Конспект урока на тему "Составное глагольное сказуемое"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое". На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагается).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc29 КБ
Office presentation icon sgs.ppt101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Составное глагольное сказуемое.

Цель: научить отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного; выяснить выражение лексического и грамматического значения составного глагольного сказуемого.

Задачи:

1. Образовательная – повторить способы связи слов в словосочетании, тему «Предложение»; дать понятие составного глагольного сказуемого, выяснить его лексическое и грамматическое значение, повторить разбор предложения.

2. Развивающая -  развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.

3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).

Оборудование: учебник  «Русский язык 8 класс». Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.; тетради, компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Словарная работа.

По какому признаку объединены в учебнике слова: конгресс, конференция (слова записаны на доске)?

Конгресс (лат. сongressus – встреча, собрание) – съезд, преимущественно международного значения.

Конференция – синоним слова конгресс.

Вывод: в обоих словах латинская  приставка con-(со, вместе).

Составьте словосочетания со словами конгресс, конференция, определите способ связи, составьте предложение с одним из этих слов. Назовите грамматическую основу.

Вспомните:

 а) что такое грамматическая основа предложения?

б) что такое подлежащее?

в) дайте определение сказуемого;

г) с каким видом сказуемого мы познакомились на прошлом уроке? (простое глагольное сказуемое)

д) дайте определение простого глагольного сказуемого, приведите пример из домашнего упражнения.

3. Объяснение нового материала.

Запись на доске и в тетрадях предложений:

                         Я выступлю на школьной конференции.

                         Я желаю выступить на школьной конференции.

Задания:

- найти грамматическую основу;

- чем отличается      сказуемое во втором предложении?

Объявление темы урока (слайд 1), цели урока (слайд 2).

Как выражается лексическое и грамматическое значения в постом глагольном сказуемом?

А как в составном глагольном? (слайд 3)

Запись формулы СГС (слайд 4)

Дайте определение СГС.

Из параграфа 13 учебника выясните, какие слова являются вспомогательными и запишите  их.

  1. Тренировочные упражнения.

А) упражнение 130 (выписать только предложения с составным глагольным сказуемым);

Б) слайд 5, 6

В) синтаксический разбор предложения:

                 Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать.

  1. Домашнее задание (слайд 7):

- параграф 13;

- на выбор: выписать из 3 главы повести «Капитанская дочка» 7 предложений с СГС или упражнение 138 по заданию учебника.

5. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Составное глагольное сказуемое»

Слайд 2

Цель урока: 1)Научиться отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного. 2)Выяснить выражение лексического и грамматического значения СГС.

Слайд 3

Вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого, неопределённая форма глагола- лексическое значение сказуемого.

Слайд 4

Составное глагольное сказуемое = Вспомогательное слово (слова) + Неопределённая Форма глагола

Слайд 5

1) Выписать предложение с ПГС а) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. б) Окно этой комнаты выходило на балкон. в) Хозяин дома- ветеринар.

Слайд 6

2) Выписать предложения с СГС а) Осенью он собирался выступить с докладом в научном кружке. б) Скрипач начал играть. в) Город наш древний.

Слайд 7

Домашнее задание: 1) Параграф 13. 2) а) из главы 3 повести «Капитанская дочка» выписать 7 предложений с СГС ; б) упражнение 138 (на выбор).

Слайд 8

Подведение итогов урока: 1) Дайте определение составного глагольного сказуемого. 2) Как выражается лексическое и грамматическое значения СГС ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, - проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены  материалы из единой коллекции цифровых образовател...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" и презентация к уроку....

План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи»       Конспект урока русского языка в 6 классе...

Конспект урока "Главные члены предложения. Сказуемое"

Цель урока:  повторить сведения о сказуемом, известные уч-ся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные чле...