Рабочая программа курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии»
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofilnyy_9_klass.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Кукмор» Кукморского Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии»
Усмановой Р.Г., учителя биологии высшей квалификационной категории
(учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов, 17 часов)
2015-2016 учебный год
Рабочая программа предпрофильного курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии» составлена на основе авторской программы Усмановой Р.Г. Предлагаемый предпрофильный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 9 классов, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам. Предпрофильный курс рассчитан на 17 часов. К нему разработан подробный тематический план. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач и проблем по цитологии.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией.
Основная концепция курса:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Устройство светового микроскопа;
Положения клеточной теории;
Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток;
Сходство и различие растительной и животной клеток;
Основные функции компонентов и органоидов клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды.
Учащиеся должны уметь:
Работать со световым микроскопом и препаратами;
Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
Определять тип ткани по фотографии;
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Работать с современной биологической и медицинской литературой;
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Содержание курса
Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч).
Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторная работа. Устройство микроскопа.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч).
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2 ч).
Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.
Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (3 ч).
Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Хемосинтез.
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч).
Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.
Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.
Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Тема 6. Эволюция клетки (2ч).
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
Обобщающий семинар (2 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | Дата | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||
Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч) | |||||
1 | Введение в биологию клетки. Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. | Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. | |||
2 | Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. | Заслуга отечественных биологов. Лабораторная работа. Устройство микроскопа. | |||
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч) | |||||
3 | Прокариоты и эукариоты. Сходства и различия. Теории происхождения эукариотической клетки. | Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот | |||
4 | Животная и растительная эукариотическая клетка. | Сходства и различия животной и растительной эукариотических клеток | |||
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2 ч) | |||||
5 | Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. | Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Мембранные органоиды клеток. | |||
6 | Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. | Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. | |||
Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (3 ч) | |||||
7 | Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. | Источники энергии в клетке. | |||
8 | Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. | Митохондрии – энергетические станции клетки. | |||
9 | Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Хемосинтез. | Схема синтеза АТФ в клетке. | |||
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч) | |||||
10 | Ядерный аппарат и репродукция клеток. Понятие о хроматине. Структура хромосом. | Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции. | |||
11 | Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. | Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. | |||
12 | Митоз – его биологическое значение. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине. | Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. | |||
13 | Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. | Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ. | |||
Тема 6. Эволюция клетки (2ч) | |||||
14 | Эволюция клетки. | Эволюция клетки. Первичные этапы биохимической эволюции на Земле | |||
15 | Теории эволюции про - и эукариотических клеток. | Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов | |||
Обобщающий семинар (2 ч) | |||||
16 | Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого. | Обобщающий семинар | |||
17 | Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого. | Контрольное тестирование |
Литература для учителя:
Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.
Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.
Литература для учащихся:
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Избранные вопросы математики»
Данная авторская программа разработана для учащихся 9-х классов основной общеобразовательной школы. Программа составлена н...
Программа курса по выбору «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» для 9 КЛАССА
В рабочей программе отражены вопросы основного курса математики, которые включены в содержание ОГЭ...
ПРОГРАММА по алгебре для 7-8-го классов курса по выбору "Интересные вопросы алгебры"
Аннотацияк рабочей программе курса по выбору "Интересные вопросы алгебры"математике 7-8 классовДанная программа курса по выбору разработана в соответствии с т...
Программа курса по выбору "Избранные вопросы математики" 9 класс
Программа курса по выбору "Избранные вопросы математики" 9 класс...
Рабочая программа Курса по выбору «Избранные вопросы математики» 9 класс.
Рабочая программа курса по выбору "Избранные вопросы математики". 9 класс...
Программа элективного курса по математике "Отдельные вопросы математики"
Элективный курс...