Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
В схематичном сжатом виде таблица представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень важного для практической пунктуационной грамотности ребенка .. К данной таблице прилагается несколько вариантов контрольной работы по определению видов односоставного преложения.к
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_i_shema-algoritm.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа и схема-алгоритм
по теме «Виды односоставных предложений»
составлена учителем русского языка и литературы
МОБУ СОШ №19 г. Кореновска
Краснодарского края
Гузей Светланой Анатольевной
Виды односоставных предложений
С главным членом подлежащим | С главным членом сказуемым |
Назывные Ночь. Тёмная ночь. ~~~~~~~ Но: Ночь темная. (=Ночь была темная.) ***Не путать с неполными двусоставными предложениями, в которых отсутствует сказуемое, но есть состав сказуемого - дополнение или обстоятельство. У дороги - лес. Грамматическая основа Подлежащее Сказуемое Состав подлежащего Состав сказуемого _ _ _ _ _ _._._._. ~~~~~~~ дополн. обстоят Опред. . В назывном предложении не должно быть состава сказуемого – дополнений и обстоятельств. | Определённо – личные Сказуемое выражено глаголом в форме I и II лица настоящего или будущего времени изъявительного наклонения, II лица единственного или множественного числа повелительного наклонения. Можно подставить местоимения Я – МЫ, ТЫ – ВЫ Люблю грозу в начале мая… Принесите журнал. |
Неопределенно – личные. Сказуемое выражено глаголом в форме III лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени; глаголом в форме прошедшего времени, так как в прошедшем времени у глагола лицо не определяется !!! (показатель формы прошедшего времени суффикс «Л») В дверь постучали. Завтра нам принесут новый журнал. | |
Обобщенно – личные Это пословицы, поговорки, действие можно отнести к любому лицу, обобщенно, глагол в любой форме. Семь раз отмерь –один отрежь. | |
Безличные предложения а) предложения, передающие состояние человека или природы (подлежащее подставить нельзя; сказуемое выражается безличным глаголом или личным глаголом в значении безличного, например: На улице теплеет. Но тот же глагол теплеет может в другом предложении быть личным: Воздух теплеет). Мне нездоровится. Вечереет. На улице холодно. В степи пахнет мятой. б) инфинитивные предложения. Хорошо жить на свете. Молчать! в) слова – предложения ДА, НЕТ. На свете счастья нет…
|
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
1 вариант
1. На морозном воздухе было трудно дышать.
2. Мне не хотелось возвращаться.
3. На востоке синело.
4. Дело словом не заменишь.
5. Свод неба был тих и чист.
6. От листьев пахло осенью.
7. Меня об этом попросили.
8. В природе какая – то необыкновенная свежесть.
9. Прошу повторить вопрос.
10. Что – то пролетело над головой.
__________________________________________________________________________
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
2 вариант
1. Мне нельзя ошибаться.
2. С удовольствием перечитаем ваш роман.
3. Вдали раздались какие – то звуки.
4. Дорожки парка каждое утро посыпали песком.
5. Внизу красивый двухэтажный дом.
6. Клюкву собирают поздно осенью.
7. Хотелось бы мне с вами поговорить.
8. А тем временем нас увидят с самолета.
9. В жаркую погоду лошадей выгоняют на ночь в поле.
10. Век живи, век учись.
__________________________________________________________________________
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
3 вариант
1. В октябре еще жарко грело солнце.
2. Разве отдохнешь за такое короткое время.
3. Быть дождю.
4. На столе – старинные фотографии.
5. Грохотало на земле и небе.
6. Мне было холодно и неуютно в этой комнате.
7. В городе построили новый детсад.
8. Морозное утро.
9. Самолет сильно тряхнуло.
10. С нетерпением ждем ответа.
__________________________________________________________________________
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
4 вариант
1. Тихо и сонно в деревне.
2. Нет ответа на мое письмо!
3. Скалы продолжают нас изумлять.
