Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы" | 459.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: знакомство с антонимами, употребление их в речи.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с антонимами;
- учить использовать антонимы в речи;
- повторить синонимы;
коррекционные:
- развивать творческую инициативу;
- формировать и развивать положительную мотивацию учебной деятельности;
- развивать мышление, воображение, речь;
- активизировать познавательную деятельность;
воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- формировать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность;
- поощрять настойчивость в учебе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, опорные схемы, карточки, словари.
Ход урока
- Организационный момент
- – Ребята, посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку, припомните что-то приятное, что произошло с вами когда-то. На душе становится тепло. На лице появляется улыбка. Теперь с улыбкой мы возвращаемся в класс. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями. Вы улыбнетесь мне, а я – вам. (Слайд 1)
- Запись числа в тетради. Объяснение орфограмм. (Слайд 2)
- Опрос
- Работа по индивидуальной карточке ( слайд 3):
- - В стране родного языка
Не все известно нам пока.
Работать мы сейчас начнем
И сами до всего дойдем.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно.
- Для чего нужны слова?
- С помощью слов мы общаемся.
-Как называется словарный состав языка?
- Словарный состав языка называется лексика.
- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?
- На прошлом уроке мы изучали синонимы.
- Какие слова называются синонимами?
- Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.
- Проверка домашнего задания.
- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.
- Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.
- Приведите примеры синонимов, которые являются именами прилагательными.
- Красный – алый, волшебный – чудесный.
- Приведите примеры синонимов, которые являются глаголами.
- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться, грустить – печалиться.
- Для чего нужны синонимы?
- Синонимы делают нашу речь яркой, выразительной, помогают избежать повторы.
- Проверка карточки у доски.
Ученик читает текст, объясняет орфограммы.
Учащиеся проверяют разбор слова по составу.
- Есть ли в этом тексте синонимы?
- Работа, труд
- Давайте еще подберем синонимы к слову «работа»
- Труд, дело, занятие
- Какие пословицы о труде вы знаете?
- Дело мастера боится.
- Терпение и труд все перетрут.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Кто не работает, тот не ест.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Кто труда не боится, того и лень сторонится.
- Объяснение нового материала и закрепление
- – Посмотрите на доску. (Слайд 4)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Найдите в пословице слова с противоположным значением.
- Какой частью речи являются эти слова?
- Чем они различаются?
Формулировка правила учителем. (Слайд 5)
Запись темы урока в тетрадь ( слайд 6)
- Беседа об антонимах (слайд 7)
- - Прочитайте стихотворение. Назовите антонимы. (Слайд 8)
- Задание: подберите антонимы к словам.
А) Слон большой, а мышь … . (Слайд 9)
Б) Молоко жидкое, а сметана … . (Слайд 10)
В) Лев смелый, а заяц … . (Слайд 11)
Г) Торт сладкий, а перец … . (Слайд 12)
- Самостоятельная работа по карточкам на месте.
- Орлы летают высоко, а воробьи - … .
- Катя смотрит телевизор часто, а Оля … .
- Наде нести рюкзак тяжела, а Мише … .
Проверка карточек.
Работа с орфограммами ( низко, редко, легко)
- Какой частью речи являются антонимы? (Наречие)
- Работа по карточке у доски. (Слайд 13)
Отдыхать – работать; плакать – смеяться; толстеть – худеть.
- Самостоятельная работа на месте:
Злой враг - … …. ( добрый друг)
Холодная ночь - … … (теплый день)
Плохой конец - … … (хорошее начало)
Проверка задания.
- Физминутка
- Как называется наша малая родина?
- Кубань (слайд 15)
- Вы гордитесь тем, что живете на Кубани?
- Да!
- Покажите, какие у нас горы? (Слайд 16)
- Высокие! (Поднимаем руки вверх)
- А Черное море? (Слайд 17)
- Глубокое! (Наклоняемся вниз)
- А пшеничные поля? (Слайд 18)
- Бескрайние! (Разводим руки в стороны)
- Налево посмотрим – сады цветущие ( Поворот влево) (Слайд 19)
- Направо – виноградники. (Поворот вправо) (Слайд 20)
- А как дышится у нас на Кубани? (Слайд 21)
- Легко, свободно.
- Представьте, что вы на лугу. Вдох – выдох, вдох – выдох.(Слайд 21)
- -Антонимы широко используются в пословицах и поговорках.
Задание: найдите и запишите в тетрадь 2 пословицы с антонимами. Антонимы подчеркните.
- Старый друг лучше новых двух.
- Тяжело в ученье, легко в бою.
- Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Каково начало, таков и конец.
- Не узнавши горя, не узнаешь и радости.
Проверка задания.
- Одновременно ученик выполняет карточку на доске. (Слайд 22)
Проверка карточки.
- – Ребята, являются ли слова
ЖАРА – ХОЛОДНЫЙ
антонимами? Почему? Подберите антоним верно.
- Игра « Чья радуга ярче?» (Слайд 23)
Задание: глядя на картинку, назовите как можно больше антонимов.
Река широкая, а ручей узкий.
Лодка большая, а лодочка маленькая.
Деревья густые, а трава редкая.
Камень большой, камушек маленький.
Деревья высокие, а травка низкая.
- Работа с картиной (слайд 24)
- Какое время года изображено?
- Какой день?
- Опишите небо.
- Как говорят о таком дне?
На доске появляется текст: (слайд 25)
Хмурый день. Небо мрачное, низкое. Грустная пора!
- В данном тексте назовите имена прилагательные.
- Вдруг на небе появилось солнышко…. Какое теперь описание получится у нас? (Дети работают самостоятельно под музыку)
Учащиеся читают описание солнечного дня. (Слайд 26)
- Какие строки припоминаются, когда смотрите на эту картину?
- Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
- – Ребята, на каких уроках мы можем встретить антонимы?
А) На уроках математики: плюс – минус, умножить- разделить, сложение – вычитание, больше – меньше;
Б) На уроках биологии: живая – неживая;
В) На уроках физкультуры: старт – финиш;
Г) на уроках литературы:
- в пословицах и поговорках;
- в загадках;
- в сказках (добро – зло, «долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли…»)
- в художественных произведениях.
- Задание: найдите антонимы в стихотворных строчках. (Слайд 29)
- - Существуют словари антонимов. (Слайд 27)
- Итоги
- С какими словами мы познакомились на уроке?
- Какие слова называются антонимами?
- Выставление оценок. (Слайд 28)
- Домашнее задание
- В библиотеке познакомиться со словарем антонимов.
- Выписать 5 пар антонимов в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе
Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. В рамках введения ФГОС в нашу школу было поставлено учебно-лабораторное оборудование. В своей деятельн...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 6 классе "Имена существительные общего рода"
Данный урок соотвествует ФГОС...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"
Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....
Разработка открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы Е-И в корнях с чередованием"(по ФГОС)
Разработка открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы Е-И в корнях с чередованием"( По ФГОС)...