Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Конспект урока по теме:
Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
Цели:
1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном глагольном сказуемом;
2) формирование умений различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;
3) ознакомление с жизнью известного ученого и великого поэта
М. В. Ломоносова.
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_lomonosovu.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка.
Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
Цели:
1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном глагольном сказуемом;
2) формирование умений различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;
3) ознакомление с жизнью известного ученого и великого поэта
М. В. Ломоносова.
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
1) Слово учителя: эмоциональное выступление учителя о многосторонней и плодотворной деятельности великого ученого и поэта в области теории и практики русского языка и литературы.
2) Обращение к эпиграфу.
Эпиграфом к уроку уместно использовать слова А. Н. Радищева:
«Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь».
3) Выразительное чтение отрывка из стихотворения А. Н. Майкова “Ломоносов” (в исполнении учащегося).
В стране угрюмой и суровой,
Где, отливаясь на снегах,
По долгим зимам блеск багровый
Колышется на небесах;
Где горы льдов вздымают волны,
Где все – лесов и неба ширь –
Величьем дел Господних полны,
Встает избранный богатырь:
Велик, могуч, как та природа,
Сам – как одно из тех чудес, –
Встает для русского народа
Желанным посланцем с небес…
О дивный муж! С челом открытым,
С орлиным взглядом, как глядел
На оном море Ледовитом
На чудеса Господних дел.
Наукой осиян и рвеньем
К величью родины горя,
Явился ты – осуществленьем
Мечты великого царя!
III. Орфографическая разминка.
Задание: переписать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы.
Михаилом Васильевич…м Ломоносов…м; (после)петровское время; пр…емники на престол…; жить (по)старому; г…ниальный уч…ный; обществе(н,нн)ый деятель; ун…верситет; подли(н,нн)ый ; в Архангельской губерн…; хлебопашц…м; (не)испыт…вать крепос(?)ного гнета; гра(м,мм)отность; украше(н,нн)ы резьбой; в академ…; мета(л,лл)ургический; помощ(?)ник профе(с,сс)ора; пр…творение в жизнь; выйти за пр…делы; пр…светитель.
IV. Цифровой диктант.
Задание: распределить предложения в соответствии с цифровыми обозначениями в две колонки: в первую – предложения, в которых употреблено простое глагольное сказуемое, во вторую – с составным глагольным сказуемым.
- Ломоносов родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска.
- С десятилетнего возраста отец стал брать его на рыбные промыслы.
- Ведомый жаждой знаний, он пешком уходит из родного дома в Москву.
- Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии.
- В 1736 году продолжает учиться в Германии.
- Вернувшись на родину, решил заниматься физикой и химией, металлургией и рудным делом.
- Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением, Ломоносов составил свою “Российскую грамматику”.
- С большим интересом он начал заниматься риторикой и стихосложением, историей и теорией языка.
- В 1755 году в Москве с его помощью открывается университет.
- С 1756 года он стал жить в Петербурге на Мойке.
Самопроверка: 1, 3, 4, 7, 9; 2, 5, 6, 8, 10.
V. Синтаксическая пятиминутка.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения.
Загадочные явления природы стали беспокоить молодого Ломоносова и пробуждать в нем жажду знаний.
VI. Творческая работа.
Восстановительный диктант.
Задание: восстановить текст, подчеркнуть сказуемые, определить их вид.
- Миша стал сбегать вниз, обогнул дом и очутился на пустыре.
- Он медленно пошел вперед, пока не увидел у своих ног четырехугольный пруд.
- Миша присел на берегу и стал смотреть в воду.
- Вдруг на дне что-то блеснуло, померкло, вновь заблестело и вновь помутилось.
- Этот пруд выкопал еще дедушка, Василий Дорофеевич Ломоносов.
- Миша хорошо знал, что это всего лишь ржавая решетка, но нарочно начал представлять себе, что это сокровище морского царя, которое он подарил богатырю Садко-новгородцу.
- Миша вздохнул, лег на живот и стал смотреть на колыхающиеся в воде травы.
- Дедушка решил сажать в этом пруду рыбу и, чтобы она не смогла уйти, загородил сток решеткой.
- Кто знает, вдруг Садко смог спрятать свои богатства в этом пруду.
- “И зачем эти сокровища? – подумал он. На месте Садко я бы попросил морского царя, чтобы он позволил мне погулять по морскому дну. Я бы там смог все как следует рассмотреть. Какие травы там растут на самом дне, и куда солнце уходит, когда оно вечером опускается в воду, и какие ледяные горы споднизу – гладкие или шершавые. Рыбы смог наловить бы полную пазуху и кита посмотрел бы, какой он чудо-юдо рыба-кит”.
Самопроверка: 1,2,5,8,3.4.6.9.7.10.
VII. Групповая работа (по карточкам)
Класс делится на 6 групп.
