Адаптированная программа по русскому языку 9 класс.
рабочая программа по русскому языку

Назарова Евгения Викторовна

Адаптированная программа по русскому языку 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_rya_9v_klass.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом от ____________ номер _________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет: русский язык

Класс: 9 В

Учитель: Назарова Евгения Викторовна

Срок реализации программы 2021-2022 учебный год

Количество часов по учебному плану:

всего – 105 ч/год; 3 ч/неделю

Сургут, 2021

Пояснительная записка

        1. Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 «В» класса составлена в соответствии с нормативными документами:

- п. 18.2.2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577)

- «Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова, М.: «Дрофа». -2012.Авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова.  

- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 имени Л.И.Золотухиной.

- Положение о рабочих программах.

Адаптированная рабочая программа разработана с учётом примерной программы по русскому языку и ориентирована на использование учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38): Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Адаптированная образовательная программа разработана для учащихся 9В класса (в соответствии с заключением ТПМПК), имеющих ограниченные возможности здоровья и рекомендации на обучение по адаптированной образовательной программе для учащихся с задержкой психического развития.

Программа разработана на 2021-2022 учебный год на основании заключения ТПМПК и заявления родителей (законных представителей).

Особенности физического и умственного развития.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Учащиеся испытывают трудности в фонематическом восприятии, нарушен фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту, плохо развита связная речь. Иногда не понимает условия, соответственно не может выполнить задание сам, только с помощью взрослых. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Сложно даётся описание предмета, явлений, сложности в пересказе (очень скудный). При составлении текста использует предложения короткие, ответы односложные.  Есть проблемы в письме: письмо под диктовку проблематично (не справляются), медленный темп письма. Кроме того, очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности.

В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: 

формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире;

развитие связной речи;

формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка;

развитие общего объёма относительно простых знаний;

расширение активного и пассивного словаря;

развитие зрительного анализа;

развитие памяти, внимания и работоспособности;

развитие эмоционально-волевой сферы, умения действовать по устной и письменной инструкции.

Средства адаптации:

       При обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:

Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;

Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;

Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

       В курс предмета «Русский язык» входят разделы: грамматика, правописание, развитие речи и чистописании.

       Задача курса грамматики, правописания и развития речи заключается в том, чтобы выработать у детей умение владеть устными и письменными формами речи, развить интерес к родному языку. Обучение включает в себя изучение следующих языковых явлений: звуки и буквы и их соотношение, гласные и согласные звуки, ударение, слог, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонение и спряжение).

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.

С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса русского языка в программу более широко включены задания развивающего характера, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие  связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку; развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для успешного овладения программой русского языка.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие процессов зрительного анализа.

Достаточная гибкость мыслительной деятельности.

Усвоение соответствующих правил

Развитие зрительного анализа; концентрации и устойчивости внимания; работоспособности.

Достаточное развитие процессов самоконтроля, мышления.

Формировать мыслительную операцию синтеза.

Отработка практических навыков.

Развитие объёма внимания

Достаточное развитие зрительного анализа; восприятия и ориентировки в пространстве.

Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой.

С учетом психологических особенностей и возможностей детей с задержкой психического развития материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, с увеличением количества тренировочных упражнений, включением материала для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и  формального заучивания правил, списывания готовых заданий и т. д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения.

2.Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

3. Место предмета «Русский   язык» в учебном плане МБОУ СОШ № 4 им. Л.И.Золотухиной  г. Сургута

Данная программа рассчитана на 105 ч.  предусмотренных в образовательном учебном плане. Изучение русского языка осуществляется согласно учебному плану в объёме: 9 класс — 105 ч.

Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представ ленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.

4. Ведущие ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

  • Личностно ориентированные принципы:
  • принцип адаптивности;
  • принцип развития;
  • принцип комфортности.
  • Культурно ориентированные принципы:
  • принцип картины мира;
  • принцип целостности содержания образования;
  • принцип систематичности;
  • принцип смыслового отношения к миру;
  • принцип ориентировочной функции знаний;
  • принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
  • Деятельностно-ориентированные принципы:
  • принцип обучения деятельности;
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
  • принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);
  • принцип опоры на процессы спонтанного развития;
  • принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5. Результаты освоения предмета. Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения русского (родного) языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.

- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

- Проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

- Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

- Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.

- Применять правила делового сотрудничества

сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Основам прогнозирования.

Ученик получит возможность научиться:

- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.

- Волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Восприятие высказывания.

При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.

- Анализ текста.

Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

- Воспроизведение текста.

Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).

- Создание текста.

Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи). Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи). Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.

- Совершенствование написанного.

Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

Предметные результаты обучения

п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;

п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

п о с и н т а к с и с у: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

п о п у н к т у а ц и и: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

6. Содержание учебного предмета «Русский язык».                     

О ЯЗЫКЕ.

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.  

РЕЧЬ. 

Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.  

Стили речи. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.  

Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.  

Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ. 

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.  

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.  

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.  

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.  Уроки повторения и закрепления изученного.

7. Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Контрольные работы

Развитие речи

1

Русский язык - национальный язык русского народа.

1

2

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах.

14

1

5

3

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

11

1

1

4

Сложноподчиненное предложение.  

38

3

8

5

Бессоюзное сложное предложение.

16

1

3

6

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

10

1

4

7

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.                                                                                   

15

1

5

105

8

26

8. Материально-техническое обеспечение.
Учебно-методический комплекс.

 Для  учителя:        

1.Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл. /сост. Е.И. Харитонова (авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.)- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010;

2.Русский язык. 9 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012;

3.Русский язык. 9 класс: поурочные планы (по программе М. М. Разумовской )  / авт.-сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006.

4.Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / М.В. Фёдорова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Для  учащихся:

1.Русский язык. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 – 2012;

Дополнительная литература

1.Дейнека А. Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. М., Дрофа, 2003.

2.Угловатова Т. Е., Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. М., Просвещение, 2016.

3.Егораева Г. Т., Русский язык. ГИА 9 класс. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2018.

4.Васильевых И. П., Гостева ю, Н., Егораева Г. Т. Русский язык. ГИА 9. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2019.

5.Антонова Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. – М., 1999.

6Быстрова Е. А., Львова С. И., Кап и нос В. И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. – М., 2004.

7.Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

8.Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001.

9.Гостева Ю. Н., Львов В. В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. – М., 2010.

10.Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1994.

11.Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

12.Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. – М., 1989.

13.Львов В. В. Обучение орфоэпии в 5-9 классах средней школы. – М., 2011.

14.Львов М. Р. Основы теории речи. – М., 2000.

15.Львова С.И. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5-9 кл. – М., 2011.

16.Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.

17.Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М., 2000.

18.Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

19.Основы культуры речи. Хрестоматия / сост. Л. И. Скворцов. – М., 1984.

20.Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.

Словари

1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001;

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ» 2001;

3.Ожегов С.И. словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1989;

4.Краткий словарь иностранных слов / Под. редакцией И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова. – 7-е стереотипное издание. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952;

5.Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990;

6.Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся / А.Н. Тихонов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991;

7.Орфографический словарь русского языка. Зав. ред. В.В. Пчёлкина;

8.Школьный орфографический словарь русского языка. / М.Т. Баранов. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000;

9.Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. – 40-е изд., испр. – М.: просвещение, 1988;

10.Словарь трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по русскому языку 10 класс

Рабочая адаптированная программа преназначена для педагогов 10 класса. В программе представлено тематическое планирование по предмету русский язык....

Адаптированная программа по русскому языку. 9 класс

В программу вошли некоторые изменения в обучении детей с задержкой психического развития (5-9) класс/ж.Дефектология №3, 1993г....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для детей с ЗПР (7 вид) для 9 класса.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы ос...

Адаптированная программа по русскому языку для детей с умственной отсталостью ( 6 класс)

Основная цель рабочей программы -  создание условий для успешного овладения обучающимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим для социальной адаптации и реабилитации в ...

Адаптированная программа по русскому языку для 9 класса с ОВЗ

Адаптированная программа по русскому языку для учащихся 9 класса с ОВЗ...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.         Задачи:...

Адаптированные программы по русскому языку 5-9 класс

Адаптированные программы по русскому языку 5-9 класс...