Сложные синтаксические конструкции. Виды подчинения: однородное, параллельное (неоднородное), последовательное. Теоретический и дидактический материал.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Цель - повторить  однородное, последовательное, параллельное подчинение;

  • научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

  • познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neodnorodnoe_podchinenie.docx25.16 КБ
Файл odnorodnoe_podchinenie.docx21.71 КБ
Файл posledovatelnoe_podchinenie.docx23.95 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры предложений с параллельным (неоднородным) подчинением

(Что ни…), […           ], (что… ).

(Что бы о тебе ни думали ), [ты делай то], (что считаешь справедливым). (Пифагор)

(Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).

[Я сейчас же догадался, (что будет дальше), и попытался толкнуть его ногой под столом], (чтобы он замолчал) (К. Джером).

[А после вспомнится и то дерево, (под которым развел теплинку), и тот ручей], (который пел тебе всю ночь)  (М. Пришвин). 

[Я не знал, что ему ответить, и вернулся к разговору], который мы не окончили (В. Машков).

Ведь тому, (кто никогда не видел цветения вишневого сада), невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, (как бывает в цветущем вишневом саду). (В. Солоухин).

(Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца), я понял, (что день кончился). (В. Арсеньев).

(Когда я нёс Лешке книжку), я невольно спрашивал себя, (поймёт ли он этого отнюдь не легкого писателя [Хемингуэя]) (В. Некрасов).

Теперь, (когда старуха кончила свою красивую сказку), в степи стало страшно тихо, (словно и она была поражена силой смельчака Данко) (М. Горький).

(Когда бричка была уже на конце деревни), Чичиков подозвал к себе первого мужика, (который, подняв где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече) (Н. Гоголь).

(Когда я смотрел на Дымку), я удивлялся, (что у неё такие красивые глаза) (В. Драгунский). 

Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!

Среди предложений 15- 19 найдите сложные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей... (17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. (18)Когда Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка, он понял, что это была совсем крошечная собака.

Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

Среди предложений 21-27 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

— (21)Мотенька, что это?

— (22)Ну что! — сказал он, не поворачивая головы. — (23)Ничего особенного. (24)3енитки.

(25) Я невольно зажмурился оттого, что  будто огромной кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу — было страшно. (27)Особенно когда в воду — и спереди и сзади, и справа и слева от лодки — начали падать осколки.

Среди предложений 12—16 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся — мы возвращаемся живые...

Среди предложений 12–17 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 (12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.

(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.

Среди предложений 20—22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 (20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.

(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было.



Предварительный просмотр:

Предложения с однородным подчинением

1. [Он отвечал], (что земля теперь его) и (что прежде принадлежала она Дубровскому).

2. [Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику], (пока тот не отъехал за перекресток), (пока не рассеялась поднятая им пыль)  и  (пока сам он не стал клубом пыли). (Л. А. Жуховицкий).

3. Все делегаты обсуждали поднятую проблему _ и когда зашли в зал, и когда рассаживались по местам

1.Вода в затоне задымилась, точно её подожгли _ или словно над плесом поднялась водяная пыль.

2.Первый зимний путь, если снег выпал ровно при тихой погоде если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).

3.Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода, где вниз по матушке по Волге идут бессчисленны суда (А. К. Толстой).

4.Ты помнишь, товарищ, как мы вместе сражались и  как нас обнимала гроза? (М. Светлов).

5.Подъезжая к мосту, я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко и что они усеяны народом и  открыты палящим лучам солнца (В. Солоухин).

6.Пришлось выстоять самую длинную в Полиной жизни минуту, пока не успокоится нервный солдат и  пока не пройдёт охватившая тело липкая слабость (Л. Леонов).

7.Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость и  как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада (А. Чехов).

8.Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо _ и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

9.Мне нравятся наши сосновые леса _ и когда они весело качают своими макушками навстречу летнему солнцу, и когда они, заснеженные, стоят, как солдаты .


Предложения с однородным подчинением

1. [Он отвечал], (что земля теперь его) и (что прежде принадлежала она Дубровскому).

2. [Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику], (пока тот не отъехал за перекресток), (пока не рассеялась поднятая им пыль)  и  (пока сам он не стал клубом пыли). (Л. А. Жуховицкий).

