ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ ТЕМА: «СОЗДАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
рабочая программа по русскому языку
При подготовке рабочей программы были учтены психофизиологические особенности учащихся младшего подросткового возраста и данные психолого-педагогического паспорта класса об уровне развития памяти, внимания, мышления. Качество обученности по русскому языку детей с ОВЗ низкое в силу низкого уровня мыслительных процессов и познавательной активности. Уровень внимания и работоспособности невысокий. Плохо развита у учащихся зрительная и слуховая память. Для создания адаптированной программы я изучила нормативную базу, методы и приёмы работы с такими обучающимися, а также их психологические особенности. В моём проектном задании приводятся примеры наиболее эффективных методов и приёмов работы с обучающимися с ОВЗ на уроках русского языка. Большой интерес у таких ребят вызывает работа в группах. Участие в групповой работе является большим стимулом развития потенциальных способностей слабоуспевающих школьников, чем индивидуальная работа с ними учителя. Помимо образовательных целей, групповая работа преследует также и воспитательные: сплотить детей, научить действовать слаженно и согласованно, испытывать чувство коллективной ответственности за продукт совместной деятельности.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ОВЗ по русскому языку для 7 класса составлена. на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов средней общеобразовательной школы Русский язык. Рабочие программы.. Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов: Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др.
Коррекционно-развивающая составляющая:
· организовать освоение знаний об устройстве и функционировании языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование умения пользоваться его стилистическими ресурсами, способствовать интенсивному развитию речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
· дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; · развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению литературных норм языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
· формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
· обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;
· овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.
Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей. Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Основные направления коррекционной работы
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe_zadanie.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Кафедра филологического образования
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
ТЕМА: «СОЗДАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
КПК: «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ООО И СОО»
Выполнила: Храмцова Ирина Ивановна
учитель русского языка и литературы
1 категории
МБОУ «Вещевская ООШ»
Выборгский район
Руководитель: Сокольницкая Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры филологического образования
Санкт-Петербург, 2019
Содержание
- Введение. 2
- Теоретическая часть. 3-7
- Технологическая (практическая часть). 7
- Заключение. 8
- Приложение 9-32
- Список используемых источников. 33
Введение
Что такое «задержка развития»? В последние годы мы всё чаще и чаще в своей педагогической деятельности сталкиваемся с данным понятием. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых и эмоционально-волевых). С течением времени количество обучающихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, значительно возросло.
Таким образом, возрастает объём работы учителя. Для того, чтобы преподавать в классе, где есть обучающиеся с ОВЗ(ЗПР), педагог должен внимательно изучить методы и приёмы работы с такими детьми, выбрать для себя наиболее подходящие, создать адаптированную рабочую программу по своему предмету.
Цель проекта: создать адаптированную рабочую программу по русскому языку.
Задачи: - изучить нормативную базу
- изучить необходимую литературу по данной теме;
- познакомиться с методами и приёмами работы с детьми с ОВЗ(ЗПР) на уроках русского языка
- создать адаптированную рабочую программу по русскому языку
Проблема: Обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ
Теоретическая часть
Методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд психолого-педагогических особенностей:
- недостаточная сформированность пространственных представлений;
- низкий уровень развития восприятия;
- рассеянное внимание, трудность переключения с одного вида деятельности на другой;
- слабое развитие интеллектуальной активности;
- низкая мотивация к процессу обучения;
- кратковременная, наглядная память;
- отставание в развитии мышления;
У детей с ОВЗ возникают трудности формирования учебных умений. Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического или социально-педагогического нарушения. Эффективность обучения и исправления недостатков развития детей с ОВЗ во многом зависит от использования различных методов и приемов, учитывающих особенности данных детей. Правильно подобранные учителем коррекционно - развивающие педагогические технологии позволяют добиваться положительной динамики в обучении. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, повышения мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Наиболее распространёнными результативными методами являются:
Практические методы и приемы обучения:
- постановка практических и познавательных задач;
- алгоритм (способа действия, образца выполнения);
- упражнения;
- дидактические игры.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.
