Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»
элективный курс по русскому языку (10 класс)
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысить качество знаний, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, владение нормами литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Программы факультативных и элективных курсов Русский язык : 7-11 классы : / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008.
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысить качество знаний, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, владение нормами литературного языка.
Место курса в образовательном процессе.
Курс «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие речевой культуры учащихся.
Задачи:
- повторить трудные случаи синтаксиса, пунктуации и других разделов русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);
- формировать умение создавать устные и письменные высказывания, редактировать собственный текст;
- совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных учащимися в 5-9 классах.
Повторение проводится по следующим разделам языка:
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются через групповые и индивидуальные формы работы.
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся систематизируют знания о русском языке как о системе, совершенствуют практические навыки, повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзамена. В результате прохождения программного материала обучающиеся:
- должны знать основные понятия разделов, определение терминов;
- уметь выполнять различные виды лингвистических анализов;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка;
- определять стили речи, употреблять на письме и в речи разнообразие стилей и жанров;
- с помощью схем строить предложения различных видов.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Синтаксис | 7 |
2. | Пунктуация | 27 |
2.1 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 2 |
2.2 | Знаки препинания в конце предложения | 1 |
2.3 | Знаки препинания внутри простого предложения | 12 |
2.4 | Знаки препинания между частями сложного предложения | 6 |
2.5 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 3 |
2.6 | Знаки препинания в связном тексте | 3 |
ИТОГО | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | |
план | факт | |||
Синтаксис | 7 | |||
1 | Словообразование. Способы образования слов. | 2 | ||
2 | Предлоги и союзы. Слитное и раздельное написание предлогов и союзов. | 3 | ||
3 | Стили речи. Основные признаки стилей, употребление стилей, употребление стилей речи | |||
4 | Средства выразительности. | 1 | ||
5 | Текст. Признаки текста. | 1 | ||
Пунктуация | 27 | |||
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. | 2 | |||
6 | Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. | 1 | ||
7 | Разделы русской пунктуации. | 1 | ||
Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |||
8 | Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения. | 1 | ||
Знаки препинания внутри простого предложения | 12 | |||
9 | Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении | 1 | ||
10 | Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. | 1 | ||
11 | Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами. | 1 | ||
12 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | ||
13 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 1 | ||
14 | Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения. | 1 | ||
15 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. | 1 | ||
16 | Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания. | 1 | ||
17 | Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ. | 1 | ||
18 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 1 | ||
19 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | 1 | ||
20 | Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительных слов. | 1 | ||
Знаки препинания между частями сложного предложения. | 6 | |||
21 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. | 1 | ||
22 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 | ||
23 | Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки. | 1 | ||
24 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | 1 | ||
25 | Семантико - интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | ||
26 | Грамматико - интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. | 1 | ||
Знаки препинания при передаче чужой речи | 3 | |||
27 | Прямая и косвенная речь | 1 | ||
28 | Оформление на письме прямой речи и диалога. | 1 | ||
29 | Разные способы оформления на письме цитат. | 1 | ||
Знаки препинания в связном тексте | 3 | |||
30 | Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью. | 1 | ||
31 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | 1 | ||
32 | Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. | 1 | ||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/24/picture-325291-1382637893.jpg)
Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"
В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-353236-1387127403.jpg)
Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики»
Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики» рассчитана на один года обучения. Предназначена она для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательной ш...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-362522-1388555063.jpg)
Рабочая программа курсов по выбору «Традиции русской народной культуры»
Программа курса по выбору «Традиции русской народной культуры» в рамках реализации школой предпрофильной подготовки, представляет собой надпредметный курс, предназначенный для обучающихся 8 клас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-374470-1392895839.jpg)
Программа кружка «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык.Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программа кружка по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675754-1443460564.jpg)
Рабочая программа курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии»
Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831547-1476551150.png)
Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»
Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859669-1480518142.jpg)
Рабочая программа курса по выбору по русскому языку "Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики"
Элективный предмет может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (да...