Конспект урока русского языка в 5 классе "Профессиональные и диалектные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе по тме "Профессиональные и диалектные слова" (УМК Разумовская М.М.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rya.docx | 223.59 КБ |
Предварительный просмотр:
29.11.21
5б класс
Что такое профессиональные и диалектные слова
Цели:
- дать понятие о профессиональных и диалектных словах;
- сформировать умение объяснять их значение;
- познакомить со словарём В.И. Даля;
- развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Учебник: «Русский язык», 5 класс, М.М. Разумовская.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Словарная работа
Изложение, располагать, выросли, растение, чёрный, жёлтый, шепот, шоколад, шоссе, шёлк, шофёр, суффикс, синтаксис, знаки препинания.
3. Актуализация знаний
- Изучению какой темы мы посвятили прошлые уроки? (Слова-омонимы).
- Какие же слова называются омонимами? (Это такие слова, разные по значению, но сходные по звучанию и написанию).
- Приведите примеры омонимов. (Кружки - кружки, лук – лук, клуб – клуб). Чем они могут отличаться?
Давайте заполним таблицу – упр. 322.
Слова-омонимы, которые различаются | ||
значением | значением и произношением | значением и написанием |
топить дровами – топить в воде хочу есть – у меня есть билет рубка леса – рубка на палубе | хрупкий мелок – этот пруд мелок спешить на работу – спешить коня резкий хлопок – белый хлопок | спиши слова – спеши домой съедобный гриб – вирусный грипп обижать друга – обежать вокруг дерева |
4. Введение в тему
Прочтем два предложения на доске и выясним, что в них интересного с точки зрения лексики?
Художник Морозов часами просиживал за мольбертом.
Вот дед кричит: «Эй, друг, не ходи туда, там няша!»
Итак, вам более понятно слово мольберт и совсем не понятно няша. В первом случае мы имеем дело с профессиональным словом, во втором – с диалектным, няша – болото.
Итак, тема урока? Цели урока? Как мы можем достичь нашей цели? Как узнать, что это за слова?
5. Объяснение нового материала
Откроем учебник на стр. 116-ой и прочтем теорию 41–го параграфа.
Что такое профессиональные слова?
6. Закрепление
Работаем с упр. 327.
Запишите этот текст, вставляя профессиональные слова.
Итак, что же такое профессионализмы? Вы должны понимать, что профессиональные слова играют важную роль в русском языке.
Физминутка (1 мин.).
Упр. 328 – устно
Назовите термины из других школьных предметов. Где мы можем их найти?
О чём нам ещё нужно сегодня поговорить?
Правильно, о диалектах. Прочитаем теорию на стр. 118.
Итак, что такое диалекты?
В предложениях, которые даны вам на листочках, найдите диалектные слова.
1) Воду надо было возить из согры.
2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.
3) Кто принес сальца в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился нечаянно, хозяева не успели подготовиться.
4) Выехали на просеку, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.
5) Во дворах на таганках потеют семейные чугуны с похлебкой.
6) Закинет пимы на полати, и все.
7) Зоя пошла в куть за сковородником.
Предложения эти я взяла из рассказов русского писателя В.М. Шукшина. Итак, объяснить значение выписанных вами слов сразу вы не смогли. И это закономерно. Значение таких слов можно найти в словаре замечательного ученого В.И. Даля, который еще в 19 веке собрал по всей России, записал и дал толкование диалектным словам. Вот портрет этого уникального человека. Свой труд он вложил в четыре тома, которые вы видите перед собой.
Работа в группах
Откройте словари и найдите значение непонятных нам слов.
Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору; ирк., том. лесистая возвышенность.
Литовка. сев. русская большая коса.
Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.
Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами
Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.
Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу; валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами.
Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого захода, заводи, мыса.
Итак, не зная значения диалектного слова, вы легко установите его значение с помощью уникального словаря В.И. Даля. Четыре тома этого издания – ценнейшие книги в любой библиотеке.
7. Итоги урока
- Итак, с какими словами познакомились? (С профессиональными и диалектными).
- Какие слова называются профессиональными? (Слова, которые употребляются только специалистами).
- Какие слова называются диалектными? (Слова, которые используются не повсеместно, а лишь на или иной территории, в той или иной местности).
Оцените, насколько вы поняли сегодняшнюю тему.
8. Домашнее задание
Упр. 331 – прочитать, списать первых 2 абзаца.
Найдите диалектные слова, выпишите их.
1) Воду надо было возить из согры.
2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.
3) Кто принес сала в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился внезапно, хозяева не успели подготовиться.
4) Выехали на открытую местность, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.
5) Во дворах на таганах висят семейные чугуны с похлебкой.
6) Закинет пимы на печь, и все.
7) Зоя пошла в куть за сковородником.
Найдите диалектные слова, выпишите их.
1) Воду надо было возить из согры.
2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.
3) Кто принес сала в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился внезапно, хозяева не успели подготовиться.
4) Выехали на открытую местность, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.
5) Во дворах на таганах висят семейные чугуны с похлебкой.
6) Закинет пимы на печь, и все.
7) Зоя пошла в куть за сковородником.
Найдите диалектные слова, выпишите их.
1) Воду надо было возить из согры.
2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.
3) Кто принес сала в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился внезапно, хозяева не успели подготовиться.
4) Выехали на открытую местность, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.
5) Во дворах на таганах висят семейные чугуны с похлебкой.
6) Закинет пимы на печь, и все.
7) Зоя пошла в куть за сковородником.
Найдите диалектные слова, выпишите их.
1) Воду надо было возить из согры.
2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.
3) Кто принес сала в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился внезапно, хозяева не успели подготовиться.
4) Выехали на открытую местность, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.
5) Во дворах на таганах висят семейные чугуны с похлебкой.
6) Закинет пимы на печь, и все.
7) Зоя пошла в куть за сковородником.
Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору; ирк., том. лесистая возвышенность.
Литовка. сев. русская большая коса.
Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.
Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами
Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.
Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу; валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами.
Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого захода, заводи, мыса.
Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору; ирк., том. лесистая возвышенность.
Литовка. сев. русская большая коса.
Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.
Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами
Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.
Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу; валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами.
Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого захода, заводи, мыса.
Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору; ирк., том. лесистая возвышенность.
Литовка. сев. русская большая коса.
Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.
Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами
Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.
Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу; валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами.
Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого захода, заводи, мыса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...
План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»
Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...
Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы...
Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"
Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...
конспект урока русского языка в 6 классе "Этимология слов"
Конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС ООО...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Связь слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка по теме "Связь слов в словосочетании" 8 класс. УМК Разумовской М.М....