Наглядные методы:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий, схем;
- презентации.
Словесные методы:
1. речевая инструкция, беседа;
2. аудирование (голосовой и речевой материал для прослушивания);
3. вопросы (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
4. оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно точно формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.
Двигательно-кинестетические методы:
1. Психогимнастика, физкультминутки и релаксация;
2. Метод групповой работы;
3. Методы и приемы технологии развития критического мышления:
- верное-неверное утверждение;
- кластер;
- метод активного чтения;
- синквейн.
В целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта на уроках следует сочетать несколько методов и приемов работы. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного дидактического материала и средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Активность ученика на уроке является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, во-первых, принцип доступности, а во-вторых, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям обучающихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. Значение мотивации для успешной учебы детей с ОВЗ выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. Опыт работы показывает, что необходимо находить повод для того, чтобы похвалить ребенка. Однако школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, дела, поступки в учебной работе вызвали одобрение, и что у него не получается, чему он должен научиться
Наибольшее затруднение обучающиеся с ОВЗ испытывают при написании диктантов, изложений и сочинений.
При этом виде контрольных работ рекомендуется заранее познакомиться с текстом изложения, при работе над сочинением можно использовать карточки с опорными словами, с планом, с возможным началом. При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей этой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Эффективны карточки, в которых нужно выполнить упражнения, применяя правило. Очень нравится таким ребятам работать с перфокартами, где нужно вставить пропущенные буквы на пройденное правило. Изучая морфологический разбор той или иной части речи, учащиеся класса выполняют разбор по памяти, а у детей с ЗПР- перед глазами схема морфологического разбора слова.
При изучении частей речи для слабых учеников можно раздать карточки со следующими заданиями: на какие вопросы отвечает прилагательное, причастие (деепричастие), найди по вопросу/суффиксу среди данных слов прилагательное, причастие (деепричастие).
При работе с текстом, класс прослушивает его, а перед ребятами с ЗПР на парте – текст. Например, задание при прослушивании: запомнить или записать несколько примеров лексически окрашенных слов (устаревшие слова, разговорные, диалектные, слова в переносном значении и т. д.).
Обучающимся с ОВЗ очень нравится работать в группах. Каждой группе даётся определённое задание. Каждый член группы выбирает из этой карточки вопрос, с которым он справится. Помощь слабым ребятам здесь оказывают более сильные. Но чаще всего эти ребята выбирают такие задания, с которыми справляются.
В работе с такими детьми важное место нужно уделять словарной работе. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.
Особое внимание нужно уделять и работе над ошибками, заполняя таблицу:
Слово. в котором допущена ошибка | Как я написал слово | Правильное написание слова, объяснение | Примеры слов на данную орфограмму |
Прием сравнения правильного и неправильного написания слов позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).
Много внимания работе с детьми с ОВЗ нужно уделять на уроках орфоэпии, дикции. Добившись от учащихся правильного, безошибочного чтения, можно переходить к следующему этапу – выразительному чтению, начиная с самого простого требования: соблюдать знаки препинания, которые расчленяют фразу на части. Внимание к знакам препинания закладывает основу для правильного понимания и воссоздания смысла читаемого.
Практическая часть
Этапы работы: 1. Постановка проблемы
2. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы
3. Планирование деятельности по реализации проекта
4. Сбор информации
5. Структурирование информации
6. Изготовление и оформление продукта
7. Подготовка презентации
Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР и при изучении русского языка.
При работе с такими детьми нужен индивидуальный подход к каждому.
С чего начать работу? Конечно же с составления адаптированной рабочей программы. Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ОВЗ по русскому языку для 7 класса составлена. на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов средней общеобразовательной школы Русский язык. Рабочие программы.. Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова.
Структура рабочей программы:
1.Титульный лист
2. Нормативная база(общие сведения)
3. Коррекционно-развивающая составляющая
4. Основные направления коррекционной работы
5 Предполагаемые результаты освоения русского языка
6 Содержание программы
7 Таблица тематического распределения количества часов
8 Тематическое планирование уроков русского языка.
Обучение русскому языку имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, основным.
Заключение
В заключение я хочу отметить, что научить детей с ЗПР связной правильной речи, большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм русского языка дает положительные результаты и обеспечивает содержательное и структурное единство устной и письменной речи школьников с ЗПР, выступает источником развития их словесно- логического мышления.
Целью моей проектной работы являлась разработка адаптированной рабочей программы по русскому языку. Она проводилась с учетом поставленных задач, а также с учетом особенностей развития обучающихся данного класса. Цель достигнута. Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ является приложением к данной работе.
В ходе работы были изучены различные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ(ЗПР) на уроках русского языка. Данные приёмы помогают также и самим учащимся развивать и совершенствовать основные умения и навыки, такие как, умение анализировать, сравнивать и делать выводы, умение самостоятельно выполнять задания и проверить свою работу.
Создание адаптированной рабочей программы и руководство коррекционно-развивающей составляющей на уроках русского языка помогают подготовить учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы, а также повысить интерес к изучаемому предмету, развить их умственные, творческие и коммуникативные способности. А также помогает учителю вовремя выявлять пробелы в знаниях учащихся и корректировать их.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вещевская основная общеобразовательная школа»
Принята на педагогическом совете школы МБОУ «Вещевская ООШ» Протокол № от | Утверждена приказом директора школы МБОУ «Вещевская ООШ» от 2019г. № |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Адресность:
образование детей с задержкой психического развития
7 класс
Рассмотрена
на заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № ___ от ____ ________20 г.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ОВЗ по русскому языку для 7 класса составлена. на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов средней общеобразовательной школы Русский язык. Рабочие программы.. Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов: Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др.
Коррекционно-развивающая составляющая:
∙ организовать освоение знаний об устройстве и функционировании языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование умения пользоваться его стилистическими ресурсами, способствовать интенсивному развитию речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
∙ дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; ∙ развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению литературных норм языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
∙ формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
∙ обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;
∙ овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.
Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей. Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Основные направления коррекционной работы
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Данная программа рассчитана на 136 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации с учётом регионального компонента.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения русского языка.
Личностные универсальные учебные действия
Класс | Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
7 | - Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | - Осознавать эстетическую ценность русского языка. - Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. - Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. |
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Класс | Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
7 | - Умению контроля. - Принятию решений в проблемных ситуациях. - Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно). | - Основам саморегуляции. - Осуществлению познавательной рефлексии |
Познавательные универсальные учебные действия
Класс | Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
7 | - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему; - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей. | - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении). |
Коммуникативные универсальные учебные действия
Класс | Чтение и аудирование | Анализ текста | Воспроизведение текста | Создание текста | Совершенствование текста |
7 | Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения. | Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте. | Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства. | Уметь видеть проявление состояния человека во внешности людей и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении. Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации | С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения. |
Предметные результаты обучения
7 класс | |
Фонетика и графика | |
Орфоэпия | правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; |
Лексика и фразеология | свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; |
Морфемика и словообразование | объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую; |
Морфология | распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения; |
Орфография | характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём; |
Синтаксис | определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи; |
Пунктуация | обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
136 ч.
О ЯЗЫКЕ – 1 ч.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.
РЕЧЬ – 18 ч.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ – 32 ч.
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ – 82 ч.
НАРЕЧИЕ (40 ч.)
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ – 30 ч.
ПРЕДЛОГ (10 ч.)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ (10 ч.)
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА (10 ч.)
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА – 6 ч.
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ – 6 ч.
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 3 ч.
