Антонимы
проект по русскому языку (5 класс)
Цель: познакомить учащихся с понятием «антоним»
Задачи:
1) систематизировать знания об антонимах, расширить знания по теме;
2) сформулировать правила нахождения антонимов и уметь употреблять их в речи;
3) развить логическое мышление, зрительную и механическую память, грамотность, пополнить словарный запас учащихмя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Антонимы»
Цель: познакомить учащихся с понятием «антоним»
Задачи:
1) систематизировать знания об антонимах, расширить знания по теме;
2) сформулировать правила нахождения антонимов и уметь употреблять их в речи;
3) развить логическое мышление, зрительную и механическую память, грамотность, пополнить словарный запас учащихмя.
Этапы | Ход урока | УУД |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Все ли присутствуют на уроке? Запишем сегодняшнее число.Двадцатое декабря. Классная работа. | |
2. Повторение изученного материала | Ребята, предлагаю начать наш урок с небольшой головоломки, которая поможет нам сформулировать тему урока. Перед вами кроссворд. Ваша задача – вспомнить, какие термины мы изучали на прошлых уроках. Вставив термины в кроссворд, по горизонтали, в желтых клеточках, у нас получится слово. Будьте внимательны! Начинаем: 1. Все слова образуют словарный состав или _ _ _ _ _ _ _ 2. Укажите значение «звезда» в словосочетании «на экране сияют звёзды» – _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Каждое слово описывается в отдельной словарной _ _ _ _ _ _ 4. Слова, имеющие много значений, называются _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению – это _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Лексикография – наука, которая занимается составлением _ _ _ _ _ _ _ 7. Слово имеет два значения: лексическое и _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением и значением (разновидность омонимов) – это _ _ _ _ _ _ _ _ Итак, тема нашего урока «Антонимы». Запишем тему в тетради. А какие цели мы перед собой поставим? 1) познакомиться с понятием «антонимы»; 2) уметь находить антонимы в тексте и использовать их в речи; 3) развить словарный запас. | Регулятивные (определение цели, темы, последовательность действия) |
3. Объяснение нового материала | Прочитайте стихотворение Д.Чиарди «Наоборот», сформулируйте к нему задание. (нужно выразительно прочитать стихотворение и вставить слова, которые рифмуются.) Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие слова вы вставили? Какое значение они имеют по сравнению со словами, с которыми они рифмуются? (Противоположное). Переходим к следующему заданию. Сейчас мы с вами создадим кластер. Слышали такое слово? Слово «кластер» пришло к нам из английского языка, в переводе означает кисть винограда. Мы возьмем карандашики и нарисуем по середине «антонимы». Теперь смотрим на задание. Устно определите слова, которые изображены на картинках. Особое внимание обратите, к какой части речи относятся эти слова. Так что же такое антонимы? Давайте вместе ответим на этот вопрос. Немного поиграем в игру «Найдите пару». Смотрите сколько значений имеют слова-антонимы. Вы должны написать пару (комментированное чтение). Хочу вам открыть еще одну тайну. У разных значений многозначного слова могут быть разные значения. Исследуем. Подберите антонимы к многозначным словам. Составьте предложение с этими антонимами. К доске выходит один ученик. | Личностные (соотнесение конспекта в правиле с опорным конспектом, алгоритм); Познавательные (умение анализировать,делать выводы) |
4. Развитие учебно-языковых и речевых умений | Ученики формулируют правило вслух. Затем открывают учебник на странице 262-264. Если то, о чем мы с вами не говорили? Ученики читают. А теперь давайте напишем алгоритм, чтобы не путать антонимы с омонимами и синонимами. | Коммуникативные (правильно,точно и последовательно обосновать свою точку зрения) |
5. Закрепление | Я вам расскажу секрет. Антонимы встречаются в пословицах и поговорках. Сейчас вы в этом убедитесь! Ваша задача дописать подходящие по смыслу антонимы. Как вы понимаете эти пословицы? Один человек выходит к доске. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Доброе слово дом построит, а злое разрушит. Ученье – свет, а неученье – тьма. Теперь откроем страницу 264, № 377. Подумайте для чего авторы используют антонимы (используют для выразительности речи). Чтение по ролям. Составьте текст из 2-3 предложения, используя антонимы. Тема «Зима» («Зимний лес») Темнеет - светает Холодно-тепло Белый-черный Веселый-грустный День-ночь | Личностные (соотнесение конспекта в правиле с опорным конспектом, алгоритм); Познавательные (умение анализировать, делать выводы); Коммуникативные (правильно, точно и последовательно обосновать свою точку зрения) |
6. Рефлексия | Найдите и исправьте ошибки. 1) нижний – верхний 2) огромный – большой 3) утро – вечерком 1) Достигли цели? На что вы должны обратить внимание? 2) Выставление оценок. 3) Домашнее задание: параграф 61, № 375 Дополнительное задание: Сочинить небольшую сказку, используя в ней антонимы. | Познавательные (умение делать выводы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...
Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"
Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....
Урок по теме Антонимы 5 класс
Урок по теме "Антонимы" 5 класс...
Антонимы
Презентация урока очень красочная...
Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Лексика. Синонимы. Антонимы."...
Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся 3 класса (СКОУ VII вида)....
Антонимы. Словарь Антонимов
Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...