Собственная методическая разработка на тему "Местоимения. Правописание местоимений"
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Тимофеева Валентина Витальевна

Урок в 10 классе по теме "Местоимения. Правописание местоимений"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфоэпическая разминка МЕЛЬКОМ ЗВОНИШЬ КОНЕ[ШН]О КРАСИВЕЕ БАЛУЕШЬ КВАРТАЛ ДОСЫТА ПОВТОРИШЬ ТОРТЫ

Слайд 2

Орфоэпическая разминка М Е ЛЬКОМ ЗВОН И ШЬ КОНЕ [ШН] О КРАС И ВЕЕ БАЛ У ЕШЬ КВАРТ А Л Д О СЫТА ПОВТОР И ШЬ Т О РТЫ

Слайд 3

Морфологическая задача Я всегда рада видеть всех вас на таком уроке, где каждый имеет возможность выдвигать свои идеи, высказывать какое – то мнение, с лучшей стороны показывать себя. Кто готов к сотрудничеству? Только никакого уныния и скуки! Слова какой части речи преобладают в этих предложениях? Сколько местоимений употреблено, перечислите их. С какой целью я начала урок именно с таких предложений? Где могут пригодиться эти знания?

Слайд 4

Морфологическая задача Я всегда рада видеть всех вас на таком уроке, где каждый имеет возможность выдвигать свои идеи, высказывать какое – то мнение, с лучшей стороны показывать себя . Кто готов к сотрудничеству? Только никакого уныния и скуки! Слова какой части речи преобладают в этих предложениях? Сколько местоимений употреблено, перечислите их. С какой целью я начала урок именно с таких предложений? Где могут пригодиться эти знания?

Слайд 5

Местоимения. Правописание М. Двадцать девятое февраля Классная работа

Слайд 6

Эпиграф «Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова » А.Реформатский

Слайд 7

Опрос Что такое местоимение? На какие вопросы отвечает? Какие значения имеет? Каковы грамматические признаки? Какова синтаксическая роль?

Слайд 8

Что такое местоимение? (Самостоятельная асть речи) На какие вопросы отвечает? (Кто, что, сколько, какой, каков) Какие значения имеет? (предмет, признак, количество ) Каковы грамматические признаки? ( род, число, падеж, одуш , недуш ) Какова синтаксическая роль? ( подлежащее, определение, дополнение, обстоят , сказуемое )

Слайд 9

Лингвистический эксперимент Кузьма догадывался, что деньги у жителей деревни есть. Одному жителю деревни хочется жить не хуже второго, третьего и так далее жителя деревни . Чтобы скопить на мотоцикл, житель деревни будет ходить в одних штанах, а рубль припрячет. Пока деньги лежат без пользы, не делая добра всем жителям деревни . Так неужели жители деревни откажутся дать деньги Кузьме на время, чтобы Кузьма мог отстоять Марию? Что вы можете сказать о речевом оформлении текста? В чём причина его неблагозвучия ? Попробуйте восстановить авторский вариант.

Слайд 10

Авторский вариант Кузьма догадывался, что деньги у жителей деревни есть. Каждому хочется жить не хуже других, чтобы скопить на мотоцикл, любой мужик будет ходить в одних штанах, а рубль припрячет. Пока деньги лежат без пользы, никому не делая добра. Так неужели люди откажутся дать их ему на время, чтобы он мог отстоять Марию? Назовите местоимения Для чего используются местоимения в речи? Можно ли обойтись без них?

Слайд 11

Авторский вариант Кузьма догадывался, что деньги у жителей деревни есть. Каждому хочется жить не хуже других, чтобы скопить на мотоцикл, любой мужик будет ходить в одних штанах, а рубль припрячет. Пока деньги лежат без пользы, никому не делая добра. Так неужели люди откажутся дать их ему на время, чтобы он мог отстоять Марию? Назовите местоимения Для чего используются местоимения в речи? Можно ли обойтись без них?

Слайд 12

Вывод Употребление местоимений позволяет избегать однообразия речи, утомительного повторения одних и тех же слов. Они создают удобство, экономят время и языковые средства. Но использовать местоимения нужно осторожно. При неумелом обращении с ними возникает неясность выражения, мысли, двусмысленность, появляются речевые и грамматические ошибки, как, например, в этих ученических работах.

Слайд 13

В.Г.Распутин —самый известнейший сибирский писатель Все, кто уехали из деревни, очень скучали по родным местам В ихней голове не укладывалось, как они будут жить без самовара Крестьянство боролось против затопления острова, они защищали свою землю и могилы родителей Клавка грозилась матёринцам , что я подожгу всю деревню и страдать из-за вас не собираюсь

Слайд 14

Разряды М. Н У П О В О Л О В

Слайд 15

Определить разряд Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, несколько, любой, сколько.

Слайд 16

Проверь себя Личные: вы, я, они, Возвратное: себя Указательные: этот, тот, такой, столько, таков, то, Определительные: сам, самый, весь, другой, каждый, всякий, сам, любой Вопросительно-относительные: кто, что, который, какой, сколько Отрицательные: никто, ничто, ничей, ничего, никто, нисколько Неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то, кое-какой, несколько, что-либо, какой-нибудь Притяжательные: мой, свой, ваш,

Слайд 17

Определи часть речи Он все еще сидит дома. Все очарование человека заключается в его улыбке. Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман). Ты все пела, это дело. (И. Крылов). То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А. Ахматова). Покажи мне то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье. – Послушайте, барышня - графинюшка , - приговаривала она, подавая Наташе то то , то другое. (Л. Толстой).

Слайд 18

Ключ 1. Все – усилительная частица. 2 . Все – определительное местоимение. 3 . Все – усилительная частица. 4 . Все – наречие времени. 5 . То – то – разделительный союз. 6 . То - указательное местоимение. 7 . Первое и третье то – разделительный союз, второе то – указательное местоимение

Слайд 19

Объясните написание М. Ворота для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила открывала их снова, чтобы сильнее сквозило, скрипело да хлопало, и, хотя оставались ещё в Матёре кое-какие старики, хозяйская рука больше не прикасалась ни к чему.

Слайд 20

Д/з Упр 148, 149


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"

Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ  музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели ...

Собственная методическая разработка "Первые шаги в музыку.Звуки, ритмы, образы."

Цели авторской разработки:- закрепление понятия о звуках и звуковысотности;- изучение и освоение музграмотности;- соединение музграмотности и музицирования в игровой форме с коммукативной игрой;- ритм...

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

Собственные методические разработки

Планирование. Факультатив 7 кл....

Собственная методическая разработка урока по черчению "Сопряжения"

Собственная методическая разработка урока по черчению "Сопряжения". В этом кончпекте вы можете найти поэтапное построение сопряжения....

Собственная методическая разработка урока по ИЗО «Фигура человека»

Собственная  методическая разработка  урока по черчению «Фигура человека». В этом материале вы можете найти поэтапное рисование фигуры человека.  ...