волшебный квадрат
классный час по русскому языку (8 класс)

Кобзарь Елена Владимировна

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_kvadrat.docx46.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательная школа

«Основная общеобразовательная школа с.Руновка»

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Составила учитель русского языка и литературы

 Кобзарь Елена Владимировна

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Внеклассное занятие по русскому языку

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Оборудование: презентация, экран, жетоны

Правила игры:

  1. Играющие делятся на команды. Участники  по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
  2. Среди секторов игрового квадрата есть:
  • - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);

 - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS -  команда может воспользоваться помощью болельщиков;

 - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).

  1. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
  2. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
  • 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
  • 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
  • 5 синих секторов – «Морфология»
  • 5 желтых секторов – «Орфография»
  • 5 красных секторов – «Лексика»
  • 5 белых секторов – «Фразеология»
  • 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»
  • 1 черный сектор

Вопросы.

«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)

  1. SOS Подберите 10 слов с редкой приставкой  ВОЗ-

(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)

    8.  Приставка такая же, как в слове полет,

         Корень такой же, как в слове дарить,

         Суффикс такой же, как в слове дружок,

         Окончание такое же, как в слове лес.

         (Ответ: подарок)

    24. Блиц. Как называются жители:

  • Архангельска,
  • Брянска,
  • Пенза.

(Ответ: архангельцы, архангелогородцы; брянцы, пензенцы)

    27. Какая приставка омонимична личному местоимению?

         (Ответ: ВЫ)

     35. Почему корень слова называют корнем?

         (Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении  новых морфем.)

«Голубой сектор» (Фонетика и графика)

       2.  Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша,

Шли четыре малыша.

- Поигаем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!..

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?!

Ничего не разобрать!

(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])

        15.                С глухим согласным траву она срезает

                              Со звонким – листья объедает.

(Ответ: Коса – коза.)

        18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?

(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)

        26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Ответ: азбука)

        36. Где нужно поставить ударение в выделенных  словах, чтобы был понятен смысл?

                              На путях я вижу сорок

                              Резво скачущих сорок.

                              Этот вид мне очень дорог

                              Средь неведомых дорог.

                                                            И. Соколов-Микитов

(Ответ:                  На путях я вижу со´рок

                              Резво скачущих соро´к.

                              Этот вид мне очень до´рог

                              Средь неведомых доро´г.)

«Синий сектор» (Морфология)

         9. Корень тот же, что и в слове сказка.

             Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

             Приставка та же, что и в слове расход.

(Ответ: рассказчик)

         13. Корень из слова приветствие,

               Приставка из слова отличник,

               Суффиксы взяты из слов мужество,

               Откровенный, смелость.

(Ответ: ответственность)

         16. Мой корень – родственник сраженья,

               Приставка -  в слове заявленье,

               В наборщике есть суффикс мой,

               А весь – тружусь я под землей.

(Ответ: забойщик)

         28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)

        32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?

(Ответ: я – мы)

«Желтый сектор» (Орфография)

         7. Замените следующие словосочетания одним словом:

  • больничный лист,
  • вид городского транспорта,
  • популярная игра на льду.

(Ответ: бюллетень, троллейбус, хоккей)

        11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.

(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)

        20. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

(Ответ: и´рис – ири´с)

               29. Делать с И спокойно нужно,

              Если слушаешь урок,

              Будешь с Е еще не скоро:

              Не пришел еще твой срок.

(Ответ: сИдеть – сЕдеть)

                31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей.

(Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)

                

«Красный сектор» (Лексика)

  1. Блиц. Найдите омонимы:
  • Во все колокола звонят!

(Ответ: можно произнести: в овсе.)

  • Он же ребёнок!

(Ответ: Он жеребёнок!)

  • Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

(Ответ: хлеб с ухой.)

  1. Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»

22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:

  • У девочки были коричневые глаза.
  • Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

(Ответ:  У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)

    33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:

метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

«Белый сектор» (Фразеология)

  1. Есть ли ноги у газеты, книги?

(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)

  1. В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?

(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)

    10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

    12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»

(Ответ: В чужие сани не садись.)

    25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

  • О том, кто часто меняет свои решения.

(Отве: У него семь пятниц на неделе.)

  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.

(Ответ: Фома неверующий.)

  • О болтливом человеке.

(Ответ: У него язык без костей.)

Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)

     14.  Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение.

(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)

    17. Найдите ошибки в схемах:

[O и О].      [                   ] и [                  ].

[O a O].       [O, O].

(Ответ: [O и О].      [                   ] ,и [                  ].

[O, a O].       [O, O].

    21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

(Ответ издателя: «!»)

    30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.

(Ответ. Делу время, а потехе час.)

    34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно  отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно,  отдыхаешь умело,-  жить строишь правильно.  Сделай же ее интересной и полезной!)

Список использованной литературы и Интернет-источников

  1. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя») – ISBN 5-85956-032-Х
  2. Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с. – ISBN 978-5-7057-1416-2
  3. Иванова В.А. и др.  Занимательно  о русском языке / В.А. Иванова,

З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил. – ISBN 5-09-002253-4

  1. http://kosmakova.my-irk.ru/methodical-piggy/17-gaming-technology/58-interesting-jobs-for-russian-language-lessons.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Волшебный квадрат"

Игра позволяет педагогу добиваться от младших школьников и учащихся 5 -6 классов прочного усвоения навыка грамотного письма, оперативно делать диагностику зун-ов, осуществлять индивидуальную корррекци...

Художественное конструирование "Волшебный квадрат"

В конспекте  "Художественное конструирование"  представлен ход занятия с детьми дошкольного возраста. В результате художественного конструирования получается оформленная творческа...

Внеклассное мероприятие Волшебный квадрат

Внеклассное мероприятие Волшебный квадрат...

внеклассное мероприятие "Волшебный квадрат"

мероприятие по русскому языку...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

·        Мероприятие позволяет повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка,развивать логическое мышление и устную речь учащихся,·...

"Волшебный квадрат"

внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-8 классов...

Кружковая работа "Волшебный квадрат"

Кружковая работа "Волшебный квадрат"...