкие согласные;
  • создать условия для формирования умения отличать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные.

Развивающие:

  • обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;
  • обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся;
  • обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное для данной темы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • понимать, как образуются согласные звуки;
  • различать согласные по твердости/мягкости, глухости/звонкости;
  • различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные.

Метапредметные:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности;
  • способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
  • умение поставить цель и организовать её достижение;
  • владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Личностные:

  • осознание потребности в развитии и саморазвитии;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • осознание ответственности за результаты своей учебы;
  • осознание русского языка, как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация и пробное учебное действие;
  3. Выявление места и причины затруднения;
  4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения;
  5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта;
  6. Физминутка;
  7. Закрепление полученных знаний с комментированием во внешней речи;
  8. Домашнее задание.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1

2

3

4

I. Организационный момент.

Цель:  подготовить обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, вас видеть! Готовы к року? Открываем тетради и записываем число, «Классная работа».

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

II. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: заинтересовать к работе на уроке.

- Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте ее внимательно (слайд 1).

    Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

- Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

- А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

- Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

- Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне! Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать: «А-а-а!» С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

- Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

- Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные люди выводят иногда только на одном гласном. Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

- Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

- Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим на этот вопрос, а в конце урока вернемся к нему и узнаем ответ.

Отвечают на вопросы.

- Да! Согласный прав, потому что.../- Нет! Согласный не прав, потому что...

Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Обдумывают ответ на вопрос и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задаютвопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: сформулировать тему, определить цель урока.

1. Мотивация к формулированию темы и цели урока.

Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?
Слайд 2
Запишите, пожалуйста, тему урока.
Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Запишите, каждый свою цель, у себя в тетрадях.
Слайд 3

Формулируют тему урока «Согласные звуки».Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, какие звуки – гласные или согласные – преобладают в русском языке?

- Вспомните, какие есть гласные звуки?

- Как образуются гласные звуки?

- Что вы знаете о согласных звуках?

- Произнесите сначала гласные, а потом согласные звуки (а-о, б-п, у-э, д-т, и-ы).

- При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух  встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык?

(Дополняю или корректирую ответы при необходимости).

Обдумывают ответы на вопросы.

- Согласных звуков больше.

- [а, о, у, э, ы, и]. Гласные звуки состоят только из голоса.

- При произношении согласных воздух встречает препятствия.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала.

1. Работа по теме урока.

2. Стадия осмысления.

Чтение теоретических сведений (с.124, 127)

Задания:

Прочитайте и выполните транскрипцию.

Гора-кора; голос-колос; коза-коса.

 Какие звуки у них одинаковые и какие разные?

Какие звуки произносятся звонко, какие-глухо, с шумом?

Какие парные согласные вы знаете?

Это хорошо, что вы их помните, т.к. это вам сейчас поможет. Нам пришла шифровка, но так как это секретное письмо, то понять ничего невозможно. Я прошу вашей помощи. Расшифруйте её самостоятельно.

                       Шифровка

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

Бока. Сахар.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте вашего соседа. 0-1 ошибка -5; 1-2 -4; 3-4 -3; более -неуд.

- Итак, на какие же 2 группы делятся согласные? (звонкие/глухие)

- Что участвует в образовании звонких согласных? А глухих?

- А еще на какие две группы можно поделить согласные? (мягкие/твердые)

Давайте немного потренируем нашу дикцию. Для этого откройте стр. 125 упр. 270. Читаем по цепочке.

Формулирую собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

- Одинаковый звук [а].

- [г] - звонко, [к]- глухо.

-(б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, з-с).

Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Дом № шесть под горой. Зелёная дверь налево. Там будет много гостей. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.

Пока. Захар.

- Звонкие и глухие, Звонкие образовываются при помощи звука и шума, а глухие только при помощи шума.

-Мягкие и твердые.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

VI. Физминутка.

Устали? Давайте отдохнем! Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики.

Д, О, Б, Р, У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

VI. Закрепление полученных знаний с комментированием во внешней речи.

Комментарий

Напомню о необходимости учитывать, что при фонетическом разборе нас интересуют только звуки. Надо на время забыть, что мы грамотные и знаем, как правильно пишутся слова. Мы записываем то, что слышим.

Разберем слово «Звуков». Из предложения «В этом слове десять звуков».

Занимательная лингвистика.

  1. Определите слово по гласным звукам [а], [у]. Сколько слов у вас получится? (парус, пандус, бамбук, батут, могуч (первый гласный в двух последних словах - [а]), рагу, салют и т.д.)
  2. Попробуйте определить слово по согласным звукам [з], [д], [р], [с], [т], [в], [й]. (Это слово «здравствуй». Непроизносимая согласная «в» не учитывается.)

Если записать только гласные буквы, мы сможем догадаться какое это слово?

А если оставим только согласные? Так прав ли был согласный звук из сказки, что он никому не нужен? Согласные дают большую информацию о слове.

Вывод: Основную смыслоразличительную нагрузку в слове несут согласные звуки.

Выполняют фонетический разбор слова.

Звуков-2слога

З-[з]-согласный, звонкий, твердый.

В-[в]-согласный, звонкий, твердый.

У-[у]-гласный, ударный.

К-[к]-согласный, глухой, твердый.

О-[а]-гласный, безударный.

В-[ф]-согласный, глухой, твердый.

6 букв, 6 звуков.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

VIII. Домашнее задание.

 Упр. 280, стр. 128.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: планируют необходимые действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ (БЕЗУДАРНЫЙ ЗВУК О, ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НА КОНЦЕ СЛОВ)

Данная презентация может использоваться на индивидуальных занятиях по формированию произношения, для изучения правил орфоэпии: безударное о, звонкие согласные звуки на конце слов....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. урок русского языка в 5 классе

Урок по учебнику Л.М.Рыбченковой, параграф 5. второй урок из трёх по данной теме....