3. Все делегаты обсуждали поднятую проблему _ и когда зашли в зал, и когда рассаживались по местам

1.Вода в затоне задымилась, точно её подожгли _ или словно над плесом поднялась водяная пыль. 2.Первый зимний путь, если снег выпал ровно при тихой погоде если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).

3.Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода, где вниз по матушке по Волге идут бессчисленны суда (А. К. Толстой).

4.Ты помнишь, товарищ, как мы вместе сражались и  как нас обнимала гроза? (М. Светлов).

5.Подъезжая к мосту, я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко и что они усеяны народом и  открыты палящим лучам солнца (В. Солоухин).

6.Пришлось выстоять самую длинную в Полиной жизни минуту, пока не успокоится нервный солдат и  пока не пройдёт охватившая тело липкая слабость (Л. Леонов).

7.Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость и  как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада (А. Чехов).

8.Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо _ и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

9.Мне нравятся наши сосновые леса _ и когда они весело качают своими макушками навстречу летнему солнцу, и когда они, заснеженные, стоят, как солдаты .

ТЕСТ. Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне...

5. Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении.

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

10. В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.


ТЕСТ. Определите тип придаточного предложения.

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

2. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.

3. Стало так тихо, что со своего балкона я слышал голоса в саду.

4. Если начнешь усиленно заниматься, то успеешь подготовиться к экзамену.

5. И я вижу во сне, как на волке еду я по тропинке лесной.

6. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

7. Мне хотелось, чтобы эта книга была интересна всем.

8. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.

9. Всякий раз, как только показывалось солнце, замерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.

10. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

11. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.

12. Если в ясный день подойти к окну, то вдалеке будут видны очертания города.

13. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

14. Можно только предполагать, как долго продлится его путешествие.

15. Вывеска должна быть расположена так, чтобы каждый прохожий обращал на нее внимание.



Предварительный просмотр:

Всё доступно человеку в этой жизни, если только страстно желать, чтобы и жизни самой не жалко стало при этом (Л. Леонов).  

Снег падал так медленно и важно, что казалось, будто с неба слетают на город легкие белые цветы (К. Паустовский).

Время нашего путешествия истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали (В. Солоухин).  

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов).  

Она непреклонно считала, что всякий ущерб оправдан, если спасается жизнь. (А.И. Солженицын.)

Следует иметь в виду, что в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого наподобие «матрёшки», причём подчинительные союзы или союз и союзное слово окажутся рядом, например:

 [ Я думал о том (1ч) ], что (2ч), если каждый день человек получает одни только радости (3ч), человек вовсе не получает счастья(2ч). [ 1…о том], (2союз «что», (3союз «если»…),2…).

[ Я думал о том (1ч) ], что (2ч)  если каждый день человек получает одни только радости (3ч), ТО человек вовсе не получает счастья(2ч). [ 1ч…о том], (2ч что  (3 если…),  ТО 2ч…).

Запятая ставится между союзами / союзными словами только в том случае, если после второго придаточного не стоит указательное слово то.

Если указательное слово то стоит, то запятая между союзами / союзными словами не ставится.

[Слепой знал],   (что,   (если он протянет руку в окно), с кустов посыплется роса).

 [Слепой знал],   (что   (если он протянет руку в окно), то с кустов посыплется роса).

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

[Я подумал], ( что, (если в сию решительную минуту не переспорю старика), впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки)2.

Эдип знал, что_ если он не разгадает головоломки, то его ждет гибель… (И. Эренбург).

Казалось, что_ если она однажды не выйдет на работу, то к обеду следует ожидать конец света (Т. Устинова).

Подъехав к месту сражения, я понял, что, если проявить упорство, победа будет за нами.

Воздух был необыкновенно светел, прозрачен и нежен, так что, когда Анна Акимовна поглядела в окно, ей прежде всего захотелось вздохнуть глубоко-глубоко (А. Чехов).

