Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах
статья по русскому языку (5, 6 класс)
В статье даются рекомендации для проведения уроков на развитие орфографической зоркости обучающихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_dlya_pechati_2.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Формирование у школьников прочных навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, т.к. грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Орфография по своему содержанию малопривлекательна для учеников. В то же время она легко усваивается. Учащиеся боятся допустить ошибку, теряют веру в себя, у многих их них орфография вызывает неприязнь, которая переносится на весь предмет «Русский язык», а иногда и на всю школу. Поэтому, начиная с первого класса, надо у учащихся вырабатывать веру в то, что орфографию «покорить» можно. А для этого необходимо формировать орфографическую зоркость. Работа эта нелёгкая, требует большой подготовки со стороны учителя и желания преодолеть трудности со стороны детей.
В последние годы понятие орфографической зоркости расширилось: под ней стали понимать умение заметить трудность, независимо от характера восприятия орфограмм - зрительного или слухового, при списывании, во время диктанта или в процессе творческой работы, до письма ( предупреждение ошибок) или после письма (исправление ошибок). При таком понимании орфографической зоркости в её содержание входит не только обнаружение орфограмм, но и их распознание, соотнесение с определёнными орфографическими правилами.
Умение списать слово без ошибки, сверить списанное с текстом книги ,с написанным на доске, заметить ошибку – всё это постепенно переходит в умение замечать малейшие отклонения от нормы, видеть слово в его правильном написании. У учащихся вырабатывается орфографическая зоркость как первичный элемент самоконтроля. Постепенно такая зоркость в результате многократных повторений и работы со стороны учителя становится привычной, переходит в умение проверять себя , следить за своим письмом. У ученика появляется потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычка контролировать себя не только после завершения письма, но и до написания.
Общеизвестно, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.
Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса, а начиная с 5 класса активно укреплять навыки, приобретённые в начальной школе.
Изучая методическую литературу, анализируя учебники и диагностический материал по русскому языку, я пришла к выводу, что в учебном комплексе содержится разнообразный лексический материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм представлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приёмов на нахождение орфограмм.
Однако упражнений ,развивающих орфографическую зоркость, в учебных пособиях недостаточно, поэтому для меня важно так организовать учебный процесс, чтобы основное внимание уделять не только отработке приёмов проверки написания, но включать данные упражнения как в уроки правописания , так и в уроки развития речи. Построить процесс обучения так, чтобы этот нелёгкий труд приносил радость, как ученику, так и учителю.
Работая над данным вопросом, я применяю следующие методики:
1.Выбор слов из текстов с заданной орфограммой;
2.Письмо под диктовку ;
3.Списывание текста и выделение орфограммы;
4.Определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
5.Письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
6.Классификация слов в соответствии с орфограммами;
7.Исправление деформированного текста;
8.Постановка пропущенных букв в места орфограмм.
Современная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи в мышлении школьника.
Бедность словаря учащихся тормозит усвоения ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: «Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».
Вопросы формирования навыков грамотного письма решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определённых правил и запоминания ряда так называемых «словарных слов».
Учителя русского языка знают, как трудно даётся школьникам освоение и написание этих слов.
Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Работу по освоению «словарных» слов на уроках строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
1.Предъявление слова.
2Работа над «слуховым» образом слова.
3. Запись слова с «окошком».
4.Работа над «зрительным» образом слова.
Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и , следовательно, создаёт условия для развития интереса.
В 5-6 классах параллельно с изучением новых орфографических правил провожу систематическую работу над повторением изученных правил правописания. Стараюсь не выпускать из внимания ни одну орфограмму. Работу дифференцирую по уровням. Для помощи слабым ученикам привлекаю ассистентов - тьюторов, популярной является и взаимопроверка.
Работа над ошибками – предмет постоянного внимания. Я веду тетрадь контроля, в которой фиксирую ошибки слабых учеников.