4. Вдали лес.
5. От увядших цветов веет прощанием и покоем.
6. Темнело в это время года рано.
7. Воздух чист и прозрачен.
8. Не забуду этой встречи.
9. В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всем.
10. Встречаемся на пристани.
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
5 вариант
1. Мне удалось поговорить с ним.
2. Люблю Балтийское море.
3. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
4. Его все подробно расспрашивали о поездке.
5. Иду на помощь!
6. Снег лежит до самой кромки воды.
7. Впереди дорога.
7. В начале войны охотничьи ружья почему –то у всех отобрали.
9. В доме по вечерам никогда не зажигали огня.
10. От степи крепко пахнет горечью и пряностью чабреца.
__________________________________________________________________________
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
6 вариант
1. В Евпатории ветер пахнет солью и медом.
2. Выслушайте меня внимательно.
3. После драки кулаками не машут.
4. Тихо и пустынно на морском берегу.
5. В это время у нас обычно украшали елку.
6. У меня не было времени разговаривать сним.
7. Позади нас ночь.
8. Вокруг говорят о предстоящих заморозках.
9. Люблю утреннюю прохладу на реке.
10. В лесах было прохладно.
__________________________________________________________________________
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
7 вариант
1. Светало.
2. У самой дороги - поваленное дерево.
3. Впереди – непроходимые болота.
4. Неосторожность человека всегда подводит.
5. Пчелиный рой дымом не приманишь.
6. Бригаде поручили проложить нефтепровод.
7. Мне приписали новое лекарство.
8. Трудно было слушать это объяснение.
9. Пиши аккуратно, подчеркивай по линейке.
10. В большом доме напротив играли на рояле.
__________________________________________________________________________
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
8 вариант
1. Начинало темнеть, на небе зажглись звезды.
2. Грозовые тучи над головой.
3. Зимний вечер.
4. Вечереет.
5. Здесь очень хорошо.
6. Кашу маслом не испортишь.
7. Ребятам не хотелось возвращаться в лагерь.
8. Нам предстояло пройти еще несколько километров.
9 .Дойдя до дома, сразу поворачивайте направо.
10. Впереди на пригорке виднелась деревушка.
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
9 вариант
1. Свет в окне.
2. В избе жарко натоплено.
3. Как легко мне дышится!
4. Оставаться здесь было опасно.
5. Приготовьтесь к уроку.
6. Бездонную бочку водой не наполнишь.
7. В воздухе пахнет смолой.
8. Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.
9. Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой.
10. Пахло нагретой землей и медом.
__________________________________________________________________________
Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого в предложениях (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Определите виды односоставного предложения, запишите рядом с каждым предложением.
10 вариант
1. Мне сил не хватит выдержать до утра.
2. Кому – то не спится в прекрасном далеке.
3. Мне час от часу становилось лучше.
4. Вот внизу мельница.
5. Вон и домик виден на горе высокой.
6. После ливня нет ни грозы, ни ветерка.
7. Вся жизнь – день радости и счастья.
8. Люблю твой строгий, стройный вид.
9. Прочитайте Гоголя почувствуйте в нем сатирика
10. Еще одно страшное мгновение в бою!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по русскому языку в 8 классе. "Однородные члены предложения"
Данная контрольная работа составлена для учащихся базового уровня обученности...
Контрольная работа по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложени".
Контрольная работа по русскому языку в 8 классе проводится после изучения темы "Однородные члены предложения". Учащимся нужно сделать комплексный анализ текста....
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" состоит из двух вариантов....
Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...
Контрольная работа по русскому языку для учащихся 9 класса по теме "Сложноподчиненные предложения" (I триместр)
Контрольная работа по русскому языку для учащихся 9 класса по теме "Сложноподчиненные предложения" (I триместр)...
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...
Контрольная работа по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения"
Проверка усвоенности учащимися материала по теме "Односоставные и двусоставные предложения"...