Урок. 5 класс. Глагол
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Глагол
Цели урока: совершенствовать умение находить глагол и использовать его в речи; повторить морфологические признаки глагола; развить знания об употреблении ь после шипящих во 2-м лице глаголов (орф. № 22); совершенствовать орфографические навыки; развивать умение определять тему и основную мысль текста.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД. Саморегуляция. Контроль за результатами деятельности и их оценка.
Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Индуктивное умозаключение.
Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в группе. Участие в диалоге.
Ход урока
1.Орг.момент (приветствие, сбор/раздача тетрадей, запись числа и вида работы).
2.Формулировка темы и цели через актуализацию полученных ранее знаний
Фронтальный опрос: Назовите, что вы любите делать?
Какую часть речи вы использовали сейчас, чтоб рассказать мне о своих любимых занятиях?
Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить, вспомните, что мы повторили на прошлом уроке? Какова тема урока?
Подумайте, что мы сегодня должны повторить? А чему новому научиться?
3. Морфологические признаки глагола. Работа с учебником
1. Беседа по теме урока. Повторение теоретических сведений.
Рассмотрите рисунок на странице 39 (упр.79), что делают учащиеся и учитель на уроке?
Можно ли без глаголов рассказать, что здесь происходит?
Сделайте вывод о том, зачем используются глаголы в речи.
Что ещё известно вам о глаголах?
Прочтём теоретические сведения на странице 39.
2. Повторение времени глагола.
Комментированная работа у доски (упр. 80), определение времени глаголов, характеристика морфологических признаков глаголов (время, число, лицо / род) + (выделить в записанных глаголах суффикс -л-, объяснить написание гласной перед ним, для чего поставить глаголы в неопределённую форму).
Вывод: категорию лица имеют только глаголы настоящего или будущего времени, а по родам изменяются только глаголы прошедшего времени в форме единственного числа.
Упр. 81. Запись глаголов во 2-м лице ед.ч. и в 3-м лице мн.ч.
Бережёшь-берегут, стережёшь-стерегут, несёшь-несут, везёшь-везут, ведёшь-ведут, пасёшь-пасут.
Вывод: правило на стр. 40
Упр. 83. Озаглавить («Лилия»), определить тему (рассказ о цветке), основную мысль (показана прелесть и красота цветка лилии во время пробуждения ото сна), выписать глаголы, определить время.
3.Рефлексия
На уроке мне понравилось… На уроке я вспомнил…
На уроке я узнал… Мне нужно повторить…
Мне нужно выучить…
4.Комментированное объяснение домашнего задания (стр. 40, упр.82)
5.Комментированное выставление оценок
Правописание -тся и -ться в глаголах
Цели урока: повторить правило правописания -тся и -ться в глаголах (орф. № 23); закрепить способ обнаружения данной орфограммы и её применения; упрочить орфографические навыки учащихся; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать исследовательские способности учащихся; развивать представление о роли пословиц в жизни народа.
Личностные УУД. Саморазвитие. Понимание роли русского языка в развитии нравственных качеств личности. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Контроль за результатами деятельности и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Вычитывание информации, представленной в схеме. Извлечение фактуальной информации из текстов. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Ведение диалога.
Ход урока
1.Формулировка темы и цели.
Фронтальный опрос: Что такое орфограмма?
Какие орфограммы написания глаголов мы изучили?
Прочтите стихотворения А. Барто, какую орфограмму вы заметили?
Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема урока?
Подумайте, чему мы сегодня должны научиться?
2.Знакомство с правилом (стр.41)
3.Практическая работа:
Упр.84. Комментированная работа у доски по определению орфограммы ТСЯ/ ТЬСЯ в глаголах. Отработка образца рассуждения + повторение проверяемой/непроверяемой безударной гласной в корне слова.
Упр.85. Самостоятельная работа с комментированной проверкой.
3.Рефлексия
На уроке мне понравилось… На уроке я вспомнил…
На уроке я узнал… Мне нужно повторить…
Мне нужно выучить…
4.Комментированное выставление оценок
Приложение
Карточка 1.
Спишите, вставляя, где нужно, Ь.
1.Сладко спит…ся у костра в лесу, на берегу реки, на палубе корабля, что плывет в открытое море. 2. Ядовитая вода должна была подвергат…ся сложной химической обработке. 3. Сколько завязывает…ся новых дружб и добрых знакомств! 4. Далеко за рекою слышат…ся веселые песни косцов. 5.Летом убирает…ся сено.
Карточка 2.
Спишите. Найдите глаголы, которые употреблены в форме будущего времени.
В окрестностях знойного города не найдешь горсти плодородной земли, не увидишь зеленого деревца, не зачерпнешь капли студеной воды. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травка, такой она и под снег ляжет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».
Урок родного (хантыйского) языка 5 классТема урока: «Время глагола»....
Урок "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"
Урок русского языка...
Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."
Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....
Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"
Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
3 класс Глаголы. Изменение глаголов по временам
Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по временам, роль в предложении)....
3 класс Глаголы. Изменение глаголов по числам.
Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола изменение по числам роль в предложении)....