Остановлюсь на упражнениях, которые, на мой взгляд, способствуют развитию орфографической зоркости. Я считаю наиболее эффективными следующие упражнения:
- поиск орфограмм в «чистом» тексте,
-письмо с проговариванием,
- скоростное письмо,
- комментированное письмо,
- письмо с пропуском орфограмм,
- звуковой анализ слова,
- письмо по памяти,
- письмо с простукиванием,
- игры, соревнования, КВН.
Примеры заданий, способствующих развитию орфографической зоркости при изучении безударной гласной, проверяемой ударением.
1.Прочитайтеслова.Сгруппируйте однокоренные слова. Напишите составленные группы. Вставьте буквы, подчеркните орфограммы, например:
Б…леть, в…рёный, в…твями, уг…щение, д…ла, зв…рята, в…твистый, пов…р, б…лезнь, г…стевой, выд…лать, зв…риный, д…ловой, уг…стить,б…льной, в…рить, озв…реть.
2.Выберите ответ, напишите слово.
Сл(о,а)ва, цв(е, и) ты, привл(е,и…)кать, уд(и,е)вительный.
3. Прочитайте строки из стихотворения, найдите слова с безударной гласной в корне слова, подбери проверочное слово, напиши мини – текст используя слова с безударной гласной.
4.Откройте любой текст, найдите слова с безударной гласной .
5. Соревнование «Лесенка» 2-3 человека у доски. Нужно вставить в написанные слова пропущенные орфограммы не только быстро, но и правильно.
6. Игра «Мячик». Говорю слово и бросаю любому ученику мячик, а он должен назвать либо орфограмму, либо проверочное слово.
7.Карточки – таблицы(индивидуально) .Прочитай слова в таблице, найди ответ, обоснуй.
слова | ответы | |||
З…рно | и | е | я | я |
Св…рло | а | а | е | о |
Ч…стота | и | а | е | и |
Тр…щать | е | е | и | е |
См…треть | о | е | а | е |
В…дро | и | е | е | е |
8.На доске записаны словосочетания. Прочитай словосочетания, запомни, через 2 минуты слова с пропусками стираются, записать по памяти, подобрать проверочные слова.
Лист кл…новый, напиток м…довый, дорога ч…рнеет, лицо р…бое, гора л…дяная, хлеб з…рнистый, мёд пч…линый, вечная мерзлота, погода т…плеет, деревьяж…лтеют.
Не могу не остановиться ещё на одном из видов упражнений. В современной методике преподавания русского языка почти не используется один из старейших видов упражнений – тот, что предусматривает исправление учащимися умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
На уроках орфографии я использую данный вид работы. И в этом случае эти упражнения приносят несомненную пользу. Назначение такого рода занятий не ограничивается лишь формированием умений дифференцировать правильные ошибочные употребления тех ил иных графических средств. Поэтому недостаточно требовать от школьников только исправления неверных написаний. Важнейшей составной частью данных упражнений должен быть орфографический разбор проблемных написаний.
Упражнения данного вида я не включаю в уроки изучения нового материала, они далеко не всегда уместны на уроках отсроченного повторения, ввиду того, что с течением времени навыки автоматизируются и выбор графического символа осуществляется в соответствии с требованиями правила, но без непосредственной опоры на его текст.
Правильность выполнения данных упражнений нужно проверять с особой тщательностью. Именно ошибки, не замеченные учителем, а потому и не ставшие предметом обсуждения с учеником, способны закрепиться в памяти и впоследствии повториться.
При оценке данных упражнений следует иметь ввиду, что они имеют скорее обучающе - тренировочный характер, а не контрольный.
Итак, отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять, а целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости даёт положительные результаты. Ученики осваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит учеников анализировать и синтезировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)
Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше время экзамен по русскому обязателен....
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»
P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе"
Материал для 5 класса...
Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»
Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной - практическая цель обучени...
Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах
Статья посвящена формированию орфографического навыка у обучающихся 5-6 классов...
Методическая статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе".
Методическая статься на тему "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе"....