Урок "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок русского языка в 5-ом классе

                          Различение глаголов  повелительного наклонения и глаголов изъявительного          наклонения настоящего и будущего времени

  1. Разминка, подводящая к проблемной ситуации: чтение и анализ текста (см.Р1)

Задания

- назвать пунктограммы (запятая в сложном предложении; обособление обращения; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ.в именит.падеже);

NB! Желательно обратить внимание на виды связи в сложных предложениях, в частности - на сложноподчин.предложение с придаточным условным, т.к.в предложениях такого типа часто встречаются гл.изъвит.накл.буд.времени, о которых пойдет речь на уроке.

- орфографический анализ (безуд.гласные в корне слова ( в том числе – чередующиеся), непризнос.согл.в корне, правописание безуд.личн.окончаний глаголов и др.);

- назвать все глаголы, указать наклонение и время (если есть).

2. Создание проблемной ситуации

1. Задание – определить наклонение, время гл.вылечите (слово на Д)

Формулируется проблема, называются ее причины (глаг.в форме 2 лица множ.числа), находится способ решения(придумывается и записывается контекст для формы повелит.наклонения и изъявит.наклонения буд.времени.

  1. Задание – сформулировать тему так, чтобы в формулировке содержалась основная задача урока ( Различение глаголов … - пока речь идет только о гл.буд.времени)
  2. Определение цели урока

Вопрос – зачем нужно уметь различать данные глагольные формы?

Ответы -  разный морфемный состав( Д); синтаксич.особенности пр-ий с гл.-сказуемым в форме повелит. и изъявит.накл., …). Нужно выйти на орфографию  - задание (запись под дикт.на Д. и в Т):

   Если заблудитесь, крикните погромче. Если крикнете, обязательно кто-нибудь отзовется -

вариант новой проблемной ситуации, для разрешения которой нужно определить формы глаголов, указать  спряжение глаголов в форме изъявит.наклонения, выделить безуд.личные окончания и суффикс –и в глаголе повелит.наклонения – т.е. сделать качественный графич.комментарий. Параллельно на доске составляется схема, позволяющая сформулировать выводы (правило).

  1. Формулировка правила (самостоятельно)

Сопоставление самостоятельно сформулированного правила с правилом из учебника (с.148). Объяснение различий в формулировках. Дополнение к теме урока ( Различение … и настоящего времени)

  1. Закрепление полученных знаний
  1. Задания 2(см.Р)

NB! Возможен вопрос, предваряющий выполнение задания, связанного с образованием глагольных форм (бонус для сообразительных) – Можно ли сразу назвать глаголы, в которых возможно – ете?

 После  того, как оба задания выполнены, - выявление целесообразной последовательности действий при решении данной орфографической задачи и создание алгоритма.

  1. Вопрос - С каким типом речи может быть связана такая комбинация глаголов? (задание 2 вторая часть) – выход на рассуждение (след.задание связано с текстом-рассуждением; возможен анализ текста с данной позиции).
  2. Задание 3(Р)

Далее – самопроверка (текст вынесен на слайд); самооценка (исправлены все 5 ошибок – 5 баллов, 4 - …).

NB! Может возникнуть спорная ситуация по поводу предпоследнего предложения («окликните»). Слайд- показать 2 варианта  измененного предпоследнего предложения: с придаточным условия (вспомнить схему, составленную при выполнении 1-го задания) и вариант бессоюзного предложения:

-Если вы окликнете негромко маленькую серую птичку, то она отзовется нежной трелью;

-Окликнете негромко маленькую серую птичку – она отзовется нежной трелью. – Почувствовать разницу.

6. Подведение итогов

Задание: записать ключевые слова темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме: Сослагательное наклонение I (нереальное условие в настоящем и будущем времени)

Работа выполнена частично в тестовой форме, что облегчает проверку учителем...

Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени приложение

Приложение к уроку "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"...

Основные случаи употребления видо-временных форм английского глагола изъявительного наклонения в действительном залоге. Таблица

Основная цель данного метариала - привести в систему имеющиеся знания по теме "Видо-временные формы английского глагола изъявительного наклонения"....

Различение глаголов изъявительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени

Папка с материалом для проведения урока состоит из 4-ёх частей:- цели и задачи урока, предполагаемые умения и навыки;- ход урока с дидактическим материалом;- приложение с доп.дидактическим материалом...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...