Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах
статья по русскому языку (5, 6 класс)

Кудинова Елена Викторовна

Статья посвящена формированию  орфографического навыка у обучающихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dlya_pechati.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

В 

Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка.

Формирование орфографического навыка как в начальных классах ,так и  последующих является одной         из ведущих задач в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из лёгких. Довольно часто учащиеся успешно осваивают теорию, но испытывают трудности от неумения грамотно писать, грамотно на материалах упражнений отрабатывать теорию.

 По словам Д.Н.Богоявлинского , орфографический навык ,как и любой другой,- это «автоматизированные компоненты социальной деятельности». «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знания правил и правильного их применения.

 В настоящее время работа учителя по орфографии идет в основном стереотипно: учащиеся сначала учат правила, затем выполняют упражнения. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!! Считается,  что одна из главных целей – научить ученика безошибочно определить место орфограммы и решить орфографические  задачи. Поэтому огромное внимание при обучении орфографии уделяется  формированию орфографической зоркости (умению видеть орфограмму в слове, умению слышать орфограмму в слове.

 Орфографический слух – наиболее сложное явление ,поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость , и на этой основе  идёт становление умения находить орфограмму в слове на слух.

Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности ( в сочинении ,изложении ,диктанте) учащиеся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением и ,следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах или словосочетаниях, а в словах и сочетаниях ,имеющих линейную последовательность.

 Проанализировав работы учеников 5- классов, а затем работы этих же самых учеников в 7-8 классах, выявила для себя закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в последних словах предложения и в словах – сказуемых.

 Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но не все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, нужно во время закрепления конкретно изучаемых орфограмм давать тексты  и упражнения на ранее изученные орфограммы, чтобы глаза учащихся  отдыхали от мучительного поиска искомого правила, только тогда может быть положительный результат.

 Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определённой последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо,  письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивают орфографическую зоркость игры на уроках. Приведу в пример  одну из игр, -используемых мной на уроках , - это игра «Огоньки», принцип проведения которой подсмотрела в начальных классах на уроках русского языка, во время взаимопосещения уроков, урок проводился в 4 классе, на следующий год я взяла 5 класс, и мне очень хотелось понять принцип ведения  уроков русского языка, чтобы  в 5 классе не травмировать учеников.

На доске написано предложение . Ученики «зажигают» огоньки над  изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.

 Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно –орфографическая работа – первый из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим  использую такой вид работы:

                       п ф б к  т х е

                       ш е р ч е

                         з ц а

Задание :уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым познакомимся на уроке.

Какое это слово? ( береза )

  С полученным словом провожу аналитическую работу : ( подберите родовое понятие к слову береза.

- Берёза- это дерево.

- Но ель, сосна –тоже деревья. Чем они отличаются?

- Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные деревья.

- Сформулируйте правильное родовое понятие к слову берёза.

- Берёза – это лиственное дерево.

- Назовите его существенные признаки.

- У берёзы белая кора и  листья в виде сердечка.

_ Что же обозначает слово берёза?

- Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка.

Даётся информация  о берёзе.

Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную.

Физминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.

На доске записаны слова: СОРНЯК,ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА,ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Задание: внимательно посмотрите на доску. Если я назову слово с безударной гласной в корне ,вы сделаете поворот налево, руки в стороны. Если назову слово с 2  безударными, то делайте  поворот направо, руки вдоль тела.

Я буду читать однокоренные  слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если с корнем САД- встаёте.

ЛЕС,САД, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИЕ, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕНК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Большой интерес у учащихся вызывает работа с упражнениями по орфографии в виде стихотворных строк.

                         РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Было «сели»,

Стало «съели»,

Догадаться не сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объявление,

И подъезд ,и и объяснение.

                                              ЧК,ЧН

Козочка, горочка,

33  пригорочка.

Ой! ЧК,ЧК, ЧК!

Кочка, почка, звёздочка,

Речка, ночка, строчка,

Точка, кочка, дочка,

Строчный, булочный, ночной,

Точный, шуточный , речной.

Знаем мы наверняка,

 Где ЧН, а где ЧК!

 Большой интерес представляет собой приём «усиления» орфограммы. «Усилить» орфограмму- значит сделать более ярким, или «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.

 Этапы работы:

  1. Выявление трудной орфограммы.
  2.  Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
  3. Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
  4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
  5. Выбор каждым учащимся индивидуального приёма запоминания.

Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы:

1.Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.

«Уярчение» путём составления ребуса.

В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащимся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединённый одной орфограммой. Карточки раздаются учащимся  либо по группам, либо по парам, либо с индивидуальной работой.

Ученики работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка её.

Работа с карточками даёт полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует учеников, экономит время.

Для учащихся сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие ученики  выполняют задание. Работая с карточкой , ученик должен проявить самостоятельность, ещё раз повторить орфограмму и закрепить её, при выполнении разноуровневых заданий повысить упорство и активность.

Орфографическая зоркость легко поддаётся учёту. Для этого можно ещё использовать и тестирование.

 Систематически проводя указанные выше виды работы, я формирую у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт неплохие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»

Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной  - практическая цель обучени...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах

В статье даются рекомендации для проведения уроков на развитие орфографической зоркости обучающихся 5-6 классов...

Методическая статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе".

Методическая статься на тему "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе"....