Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Базарова Оюна Баторовна

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Односоставные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_odnosostavnye_predlozheniya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 9

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Удинская  средняя общеобразовательная школа

Обобщающий урок по теме

«Односоставные предложения»

ФИО учителя Базарова Оюна Баторовна

Стаж педагогической работы 14 лет

Категория        первая

2013

Обобщающий урок по теме

«Односоставные предложения»

Цели:

Обучающая: закрепить знания о видах односоставных предложений, совершенствовать умение различать виды односоставных предложений, самостоятельно составлять предложения заданного вида.

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, памяти, мышления.

Воспитывающая: воспитывать интерес к изучению русского языка, приобщение к прекрасному.

Ход урока

1.        Организационный момент

- Сегодня обобщающий урок по изучению односоставных предложений. Ваша задача – обобщить и закрепить полученные знания по этой теме.

2.        Карточка 1.

Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.

1)        Если заводишь друга, смотри в его сердце. 2) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг.

Карточка 2.

Выпиши обобщенно-личные предложения.

  1. Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Береги эту книгу. 3) На уроке математики первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по осени считают.

Беседа по вопросам:

- какие предложения называются односоставными?

-на какие две основные группы они делятся? (С одним главным членом – сказуемым,

с одним главным членом – подлежащим)

- назовите виды предложений первой группы ( определенно-личные, неопределенно-

личные, обобщенно-личные, безличные)

- как называются предложения второй группы? (назывные)

-приведите примеры обобщенно-личных предложений

-каковы грамматические особенности каждого вида односоставных предложений.

  1. Проверка домашнего задания, упр. 235

  1. Работа с сигнальными карточками

1 – определенно-личные

  1. – неопределенно-личные

  1. – обобщенно-личные

  1. – безличные

  1. – назывные

  1. Уж сильно завечерело. -4

  1. Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря. 2

  1. Передняя. Ломберный столик. – 5

  1. Очень уж шумят у нас в классах.-2

  1. Напишешь – не сотрешь, выпустишь – не поймаешь.-3

  1. Начинаю понемножку оправляться от безденежья. – 1

  1. Снявши голову, по волосам не плачут. – 3

  1. Хотя все-таки денег нет. – 4

  1. Ни тени, ни ветерка!.. Открытое беспощадному солнцу шоссе.

  1. Переделайте двусоставные предложения в односоставные, определите вид.

А) В институте научные сотрудники проведут ряд экспериментов.

Б) Осенний лес пуст и гол.

В) Я иду в школу.

Г) Я не могу заснуть

( А) В институте проведут ряд экспериментов. Неопределенно-личное;

Б) В осеннем лесу пусто и голо. Безличное;

В) Иду в школу.  Определенно-личное;

Г) Мне не спится. Безличное.)

6. Анализ текста: стихотворение Б.Л.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»

  1. Чтение стихотворения наизусть.

  1. Сообщение ученика о стихотворении. ( Это стихотворение было опубликовано в 1913

году, когда Пастернак, блестяще окончивший университет, принял участие в издании альманаха небольшой группы «Лирика». Среди пяти стихотворений молодого поэта,

напечатанных в этом выпуске, было и это стихотворение «Февраль… Достать чернил и плакать!» Борис Леонидович неизменно открывал им свои сборники).

Беседа по вопросам:

  • Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Первое слово – февраль. Название последнего месяца зимы напоминает о грядущей весне.)

  • Какие еще приметы весны мы видим в стихотворении? (Это строки: « Пока грохочущая

слякоть/ Весною черною горит», «….ливень / Еще шумней чернил и слез», «… тысяча грачей/ Сорвутся в лужи…» «… проталины чернеют»).

-Значит, стихотворение только о весне?

  • С каким глаголом обычно употребляется наречие навзрыд?

  • Глагол плакать есть и у Пастернака. Но в данном случае навзрыд употребляется с каким глаголом?

-Чего достигает этим поэт?

3. Поэт любил это стихотворений и придавал ему особое значение. В нем выразились особенности раннего творчества Бориса Пастернака. Он верил в единство окружающего мира и человека, в невозможность отделить человека от природы, поэзию от жизни. Поэтому поэт и возвращается к нему в каждом новом сборнике.

Для ранней лирики поэта характерен также необычный синтаксис. Какие особенности синтаксиса бросились вам в глаза?

-Найдите в тексте односоставные предложения, выпишите их и определите вид.

-Какова роль односоставных предложений в тексте? 7. Подведение итогов урока.

-Подведите самостоятельно итог нашего урока.

8. Домашнее задание: Из произведений М.Ю.Лермонтова подобрать несколько примеров односоставных предложений разных видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...