Таблица тематического распределения количества часов:
Содержание | Кол-во часов |
О языке | 1 |
Речь | 18 |
Язык. Правописание. Культура речи (закрепление и углубление изученного) | 32 |
Фонетика, орфоэпия, графика | |
Письмо. Орфография. | |
Слово и его строение. Морфемика | |
Слово как часть речи. Морфология | |
Синтаксис и пунктуация | |
Лексика. Словообразование. Орфография | |
Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи | |
Морфология. Правописание | 82 |
Самостоятельные части речи | |
Глагол | |
Имя существительное | |
Имя прилагательное | |
Причастие | |
Деепричастие | |
Имя числительное | |
Местоимение | |
Наречие | 40 |
Служебные части речи Предлог | 10 |
Союз | 10 |
Частица | 10 |
Междометия и звукоподражательные слова | 6 |
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ | 6 |
Синтаксис и пунктуация | |
Словосочетание и предложение | |
Синтаксис простого предложения Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения | |
Односоставные простые предложения | |
Неполные предложения | |
Предложения с однородными членами | |
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями | |
Предложения с обособленными членами | |
Прямая и косвенная речь | |
Синтаксис сложного предложения | |
Сложное предложение | |
Сложносочинённое предложение | |
Сложноподчинённое предложение | |
Бессоюзное сложное предложение | |
Сложное предложение с разными видами связи | |
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) | 3 |
Уроки контроля | 10 |
ВСЕГО | 136 |
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской
(136 часов, из них 31 на развитие речи)
К-во час. | Название темы | Содержание | Коррекционная работа |
1 | О языке | Изменяется ли язык с течением времени Эволюция языка. Этимология | - планирование учебного сотрудничества, - формирование устной речи - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
32+ 4 рр | Повторение изученного в 5—6 классах | ||
1 р | Что мы знаем о стилях речи Что мы знаем о типах речи | Обобщение и углубление изученного в 5—6 классах | - планирование учебного сотрудничества, - формирование устной речи - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Фонетика и орфоэпия | Звуки речи. Фонетическая транскрипция и её роль. Фонетический разбор слова. Правильное произношение и ударение. Орфоэпический разбор слова. Орфоэпический словарь и его словарная статья | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - анализ звукового состава речи, - сравнение согласных по способу образования - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
4 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | Способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Словообразовательная цепочка однокоренных слов и морфемное строение слова. Словообразовательное гнездо. Словообразовательн. словарик учебника и школьный словообразовательный словарь. Неморфологические способы образования слов. Этимологический словарик учебника | - формирование умения анализировать свою деятельность, - формирование устной и письменной речи. - умение выполнять все виды разбора слов; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
2 | Проверочная работа № 1 и её анализ | Контрольная работа по морфемике, словообразованию лексике, фонетике и орфоэпии. Анализ. | - проверка усвоения знаний пройденного материала; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
1 р | Текст. | Способы и средства связи предложений Повторение и обобщение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах связи предложений в тексте | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, - грамотная речь, -умение вести диалог - работа с текстами различных видов, - постановка и решение проблемы, - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 р р | Контрольная работа № 1. КИ | Изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур — гончий пёс» | - умение писать изложение текста; - формирование устной и пиьменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
1 | Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и Пунктуация. Значение письма, чтения и орф.норм в жизни людей. Орфографический словарик учебника и орфографические словари | -планирование учебного сотрудничества, - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, - умение вести диалог - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Правила употребления некоторых букв | Буквы ъ и ь как Разделительные. Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова. Буквы о — е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог, -умение различать прямое и переносное значения слов, - пополнение словарного запаса - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Правописание приставок | Три группы приставок | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог, -умение различать прямое и переносное значения слов, - пополнение словарного запаса - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем | Обозначение гласных и согласных в корне слова | - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах, - умение по работать по плану; - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь, - умение вести диалог - сотрудничество - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Правописание суффиксов | Суффиксы имён существительных, суффиксы причастий. Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий | - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах, - умение по работать по плану; - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь, - умение вести диалог - сотрудничество - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Правописание окончаний | Окончания имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений, личные окончания глаголов I и II спряжения | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог, -умение различать прямое и переносное значения слов, - пополнение словарного запаса - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Контрольная работа № 2. | Диктант с грамматико- орфографическими заданиями. Анализ диктанта | - проверка усвоения знаний пройденного материала; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
4 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов | Не с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными и прилагательными. Не и ни в отрицательных местоимениях. Употребление дефиса | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог, -умение различать случаи слитно-дефисного написания слов, - пополнение словарного запаса - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Словарное богатство русского языка. | Русские лингвисты: Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов. Толковые и другие лингвистические словари как выражение словарного богатства русского языка. Выдающиеся русские лексикографы | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, - грамотная речь, -умение вести диалог - работа с текстами различных видов, - постановка и решение проблемы, - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. |
3 | Грамматика: морфология и синтаксис | Что такое грамматика. Различение частей речи и членов предложения | формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение различать прямую речь и слова автора - умение находить основы предложений - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Контрольная работа № 3. | Диктант с грамматико- орфографическими заданиями | - проверка усвоения знаний пройденного материала; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
5РР | Речь. Стили речи | ||
2 Р Р
| Публицистический стиль | Публицистический стиль речи. Характеристика речевой ситуации. Характерные языковые и речевые средства. | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, - грамотная речь, -умение вести диалог - работа с текстами различных видов, - постановка и решение проблемы, - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. |
1 Р
| Заметка в газету | Характеристика жанра заметки | - формирование устной речи, - формирование навыков смыслового чтения, - грамотная речь, - работа над составлением текста, - постановка и решение проблемы, - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. |
2 Р Р | Контрольная работа № 4. КС | Заметка в газету | - умение писать коллективное сочинение на заданную тему; формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, умение вести диалог; -умение работать в группе; - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
82 | Морфология. Орфография | ||
40 (38+7рр) | Наречие. Речь | ||
4 | Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от со- звучных форм других частей речи. Русские лингвисты: А. Н. Гвоздев | Наречие как часть речи. Наречия и созвучные формы других частей речи | -умение находить наречия; - овладение правилами правописания наречий; - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах; - умение по работать по плану; - формирование устной речи ; - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь; - умение вести диалог; - сотрудничество; |
4 | Разряды наречий по значению. Слова состояния | Разряды наречий по значению. Значение наречия в пр-ии и тексте. Слова состояния | -умение находить наречия; - овладение правилами правописания наречий; - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах; - умение по работать по плану; - формирование устной речи ; - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь; - умение вести диалог; - сотрудничество; |
4 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий | Степени сравнения наречий в сравнении со степенями сравнения имён прилагательных. Морфологический разбор наречий | -умение находить наречия; - овладение правилами правописания наречий; - умение различать степени сравнения наречий - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах; - умение по работать по плану; - формирование устной речи ; - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь; - умение вести диалог; - сотрудничество; |
1 Р
| Проект «Заметка в газету» | Коллективная работа над стенной газетой на тему «Человек и природа в городе». Анализ сочинения. | - умение писать коллективное сочинение на заданную тему; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог; -умение работать в группе; - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Словообразование наречий Основные способы образования наречий. | Морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа | - формирование умения анализировать свою деятельность, - формирование устной и письменной речи. - умение выполнять все виды разбора слов; - умение определять способ словообразования слов; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
1 | Диагностическая работа Наречие | Наречие | - проверка усвоения знаний пройденного материала; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
(8) 2 2 2 2 | Правописание наречий | Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений Правописание не с наречиями на о (е) Буквы н и нн в наречиях на о (е) | -умение находить наречия; - овладение правилами правописания наречий; - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах; - умение по работать по плану; - формирование устной речи ; - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь; - умение вести диалог; - сотрудничество; |
2 р р
| Рассуждение- размышление | Строение типового фрагмента со значением рассуждения- размышления. Средства публицистической выразительности в таких текстах | - умение писать сочинение на заданную тему; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | Сочинение- рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису). Анализ сочинения | - умение писать сочинение на заданную тему; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. | |
