Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах
статья по русскому языку (5, 6 класс)
Статья посвящена формированию орфографического навыка у обучающихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_dlya_pechati.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
=Б
В
Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка.
Формирование орфографического навыка как в начальных классах ,так и последующих является одной из ведущих задач в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из лёгких. Довольно часто учащиеся успешно осваивают теорию, но испытывают трудности от неумения грамотно писать, грамотно на материалах упражнений отрабатывать теорию.
По словам Д.Н.Богоявлинского , орфографический навык ,как и любой другой,- это «автоматизированные компоненты социальной деятельности». «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знания правил и правильного их применения.
В настоящее время работа учителя по орфографии идет в основном стереотипно: учащиеся сначала учат правила, затем выполняют упражнения. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!! Считается, что одна из главных целей – научить ученика безошибочно определить место орфограммы и решить орфографические задачи. Поэтому огромное внимание при обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости (умению видеть орфограмму в слове, умению слышать орфограмму в слове.
Орфографический слух – наиболее сложное явление ,поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость , и на этой основе идёт становление умения находить орфограмму в слове на слух.
Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности ( в сочинении ,изложении ,диктанте) учащиеся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением и ,следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах или словосочетаниях, а в словах и сочетаниях ,имеющих линейную последовательность.
Проанализировав работы учеников 5- классов, а затем работы этих же самых учеников в 7-8 классах, выявила для себя закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в последних словах предложения и в словах – сказуемых.
Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но не все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, нужно во время закрепления конкретно изучаемых орфограмм давать тексты и упражнения на ранее изученные орфограммы, чтобы глаза учащихся отдыхали от мучительного поиска искомого правила, только тогда может быть положительный результат.
Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определённой последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивают орфографическую зоркость игры на уроках. Приведу в пример одну из игр, -используемых мной на уроках , - это игра «Огоньки», принцип проведения которой подсмотрела в начальных классах на уроках русского языка, во время взаимопосещения уроков, урок проводился в 4 классе, на следующий год я взяла 5 класс, и мне очень хотелось понять принцип ведения уроков русского языка, чтобы в 5 классе не травмировать учеников.
На доске написано предложение . Ученики «зажигают» огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.
Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно –орфографическая работа – первый из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы:
п ф б к т х е
ш е р ч е
з ц а
Задание :уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым познакомимся на уроке.
Какое это слово? ( береза )
С полученным словом провожу аналитическую работу : ( подберите родовое понятие к слову береза.
- Берёза- это дерево.
- Но ель, сосна –тоже деревья. Чем они отличаются?
- Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные деревья.
- Сформулируйте правильное родовое понятие к слову берёза.
- Берёза – это лиственное дерево.
- Назовите его существенные признаки.
- У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.
_ Что же обозначает слово берёза?
- Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка.
Даётся информация о берёзе.
Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную.
Физминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
На доске записаны слова: СОРНЯК,ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА,ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Задание: внимательно посмотрите на доску. Если я назову слово с безударной гласной в корне ,вы сделаете поворот налево, руки в стороны. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если с корнем САД- встаёте.
ЛЕС,САД, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИЕ, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕНК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Большой интерес у учащихся вызывает работа с упражнениями по орфографии в виде стихотворных строк.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Было «сели»,
Стало «съели»,
Догадаться не сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд ,и и объяснение.
ЧК,ЧН
Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой! ЧК,ЧК, ЧК!
Кочка, почка, звёздочка,
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный, ночной,
Точный, шуточный , речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК!
Большой интерес представляет собой приём «усиления» орфограммы. «Усилить» орфограмму- значит сделать более ярким, или «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.
Этапы работы:
- Выявление трудной орфограммы.
- Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
- Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
- Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
- Выбор каждым учащимся индивидуального приёма запоминания.
Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы:
1.Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.
«Уярчение» путём составления ребуса.
В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащимся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединённый одной орфограммой. Карточки раздаются учащимся либо по группам, либо по парам, либо с индивидуальной работой.
Ученики работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка её.
Работа с карточками даёт полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует учеников, экономит время.
Для учащихся сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие ученики выполняют задание. Работая с карточкой , ученик должен проявить самостоятельность, ещё раз повторить орфограмму и закрепить её, при выполнении разноуровневых заданий повысить упорство и активность.
Орфографическая зоркость легко поддаётся учёту. Для этого можно ещё использовать и тестирование.
Систематически проводя указанные выше виды работы, я формирую у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт неплохие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)
Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше время экзамен по русскому обязателен....
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»
P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе"
Материал для 5 класса...
Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»
Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной - практическая цель обучени...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах
В статье даются рекомендации для проведения уроков на развитие орфографической зоркости обучающихся 5-6 классов...
Методическая статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе".
Методическая статься на тему "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе"....