Методическая статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе".
статья по русскому языку
Методическая статься на тему "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости
на уроках русского языка в 5 классе.
Формирование орфографической грамотности является залогом успешного обучения ребенка в школе , в любом среднем учебном заведении, в ВУЗе, а также в дальнейшем орфографическая грамотность - это залог успешной карьеры в любой области. Везде нужны грамотные специалисты. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько у ученика развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Чаще всего у школьников не сформирована орфографическая зоркость, т.е. умение «видеть» орфограммы, обнаруживать их в словах и определять их типы. Учёные, психологи, учителя ищут причины недостаточной орфографической зоркости, чтобы помочь учащимся улучшить ситуацию.
Одним из условий успешного формирования орфографического навыка является развитие орфографической зоркости - умения обнаруживать в словах, сочетаниях слов, текстах орфограммы. Орфографическая зоркость предполагает также способность обнаруживать ошибки. При систематической отработке это умение автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и распознавание орфограмм.
Эффективное овладение учащимися комплексом орфографических умений:
- ставить орфографические задачи, то есть находить орфограммы;
- определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу, то есть выбрать правило;
- применять правило, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;
- осуществлять орфографический самоконтроль, возможно лишь с учётом следующих факторов орфографической зоркости: зрительного, слухового, рукодвигательного, орфографического проговаривания.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать.
Обязательно осуществление ежедневного контроля за качеством подготовки домашнего задания и выполнением работы над ошибками, систематическая работа над ошибками, что способствует актуализации цепи правильных знаний и затормаживанию неверных, привлечение родителей к решению данной проблемы.
К основным методам формирования орфографической зоркости относятся: выборочное списывание (например, выписать предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д. или выписать слова с определённым видом орфограмм),
комментированное письмо, когда перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
письмо с орфографическим проговариванием - объединяет весь класс, постепенно все ребята заинтересовываются и начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. целесообразно при выполнении любых упражнений, в которых немало многосложных слов с изученными орфограммами.
Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остаётся память движений речевого аппарата.
письмо с пропуском орфограмм- ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Учащиеся заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила. Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.
Одним из нестандартных видов диктантов для формирования орфографической зоркости является диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Помимо стандартных заданий (словарные и объяснительные диктанты, предупредительные диктанты, свободные диктанты) рекомендуется проводить «орфографические минутки». Это оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи, которые не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Орфографические минутки занимают до 10 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал. Предполагается работа, как с отдельными словами, так и со связными текстами.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк – вот основные условия успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»
P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...
Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...
«Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка ».
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе"
Материал для 5 класса...
Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»
Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной - практическая цель обучени...
Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах
Статья посвящена формированию орфографического навыка у обучающихся 5-6 классов...
Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспеч...