Антонимы
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: « Антонимы »
Цели и задачи: 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные : Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка пут ё м вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь е ё дары
1 2
Внимание! Внимание ! « Радионяня » Веселый урок Синонимы
« Угадай слово » 1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках,конкурсах,состязаниях. 2. Красная строка,отступ вправо в начале строки. 3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях. 4. Слова,одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.
Вывод : Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (т үсіндірме сөздігінде ). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).
Кроссворд « Спрятанное слово » А Горький темнота Н Начинать затишье Т Буря ленивый О Рыхлый длинный Н Трудолюбивый плотный И Короткий кончать М Свет сладкий
Тема урока «Антонимы»
Антонимы - ( От греческого Анти – против , оним – имя). Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. – оживляют речь,делают ее выразительнее. Добрый – злой Добрый- относящийся к людям с расположением,проникнутый сочувствием к ним , готовый помочь,отзывчивый. Злой – иполненный недоброжелательства,враждебности,злобы.
Слово – дело великое. Великое потому что словом можно соединить людей , можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру , словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н.Толстой
Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…), дом (…), хорошо (…), часы (…), кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…), десятый (…), яблоко (…), ты (…). Игра «Смотри, не ошибись»
Вывод : Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.
Ранняя и поздняя осень Работа по учебнику ( стр. 53 ) Выписываем из текста слова, противоположные по значению.
Упражнение 120. Прочитайте.Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы. Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно , и радостно.
Странный – о ғаш, әдеттен тыс Побл ё кшие травы – солып қалған шөптер Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер Сверкающий иней – жалтылдаған қырау Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу Словарная работа
Найти антонимы к словам: Да - … Хороший - … Зеленый -… Дерево - … Книга - … Утро - … Весело - … Пять - … Он - …
Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам ? Быстрее - Прохладно - Грязно – Конец – Поздняя -
Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки. Я – антоним к слову « лето » В шубу снежную одета , Хоть люблю мороз сама, Потому что я … ( Зима ) Я – антоним шума,стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха,для сна Называюсь … ( Тишина)
1 2 3 богатый больше да первый здоровый горький плохой мало правда умный вперед белый хорошо веселый лучше черный война вверх дешево радость тишина Эстафета
Работа по учебнику (стр.55 упражнение 125) Чтение диалога по ролям 2. Найдите в рассказах примеры диалога и монолога
( от греческого слова диалогос – «беседа» Диалог – разговор двух или нескольких лиц. ( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ). Монолог – речь одного лица. Речь Диалогическая Монологическая
Произведения в названиях которых есть антонимы : « Война и мир » Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова.
Произведения : ВОЙНА И МИР Толстый и тонкий
Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях. Правой рукой строит,а левой разрушает. Ученье - свет,неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет
Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги , а ( жестко спать ) Мягко стелет , да ( трудно доказать ) Смотрит вдоль , а ( назад оглядывайся ) Творческий диктант
Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая - возбуждающая Музыкальные отрывки :
Игра в мяч И нам с тобой пришел черед: Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я слово высоко , А ты ответишь … Скажу я слово далеко, А ты ответишь … Скажу я слово потерял И скажешь ты … Скажу тебе я слово трус Ответишь ты … Теперь начало я скажу Ну,отвечай …
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
Задания на дом: 1) Упражнения 126 ,128. 2) Выучить наизусть одно стихотворение,посвященное осени.
Спасибо за внимание . До новых встреч !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...
Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"
Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....
Урок по теме Антонимы 5 класс
Урок по теме "Антонимы" 5 класс...
Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Лексика. Синонимы. Антонимы."...
Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся 3 класса (СКОУ VII вида)....
Антонимы. Словарь Антонимов
Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...
Презентация "Антонимы.Виды антонимов" 5 класс
Новая тема...