Задание для первой и четвёртой группы.
1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их.
Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать.
2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.
3. Указать составные глагольные сказуемые.
4. Определить основную мысль отрывка.
Задание для второй и пятой группы.
1. Переписать, вставить пропущенные буквы.
2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”
3. Определить основную мысль отрывка.
4. Найти и подчеркнуть составные глагольные сказуемые.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых ж…лает,
Каких зовет от стран чужих.
О, ваши дни благ…сл…венны!
Д…рзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская з…мля рождать.
Задание для третьей и шестой группы.
1. Вставить пропущенные буквы.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счас(?)ливой жизни украшают,
В (не)счастный случай бер…гут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустын…,
В градском шуму и наедине,
В покое сла…ки и в труде.
2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”.
3. Определить основную мысль отрывка.
4. Выписать словосочетания с разными способами связи.
Проверка данного задания осуществляется следующим образом: учитель проверяет работу одного члена группы, а он проверяет работы остальных. Выставление оценок обсуждается с учителем.
VIII. Подведение итогов.
IХ. Домашнее задание: найти в справочной литературе и выписать (или составить самим) предложения о М.В.Ломоносове и определить вид сказуемого (5-6 предложений)
Тема урока: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
Задание 1: распределить предложения в соответствии с цифровыми обозначениями в две колонки: в первую – предложения, в которых употреблено простое глагольное сказуемое, во вторую – с составным глагольным сказуемым.
- Ломоносов родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска.
- С десятилетнего возраста отец стал брать его на рыбные промыслы.
- Ведомый жаждой знаний, он пешком уходит из родного дома в Москву.
- Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии.
- В 1736 году продолжает учиться в Германии.
- Вернувшись на родину, решил заниматься физикой и химией, металлургией и рудным делом.
- Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением, Ломоносов составил свою “Российскую грамматику”.
- С большим интересом он начал заниматься риторикой и стихосложением, историей и теорией языка.
- В 1755 году в Москве с его помощью открывается университет.
- С 1756 года он стал жить в Петербурге на Мойке.
Задание 2: восстановить текст, подчеркнуть сказуемые, определить их вид.
- Миша стал сбегать вниз, обогнул дом и очутился на пустыре.
- Он медленно пошел вперед, пока не увидел у своих ног четырехугольный пруд.
- Миша присел на берегу и стал смотреть в воду.
- Вдруг на дне что-то блеснуло, померкло, вновь заблестело и вновь помутилось.
- Этот пруд выкопал еще дедушка, Василий Дорофеевич Ломоносов.
- Миша хорошо знал, что это всего лишь ржавая решетка, но нарочно начал представлять себе, что это сокровище морского царя, которое он подарил богатырю Садко-новгородцу.
- Миша вздохнул, лег на живот и стал смотреть на колыхающиеся в воде травы.
- Дедушка решил сажать в этом пруду рыбу и, чтобы она не смогла уйти, загородил сток решеткой.
- Кто знает, вдруг Садко смог спрятать свои богатства в этом пруду.
- “И зачем эти сокровища? – подумал он. На месте Садко я бы попросил морского царя, чтобы он позволил мне погулять по морскому дну. Я бы там смог все как следует рассмотреть. Какие травы там растут на самом дне, и куда солнце уходит, когда оно вечером опускается в воду, и какие ледяные горы споднизу – гладкие или шершавые. Рыбы смог наловить бы полную пазуху и кита посмотрел бы, какой он чудо-юдо рыба-кит.
Задание 1.
1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их.
Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать.
2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.
3. Указать составные глагольные сказуемые.
4. Определить основную мысль отрывка.
Задание 2.
1. Переписать, вставить пропущенные буквы.
2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”
3. Определить основную мысль отрывка.
4. Найти и подчеркнуть составные глагольные сказуемые.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых ж…лает,
Каких зовет от стран чужих.
О, ваши дни благ…сл…венны!
Д…рзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская з…мля рождать.
1. Вставить пропущенные буквы.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счас(?)ливой жизни украшают,
В (не)счастный случай бер…гут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустын…,
В градском шуму и наедине,
В покое сла…ки и в труде.
2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”.
3. Определить основную мысль отрывка.
4. Выписать словосочетания с разными способами связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, - проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател...
Конспект урока на тему "Составное глагольное сказуемое"
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое". На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс...
презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса...
Типы сказуемого: простое и составное глагольное
Данная презентация применяется мною в 8 классе при изучении темы "Типы сказуемого" в рамках курса под редакцией В.В.Бабайцевой. На первом этапе ребятам очень труднораспознавать сложное будущее в...
Карточки простое и составное глагольное сказуемое. 8 класс
Подчеркнуть главные члены предложений. 2 упражнения....
Урок по теме "Составное глагольное сказуемое"
УМК: Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др...
Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое
Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое ...