Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe._sposoby_ego_vyrazheniya.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
24.11
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения (§ 17)
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели: создание условий для ознакомления с основными элементами составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма), способами выражения вспомогательного глагола, нахождения составного глагольного сказуемого, определения значения вспомогательного глагола, способов его выражения, правильного использования составных глагольных сказуемых в речи. Содействие развитию познавательных психических процессов, воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные:
Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: карточки для работы у доски; схема на доске «Составное глагольное сказуемое»
СТРУКТУРА УРОКА.
1) Мотивационный этап. (притча о бабочке)
2) Актуализация. Повторение сведений о предложении.
Восстановите определения:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
… и … - это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
3) Выявление места и причины затруднения задание:
Анализ предложений.
Какое из предложений содержит простое глагольное сказуемое? (запись на доске)
1) Я мечтаю о добром, порядочном друге.
2) Я хочу скорее стать взрослым.
3) Я буду учиться в университете.
4) Я могу ответить на все вопросы.
( 1 предложение)
Выделите грам.основы в остальных предложениях. (Работа в парах)
В чем трудность?
4) Целеполагание.
Сформулируйте тему и цель урока.
5) Открытие нового знания.
Сделайте в парах вывод о том, что такое составное глагольное сказуемое.
Сравните с материалом учебника пар.17
- Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого. (в тетрадь)
СОСТАВНОЕ
ГЛАГОЛЬНОЕ
СКАЗУЕМОЕ
=
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
ГЛАГОЛ
грамматическое значение
(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)
и дополнительное
лексическое значение
+
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ
ФОРМА ГЛАГОЛА
лексическое значение
Обобщение.
- Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
- Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
- Какую роль играет вспомогательный глагол?
- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
начать
стать
закончить
приняться
продолжить
прекратить
уметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
любить
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
рад
должен
готов
обязан
достоин
иметь желание
сделать усилие
дать согласие
6) Первичное закрепление.
А) упр. 205 (для слабых учащихся – списать, подчеркнуть основы).
Б) Для сильных учащихся: Давайте попробуем найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н.Заболоцкий
- Назовите и запишите составные глагольные сказуемые.
(Не позволяй лениться, обязана трудиться, не разрешай спать, вздумаешь дать поблажку).
- Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.
- В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?
7) Включение в систему знаний.
А) Составьте и запишите 5 предложений с составным глагольным сказуемым.
Б) Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(предложение 5, 6)
8)Подведение итогов.
Тест.
№ 1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.
№ 2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в) Вскоре пошел сильнейший дождь. г)Лиза решилась на это.
№ 3. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.
№ 4. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.
№ 5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.
9) Рефлексия.
Что узнали на уроке? Что запомнилось? Как оцениваете собственную работу?
10) Домашнее задание.
Параграф 17. Упр.206 или подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составное глагольное сказуемое
Конспект урока для 8 класса по учебнику "Русский язык. 8 класс". Авторы: С.Т. Бархударов, С.Е. Крючков и др....
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, - проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател...
Конспект урока на тему "Составное глагольное сказуемое"
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое". На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс...
Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г...
презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса...
Составное глагольное сказуемое
Конспект урока в 8 классе...
Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения составного глагольного сказуемого
Основные способы выражения составного глагольного сказуемого, примеры....