Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Барзенкова Екатерина Ивановна

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosostavnye_predlozheniya.doc19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме « Односоставные предложения.

Главный член односоставного предложения»

                                               

Цели и задачи урока:

- научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения;

-определять способ выражения главного члена односоставного предложения;

-сформировать умение различать  распространненые и нераспространнёные предложения:

-распространять  нераспространнёные односоставные предложения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, карточки с текстом, презентация

 Ход урока.

      I.Орг. момент.

II.Актуализация знаний. 

Дан текст:  Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу.. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила  ягоды свои… Стихало…

                                                                                                         С.Есенин

  • Прочитайте предложения.
  • Найдите и выпишите грамматические основы каждого предложения.

III.Проблемное изложение нового материала

  • С какой проблемой вы столкнулись?
    В каждом ли  предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого?
  •  Есть  предложения, в которых только подлежащее  или только сказуемое? Чем они выражены?
  • Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу? Какой можно сделать вывод?                                                                                              

Учащиеся формулируют определение односоставных предложений:   

          Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.

Существуют разные группы  односоставных предложений, где главный член предложения – только подлежащее  или только сказуемое.

  • Какова тема урока? Сформулируйте её.
    Записываем тему в тетрадь и на доске.

Обращаемся к учебнику.  Смотрим параграф 30, читаем теоретические сведения.

Составляем опорную схему

IV. Закрепление материала

  • Работа с учебником. Упражнение 171.  Коллективная проверка.
  • Наблюдение материала  на с.85.

Анализ  распространенных и нераспространённых  предложений.

  • Работа с текстом.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

              Федор Васильев «Оттепель»

Ра(н, нн)яя весна. П..крытые снегом поля. Мрачные, ни..ко нависшие тучи. Побуревшая от растаявшего снега грязная дорога. Лес, темнеющий на горизонте. Шумят и гнут(ть)ся от ре..кого сырого ветра деревья.

Занесё(н, нн)ая снегом избушка. Унылый пейзаж! Щемящей тоской веет от этой как бы нехотя пробуждающейся от зимнего сна природы.

Одинокие, бредущие куда (то) по ра..кисшему снегу фигурки старика и ребёнка да чёрные силуэты воронья на дороге ещ.. более усиливают грустное настроение. Однако мы чувствуем заключе(н, нн)ую в картине большую жизне(н, нн)ую правду и поэзию.

  • Сформулируйте главную мысль текста. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Подчеркните грамматическую основу предложений.  Определите   односоставные предложения.
  • Перестройте двусоставные предложения   в   односоставные.

1) С каждым днём рассвет наступает всё раньше. 2) По утрам ещё бывает мороз. 3)Но днём так и пахнет тёплый ветер. 4) В выходной день никто не хочет сидеть дома. 5) Люди тянутся в парк, за город, ближе к природе. 6) Все веселы, все радостны.

  • Произошли ли в предложениях какие-либо изменения или нет?

Учащиеся делают вывод, что односоставные предложения делают нашу речь более точной, лаконичной, яркой, образной, помогают избежать тавтологии.

  • Работа с учебником.  Упражнения 173, стр.85.

 Задание:распространите второстепенными членами односоставные предложения из упр.172.

V. Подведение итогов                                                                                                                                                  Что нового вы узнали на уроке?                                                                                                   Чему научились?

VI. Выставление и комментарий оценок.

VII. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал учебника - §30, стр.84-85; письменно выполнить упр.172.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Урок русского языка в 8б классе по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым". (обобщающий урок)

Обобщающий урок с применением сингапурской методики по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым."Цель урока: закрепить представление об односоставных предложениях с глав...

Повторение и обобщение по теме "Односоставные предложения с главным членом - сказуемым"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием элементов сингапурской методики обучения по теме:: «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым»....

Урок русского языка с элементами ФГ "Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности"

Урок русского языка с элементами Функциональной грамотности (читательская грамотность)Задания по Функциональной грамотности включены с целью подготовки к ИС (устному собеседованию) в 9 классе.При разр...

« ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

ЦЕЛИ УРОКА: 1) ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ;2) УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ОПРЕДЕЛЯТЬ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО; УМЕТЬ ПРОИЗВОДИТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕ...