Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Определённо-личные односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya_8_klass.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Черноморская СШ №3»
пгт. Черноморское Республика Крым
Конспект урока по русскому языку
для 8 класса
Односоставные предложения.
Группы односоставных предложений. Определённо-личные односоставные предложения
Учитель русского языка и литературы,
специалист высшей категории
Сердюк Наталья Вячеславовна
Цель: углубить знания учащихся об односоставных предложениях; дать понятие о группах односоставных предложений; уметь различать односоставные предложения и двусоставные; совершенствовать умения анализировать предложение; развивать память, наблюдательность, прививать любовь к изучению русского языка и художественному слову.
- предметные: познакомить учащихся с группами односоставных предложений;
- метапредметные: побуждать учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать выводы, выражать собственные мысли;
- личностные: воспитывать преодолевать трудности, осознавать необходимость учиться
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: «Микрофон», опрос, беседа, работа с учебником, работа в парах и группах
Оборудование: учебник, таблица, иллюстрации, карточки с текстом
План урока
- Мотивация учебной деятельности
- Актуализация опорных знаний учащихся
- Применение знаний, совершенствование умений
- Рефлексия
- Домашнее задание
- Оценивание
Ход урока
- Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Грамоте учиться – всегда пригодится. О чём эта поговорка? Велик и прекрасен русский язык. Сколько можно подобрать прекрасных слов для описание одного предмета. Но так ли прост наш язык? Сегодня мы будем говорить о предложениях. Постараемся разобраться: в чём отличие односоставных предложений от двусоставных и какие группы односоставных предложений выделяют в русском языке.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания
2. Орфоэпическая разминка. На экране даны предложения. Учащиеся должны их с выражением прочитать:
- Какой чудесный начался вечер!
- Жалюзи на окнах опущены?
- Ты включишь свет? – поинтересовался маляр.
- На столе уже стояли торты и откупоренные банки с грушевым соком.
- Кто эти джентельмены в щегольских костюмах?
- В лиловой тунике с ирисами в руках появилась танцовщица.
(Вы, ребята, правильно произнесли слова, с которыми мы работали на предыдущих уроках).
Прежде чем приступить к изучению новой темы, повторим материал по теме «Двусоставное предложение»
3. Блиц-опрос
- Закончить предложение: синтаксис – это…(раздел науки о языке, изучающий члены предложения)
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу? (подлежащее и сказуемое)
- Какое предложение называется двусоставным? (предложение, где есть и подлежащее и сказуемое)
- Какое предложение является распространённым? (предложение, в котором есть второстепенные члены предложения)
- Что называется подлежащим?
- Что называется сказуемым?
- Предлагается учащимся провести исследовательскую работу в парах. Необходимо составить предложение, предварительно выполнив ряд действий (на партах лежат карточки с заданием):
- Из предложения Зверёк неторопливо выскочил из кустов взять обстоятельство, выраженное наречием.
- Выписать глагол в начальной форме из предложения Ему хотелось ещё долго бродить по этим местам и поставить его в форму 1-го лица единственного числа.
- Добавить обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом из предложения По берегу были разбросаны самые невероятные вещи.
- Из предложения Ростов – небольшой, но красивый город выписать определения с союзом =но=.
- Из предложения Большую часть комнаты занимала огромная русская печка выписать подлежащее, заменив в нём первый звук на =р= и получившееся существительное употребить в форме родительного падежа единственного числа.
- Какое получилось предложение? (Неторопливо брожу по берегу небольшой, но красивой речки). Один ученик записывает предложение у доски, остальные работают в тетрадях. Производят синтаксический разбор предложения.
- Вставьте в предложении подлежащее. Чем отличаются эти предложения? (составом грамматической основы).
- Какое предложение называется односоставным?
- Работа с учебником стр. Учащиеся самостоятельно читают правило и делают вывод: какое предложение называется односоставным.
- На экране таблица. Группы односоставных предложений. Устная работа. Учащиеся составляют свои предложения по образцу
С главным членом предложения – подлежащим | С главным членом предложения - сказуемым | |||
назывные | определённо-личные | неопределённо-личные | обобщённо-личные | безличные |
есть только подлежащее, выраженное существительным, местоимением, прилагательным, числительным | сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа | сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица единственного или множественного числа | сказуемое выражено глаголом в форме 2-го или 3-го лица множественного числа. Предложение носит характер поговорки | при сказуемом нет и не может быть подлежащего |
Утро. Очень красивый. | Письмо напишу завтра. | В ярком салоне танцевали до утра. | Цыплят по осени считают. | Вечереет. |
3. Применение знаний, совершенствование умений
1. Работа с учебником. Правила
2. Упражнение выполняется по учебнику.
3. Работа по карточкам в группах по 4 человека: определить группы односоставных предложений:
- На пригорке сыро. (безличное)
- Отворите мне темницу. (определённо-личное)
- Люблю тебя, моя земля. (определённо-личное)
- Мы любили эту дорогу. (двусоставное)
- В дверь постучали. (неопределённо-личное)
- Тишина. (назывное)
- Пусть он закончит свой ответ. (двусоставное)
- Пролитую воду не соберёшь. (обобщённо-личное)
- Его обвинили в обмане. (неопределённо-личное)
- Сладко дремлется в кровати. (безличное)
- Чёрный орёл в небе. (назывное)
- Не пером пишут, а умом. (обобщённо-личное)
- Выписать одно односоставное предложение (по выбору учащегося), подчеркнуть грамматическую основу.
- Рефлексия
Метод «Микрофон». Закончить предложение.
- На уроке я повторил…
- Новым для меня было…
- Какие возникли трудности при изучении нового предложения…
- Домашнее задание
- упражнение по учебнику;
- составить по 2 предложения, относящиеся к разным группам односоставных предложений;
- написать мини-сочинение «Мой друг», где будут использованы односоставные предложения.
6. Оценивание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения
Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....
Тест по теме "Виды односоставных предложений. Определённо-личные предложения."
Реализация дифференцированного подхода...
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".
Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....
«Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»
laquo;Односоставные определённо-личные и обобщённо-личные предложения»...
Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.
Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....