(5) 1 2 1 1 | Правописание наречий | Буквы о и а в конце Наречий Дефис в наречиях Не и ни в отрицатель- ных наречиях Буква ь в конце наре- чий после шипящих | умение находить наречия; - овладение правилами правописания наречий; - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах; - умение по работать по плану; - формирование устной речи ; - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь; умение вести диалог; - сотрудничество; |
2 | Употребление наречий в речи | Роль наречий в текстах разных стилей. Роль обстоятельственных и определительных наречий в тексте. Наречие в лингвистических словарях | -умение находить наречия; - овладение правилами употребления наречий в речи; - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах; - умение по работать по плану; - формирование устной речи ; - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь; умение вести диалог; сотрудничество; |
2 | Произношение наречий | Произношение наречий. Ударение в наречиях | умение находить наречия; - овладение правилами употребления и произношения наречий в речи; умение вести поиск нужной информации в художественных текстах; умение по работать по плану; - формирование устной речи и формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь; умение вести диалог; - сотрудничество; |
2 | Повторение | Повторение изученного о наречии | -умение находить наречия; - овладение правилами правописания наречий; - умение вести поиск нужной информации в художественных текстах; - умение по работать по плану; - формирование устной речи ; - формирование навыков смыслового чтения, грамотная речь; умение вести диалог; сотрудничество; |
2 | Контрольная работа № 5. | Диктант с грамматико- орфографическими заданиями. Анализ работы | - проверка усвоения знаний пройденного материала; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 Р Р | Описание состояния человека | Строение фрагмента текста со значением «описание состояния человека». Опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения Способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека. Описание состояния человека по фотографии, репродукции картины, при непосредственном общении с кем-либо, описание состояния того или иного героя кино- или телефильма, вызванное острым поворотом сюжетной линии | - умение строить текст на заданную тему; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 Р Р | КР № 6 По теме «Наречие» | Сочинение- воспоминание «Как я первый раз...». Анализ сочинения | - умение писать сочинение на заданную тему; - формирование устной и письменной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
30+ 9РР | Служебные части речи | ||
10 | Предлог. Речь (5+5рр) | ||
1 | Служебные части речи | Служебные части речи в сопоставлении со знаменательными. | -понимание значения служебных частей речи в тексте; -умение различать самостоятельные и служебные части речи - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
1 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов | Предлог. Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога | -понимание значения предлогов в тексте; -умение находить предлоги - умение различать разряды предлогов; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
2 | Правописание предлогов | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. | -понимание значения предлогов в тексте; -умение находить предлоги и знать правила правописания их; - умение различать разряды предлогов; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
1 | Употребление предлогов в речи | Предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний. Ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов | -понимание значения предлогов в тексте; -умение находить предлоги и правильно употреблять их в речи; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
2 Р Р | Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологи- ческой речи Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на «данное» и «новое»; прямой порядок слов в этих предложениях | - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 Р Р | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи. Редактирование текстов с изменением порядка слов | - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
1р | КИ Контрольная работа № 7. Изложение текста | Изложение публицистического текста. | - умение писать изложение публицистического текста; - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
10 | Союз. Речь (6+4рр) | ||
2 | Союз как часть речи. Разряды сою- зов | Союз как часть речи. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Особенности употребления союзов в простом и сложном предложении. Морфологический разбор союза | -понимание значения союзов в тексте; -умение находить союзы; - умение различать разряды союзов ; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
2 | Правописание союзов | Правописание союзов, предложенных для запоминания, в сопоставлении с местоимениями с предлогами (зато — за то дерево), частицами или наречиями с частицами (я также пойду — я поступлю так же) | -понимание значения союзов в тексте; -умение находить союзы в тексте и знать правила правописания их; - умение различать разряды союзов; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
2 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | Союзы в простом и сложном предложении. Союзные слова и их роль в сложноподчинённом предложении | -понимание значения союзов в тексте; -умение находить союзы в тексте и правильно употреблять их в предложениях; - умение различать разряды союзов; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
Р 3 Р Р