 Расставьте знаки препинания:

1. Ей казалось1) что 2) если с толком расписать царю 3)сколько бедствий претерпела матушка 4)оставшись вдовой 5) как она выбивается из сил 6) чтобы добыть кусок хлеба для сирот 7) и хорошенько попросить царя взять Сашу на казенный счет в учебное заведение 9) то царь непременно исполнит такую просьбу. (Е .Водовозова)

2. Мы опасались1) что попали в руки мошенников2) которые высосали у нас все деньги 3)и оставили на произвол судьбы 4) так что нам предстоял бы арест и наказание за попытку выехать без заграничного паспорта. (Н.Лосский)

3. Джонатан Свифт убеждал своих друзей в том(l) что(2) если подвергнуть строгому анализу окружающую нас действительность(3) то окажется(4) что все в жизни устроено достаточно просто и подчинено законам логики.

4. Ученые неопровержимо Доказали(l) что(2) если бы удалось растопить ледяной панцирь Гренландии(З) то в Европу вернулся бы субтропический климат(4) и наступил золотой век.

5. Бобров знал(l) что(2) когда с террасы увидят его верхом на лошади(З) то между барышнями начнется длинный спор о том(4) кто это едет.  

6. Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

 (4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном  берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…



Предварительный просмотр:

Хаджи-Мурат сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан.

Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно увидеть ее тончайшее строение.

Он уже почувствовал, что, если придется вновь отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от убийц.

Она все продолжала говорить о своих неудачах, и, хотя слова ее были привычными, от них вдруг защемило сердце.

Они еще долго бродили по лесу с корзинами в руках и, как только невидимый ранее гриб появлялся, восхищенно присвистывали.

Ему долго не хотелось уходить, и, как только часы пробили пол-одиннадцатого, огорченный, он немедленно собрался.

Солнце медленно сползает с неба на край степи 1) и 2) как только почти касается земли 3) становится багровым.

Луна медленно 1) мигая прозрачно-желтым холодным глазом 2) выплывала наружу 3) и 4) когда совсем вышла на обозрение 5) то стало и вовсе не уютно.

Его богатая натура постоянно ищет выхода 1) и 2) когда ей нет применения в делах 3) она разряжается по пустякам.

Широко известно 1) что 2) как только происходит что-нибудь не совсем обыкновенное 3) сразу появляются слухи.

Как только занималась заря 1) и двери заводили свой разговор 2) старички уже сидели за столом 3) и пили чай.

Я давно заметил 1) что 2) если происходит какая-то большая неприятность 3) то мелкие неприятности расступаются перед ней 4) добровольно уступают дорогу.

Помню время 1) когда работа вдруг приостановилась 2) и отец надолго уехал искать счастья.

К концу дня дождь перестал 1) и ветер начал медленно стихать.

Капитан взглянул в бинокль 1) и 2) хотя не видел спасенного 3) но по веселому лицу офицера 4) сидевшего на руле 5) понял 6) спасенный на баркасе.

Тогда больной отстал от толпы 1) и 2) став позади сторожа 3) выждал удобного мгновения.

К вечеру приступ опять повторился 1) и 2) несмотря ни на какие усилия воли 3) ученому не удалось закончить опыт.

Приближение болезни я почувствовал еще в пути 1) и 2) когда вышел из вагона 3) то уже знал 4) что мне не избежать больничной койки.

Он подождал 1) пока разгорится свеча 2) и 3) смеясь 4) чтобы обеспечить себя от насмешек 5) шагнул в темноту.

Теперь 1) когда вблизи говорили люди 2) и светилось окно 3) ему уже не страшно было 4) хотя гром трещал по-прежнему 5) и молния полосовала небо.

Естественно 1) что когда каждому хочется поговорить 2) и рассказать 3) не зная 4) в чем дело 5) то даже обыкновенный случай приукрашивается вымыслом.

На другой день я выехал в Ялту 1) и 2) чем кончился роман Шамохина 3) мне неизвестно.

У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета 1) и рот  несколько похож на ижицу.

Допустим 1) носы у людей и от природы случаются почище моего 2) и 3) если бы не привычное место 4) ни за что не догадаешься 5) что  6) это за нос 7) но ссадину 8) и синяк ничем оправдать нельзя 9) сразу видно 10) что они красуются тут не по доброй воле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами"

Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами"...

Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")

Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение".

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение" с использованием сингапурских структур....

Презентация к уроку русского языка по теме "Сложные синтаксические конструкции"

Презентация содержит примеры сложных предложений с разными видами связей...

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...