| Текст. Описание внешности человека | Признаки, необходимые для описания внешности человека. Тексты со значением описания внешности человека. Способ выражения признака: словосочетание, предложение, тип речи). Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека» | - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
1 Р | Текст. Описание предмета | Строение текста: описание предмета (в сочетании с описанием места). Конструкции, характерные для описания предмета | - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
10 | Частица | ||
2 | Частица как часть речи. Разряды частиц | Частица как часть речи. Разряды частиц. Частица в предложении. Интонация в предложениях с частицами. Морфологический анализ частиц | -понимание значения частицы в тексте; -умение находить частицы; - умение различать разряды частиц ; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
3 | Правописание частиц | Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи. Правила употребления и написания частиц ли, же, бы, -то, -ка. Частицы и приставки не и ни | -понимание значения частиц в тексте; -умение находить частицы в тексте и знать правила правописания их; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
2 | Употребление частиц в речи | Смысловая роль частиц. Частицы в художественных произведениях | -понимание значения частиц в тексте; -умение находить частицы в тексте и правильно употреблять их в тексте; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
2 | Произношение предлогов, союзов, частиц | Произношение употребительных предлогов, союзов, частиц. Нормы ударения в предлогах, союзах, частицах | -понимание значения служебных частей речи в тексте; -умение находить служебные части речи в тексте и знать правила их произношения; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
1 | Контрольная работа № 8. | Диктант с грамматико- орфографическими заданиями. Анализ диктанта | -проверка усвоения изученного материала по теме «Служебные части речи» . правописание служебных частей речи; - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
6+3+5 рр | Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Речь | ||
2 | Междометия | Междометия как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий | -понимание значения междометий в речи; -умение находить междометия в тексте; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
1 | Звукоподражательные слова | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий | -понимание значения звукоподражательных слов в речи; -умение находить звукоподражательные слова в тексте; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
6 | Омонимия слов разных частей речи | Омонимия слов разных частей речи. Переход одной части речи в другую, прилагательных в существительные, числительных в прилагательные). Трудный материал по морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии | -понимание омонимии слов разных частей речи; -умение находить омонимы в тектах; - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы |
1 р | Характеристика человека | Краткая характеристика, в которой только называются основные черты характера, особенности того или иного человека Полная характеристика Деловая (информативная) и художественная (изобразительная) речь | - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 р р | Сжатое изложение | Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове». Анализ изл-я. | - умение сжато пересказывать текст по памяти, сохраняя характеристику персонажа; - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
1 р | Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | Соединение в тексте характеристики чело- века и описание его внешности | - умение соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности; - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 Р р | КС Контрольная работа № 8: сочинение о человеке. | Примерные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец, литературный герой ...)?», или «Что за человек мой друг (брат, сестра, одноклассник...)?», или «Знакомьтесь: это я» (характеристика человека и описание его внешности). Анализ сочинения | -умение создавать текст типа характеристики или самохарактеристики, где чередуются фрагменты со значением описания предмета и рассуждения-доказательства; - формирование устной речи - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
3 | Обобщающее повторение | ||
2 | Повторение изученного. | Русские лингвисты, о которых говорилось в течение учебного года. Трудный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи | - формирование устной речи; - повторение правил правописания; - формирование навыков смыслового чтения, -грамотная речь, - умение вести диалог - умение давать полный ответ на вопрос - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
1 | Контрольная работа №10. | Итоговый тест в конце года. | -проверка усвоения изученного материала по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи; - формирование устной речи - умение находить в тексте опорные слова - коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. - Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2 | РЕЗЕРВ |
Список использованных источников
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку – М. 1980.
ВыготскийЛ.С. Мышление и речь – М., 1996.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1980
Жинкин Н.И Речь как проводник информации – М.,1982
Соловейчик М.С. Развитие речи : теория и практика – М.1990.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.,1991
Лосева Л.М.Как строится текст. – М., 1980.
https://multiurok.ru/index.php/files/mietody-i-priiemy-raboty-s-diet-mi-s-ovz-na-urokak.html
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=19610
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для 7 класса
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9...
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...